Оплата труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 г. Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штайну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». условие существование социальный государство

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..3
Понятие социального государства………………………………….….4
Становление социального государства……………………………..…6
Признаки социального государства…………………………………..16
Функции социального государства…………………………………...18
Проблемы создания социального государства в России…………....23
Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

соц гос.docx

— 48.55 Кб (Скачать файл)

Конституция Российской Федерации  в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку.

Опыт многих европейских  государств, являющихся по Конституции  социальными, показывает, что они  строят свою социально-экономическую  политику, опираясь на такие важнейшие  принципы, как:

- экономическая свобода  человека, его право на свободный  выбор любого вида деятельности  в сфере наемного труда и  предпринимательства;

- доверие к регулирующей  роли рынка и, при необходимости,  его регулирование с использованием  экономических методов;

- развитие и экономическая  эффективность социального рыночного  хозяйства; 

- социальная справедливость  и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе  развития акционерной собственности  работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

- гендерное равенство мужчин и женщин;

- участие всех граждан  в управлении государственными  и общественными делами, участие  работников в управлении производством,  развитие системы социального  партнерства.

Система социального страхования  государства всеобщего благоденствия  отождествляет принцип равенства  и механизм перераспределения через  гипертрофированное понимание солидарности, возведя его в догмат. Солидарность как цель общества сделала функцию  перераспределения главной функцией государства.

Развитие национальных моделей  государства всеобщего благоденствия  способствовало более глубокому  пониманию сущности социального  государства, позволяя вычленить его  инвариантные, системообразующие свойства. Именно на этом этапе утвердилось понимание социального государства как родового понятия, фиксирующего принципиальные социальные качества государства, находящиеся в развитии, по-разному проявляющиеся в различных странах, но имеющие в своей основе единый набор принципов.

Пониманию природы социального  государства способствовало и развитие в этот же период иных его моделей, не подпадающих под определение "государство всеобщего благоденствия". Одна из таких моделей, которую П. Розанваллон назвал "обществом всеобщего возмещения убытков", представлена в США.

Исторически обусловленный  акцент на либеральные ценности протестантской морали, абсолютизация гражданских  прав и свобод привели к приоритету принципа возмещения ущерба относительно принципа солидарности. В этом случае справедливость понимается как компенсация  и возмещение ущерба; социальные риски  подменяются понятием "жертва". Только добившись признания себя жертвой, человек получает право на компенсацию. Практика реализации данного