Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:24, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в стране проводится бюджетная реформа, российская экономика переходит на рыночные отношения, постепенно интегрируется в мировое хозяйство и международные финансовые структуры, осуществляется децентрализация внешнеполитических связей российских предприятий с зарубежными партнерами. Вместе с тем процессы налаживания механизмов бюджетного регулирования сопровождаются значительным количеством соответствующих нарушений. Все вышеизложенное позволяет утверждать, что данная тема на сегодняшний день пользуется актуальностью.
Цель настоящей работы - проанализировать ответственность за нарушения бюджетного законодательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…...…..3
Финансовая ответственность…………………………………….………..5
Административная ответственность…………………………………….10
Уголовная ответственность………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………….………22
Список используемой литературы………………………………………….…..23

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Сложившаяся на сегодняшний день арбитражная  практика в целом позволяет сформулировать точку зрения судов таким образом, что наказуемым является недостижение цели, для реализации которой выделялись бюджетные средства. Если же цель достигнута, но эта деятельность сопровождалась неправомерными действиями, то, с точки зрения судов, «...подобные случаи не могут свидетельствовать о нецелевом характере использования денежных средств». В этих ситуациях должностные лица могут быть привлечены к ответственности только за нарушение Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете»  (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011).

При рассмотрении споров, связанных с использованием кредитов, выделяемых из федерального бюджета, суд указывает, что «факт зачисления бюджетных средств на расчетный счет заемщика, находящийся в другом банке», в нарушение постановления Правительства РФ о выделении соответствующего кредита, не может рассматриваться как нецелевое использование кредита. Значение согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ имеет то, на что был использован кредит, полученный из бюджета.

Итак, с точки зрения судов, нецелевым  использованием бюджетных средств является лишь недостижение цели, на которую они выделялись, хотя бы и сопровождавшееся неправомерными действиями. Что касается нарушений, связанных с неправомерным несоблюдением установленного порядка получения и расходования бюджетных средств, то сами по себе такие факты, по судебной трактовке, нецелевым использованием не являются.

Исходя из практики органов государственного финансового контроля, в отличие  от судебного трактования, возможны два критерия для установления наличия  целевого использования бюджетных средств:

достижение надлежащей цели в результате использования бюджетных средств;

соблюдение всех формально установленных  условий, предусмотренных при выделении  данных средств.

Итак, объективная сторона  нецелевого использования бюджетных  средств как нарушения бюджетного законодательства имеет двоякую  трактовку: судебную и органов исполнительной власти. Согласно первой трактовке  нецелевым использованием бюджетных  средств является недостижение цели их выделения, согласно второй - нецелевое использование возникает еще и при нарушении процедуры использования выделенных из бюджета денежных средств.

По юридической конструкции  правонарушение образует формальный состав. Оно считается оконченным с момента нарушения - использования денежных средств не в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, уведомлением, сметой доходов или расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Субъект нецелевого использования бюджетных средств. Для того чтобы определить субъекта ответственности при нецелевом использовании бюджетных средств как нарушении бюджетного законодательства, целесообразно рассмотреть его через призму установленных БК РФ санкций.

Санкции за нецелевое использование бюджетных средств распадаются на несколько видов.

Во-первых, нецелевое  использование средств бюджета  влечет за собой изъятие соответствующей  суммы нецелевого использования  в бесспорном порядке.

Данная мера является правовосстановительной и позволяет собственнику использованных не по назначению средств - Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления - вновь зачислить данные средства в доходы соответствующего бюджета.

Изъятие денежных средств  в размере нецелевого использования возможно только с организации, не являющейся бюджетным учреждением. Важно то, что с бюджетных учреждений взыскание в размере нецелевого использования не производится в силу экономической бессмысленности такой операции (с единого счета бюджета на этот же единый счет).

Во-вторых, за нецелевое  использование средств бюджета  на руководителя организации - получателя бюджетных средств может быть наложен административный штраф  в порядке, установленном законодательством  об административных правонарушениях.

Итак, субъектом ответственности  за нецелевое использование бюджетных  средств может быть как физическое (должностное) лицо, так и юридическое  лицо, использовавшее средства не по целевому назначению.

Однако в том случае, если правоотношения, связанные с применением ответственности за нецелевое использование, не регулируются уголовным законодательством или законодательством об административных правонарушениях и не выходят за рамки исполнения бюджета (нарушителем является участник бюджетных правоотношений - бюджетное учреждение), не существует и субъекта ответственности.

Таким образом, рассмотрение только объективной стороны и  субъекта такого нарушения бюджетного законодательства, как нецелевое  использование бюджетных средств, уже позволяет сделать вывод об отсутствии какого-то специального состава бюджетного правонарушения, помимо состава соответствующего преступления и административного правонарушения.

Понимание бюджетных  средств как информации о полномочиях  участников бюджетного процесса, содержащей цель и наименование ответственного лица, в определенной мере снимает необходимость доказывания вины для многих нарушений бюджетного законодательства. В частности, нет необходимости в доказывании вины при нецелевом использовании бюджетных средств. Сам факт неправомерного распоряжения бюджетными средствами предполагает осознанное действие по изменению назначения бюджетных средств либо неисполнение обязанностей по достижению установленного результата.

В судебной практике достаточно много проблем вызывают процессуальные особенности применения мер принуждения за нецелевое использование бюджетных средств. Остановимся на некоторых из них.

Предметом судебного  разбирательства может быть как  вопрос о наложении административного  штрафа, так и жалоба оштрафованного лица.

Одной из проблем применения мер принуждения за нецелевое  использование бюджетных средств  является предусмотренная ст. 2.9 КоАП РФ возможность освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение. Таким основанием является малозначительность совершенного правонарушения. Оценка правонарушения как малозначительного производится судом исходя из конкретных обстоятельств дела. Административным законодательством не установлено исчерпывающих критериев определения правонарушения как малозначительного, в результате чего судебная практика по освобождению от административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств по названному основанию отличается разнообразием.

К бюджетным средствам, полученным на возвратной основе, относятся бюджетный кредит, полученный юридическим лицом (в том числе налоговый кредит, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств). При этом бюджетный кредит является единственной формой государственного финансирования. К другим формам относятся, например, субсидии. Получатели бюджетного кредита (процентного или беспроцентного) обязаны вернуть бюджетный кредит в установленные сроки. Предоставление бюджетного кредита регулируется нормами гражданского законодательства. Средства в данном случае перечисляются на счет юридического или физического лица, а характер их использования определяется в договорном порядке.

Предоставление кредита  может осуществляться за счет средств  бюджетов субъектов РФ. В этом случае расходы на предоставление кредита должны быть предусмотрены в бюджете субъекта РФ. Согласно БК РФ санкции за невозврат либо несвоевременный возврат применяются только в отношении руководителя получателя бюджетных средств, в то время как КоАП РФ установлены санкции как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц. Помимо административного штрафа, за невозврат бюджетного кредита применяются такие меры ответственности, как:

- взыскание в бесспорном порядке самой суммы невозвращенных бюджетных средств;

- взыскание установленной соответствующим соглашением о выделении бюджетных средств либо иным правовым основанием их получения платы за использование бюджетных средств.

Еще одной группой  мер ответственности за невозврат  или несвоевременный возврат  бюджетных средств являются:

- взыскание в соответствии с договорами в бесспорном порядке начисленных на данную сумму пени в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

-сокращение или прекращение в отношении соответствующего получателя бюджетных средств иных форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление рассрочек и отсрочек по уплате платежей в бюджет.

Субъектом правонарушения выступают юридические лица и  должностные лица, которые нарушили срок возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе.

Помимо административной санкции за неперечисление платы  за пользование бюджетными средствами применяется такая мера правовосстановительного (компенсационного) характера, как изъятие в бесспорном порядке самой платы за пользование бюджетными средствами.

В БК РФ не указано, к физическому  или юридическому лицу применяются  изъятие в бесспорном порядке  процентов и взыскание пени, однако по существующей практике данные меры применяются к лицу, которое получило средства бюджета на возмездной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. УГОЛОВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

 

 

За нарушение бюджетного законодательства также предусмотрена  и уголовная ответственность, которая  нашла свое отражение в двух статьях УК РФ:

-   нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ);

- нецелевое расходование  средств государственных внебюджетных  фондов (ст. 285.2 УК РФ).

Основным объектом посягательства при совершении преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК, являются интересы государственной и муниципальной службы, нормальная деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений. Нецелевое расходование бюджетных средств способно существенно отрицательно повлиять на работу этих органов и учреждений. Нецелевое расходование бюджетных средств означает трату, употребление их на любые цели, не соответствующие условиям получения этих средств бюджетным учреждением или организацией, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, иным документом, являвшимся основанием для получения бюджетных средств. Криминообразующим признаком, отличающим преступление от административного правонарушения, в данном случае является размер - сумма бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, которая должна превышать 1 млн. 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 285.1) либо 7 млн. 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 285.1). Данная сумма может образоваться при нецелевом расходовании по различным статьям утвержденной сметы доходов и расходов.

Наступления каких-либо особых последствий для признания  наличия в действиях соответствующего субъекта состава нецелевого расходования бюджетных средств не требуется. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета организации.

Субъектом преступления является должностное лицо организации - получателя бюджетных средств, обладающее правом распоряжения этими средствами. Поскольку расходные документы  подписываются руководителем организации (либо его заместителем), а также главным (старшим) бухгалтером, именно эти должностные лица государственных и муниципальных органов и учреждений, соответствующие командиры и финансисты воинских подразделений могут быть субъектами рассматриваемого преступления.

Нецелевое расходование бюджетных средств может быть оправдано только в ситуации крайней необходимости.

Помимо особо крупного размера квалифицирующим обстоятельством  по ч. 2 ст. 285.1 является также совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. С учетом особенностей объективной стороны соисполнителями преступления - участниками группы могут быть лишь должностные лица, отвечающие признакам специального субъекта этого преступления.

Ответственность за нецелевое  расходование средств государственных  внебюджетных фондов предусмотрено ст. 285.2 УК РФ.

Согласно БК РФ государственный  внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан: на социальное обеспечение по возрасту; на социальное обеспечение по болезни; в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; социальное обеспечение медицинской помощи. Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Основным объектом преступления при нецелевом расходовании средств  государственных внебюджетных фондов являются интересы нормальной деятельности публичных управленческих аппаратов  данных фондов. Однако, имея в виду цели деятельности государственных внебюджетных фондов и направления финансирования за счет принадлежащих им средств, правомерно считать, что нецелевое расходование этих средств нарушает и другие государственные и общественные интересы, а также интересы отдельных граждан.

Информация о работе Ответственность за нарушение бюджетного законодательства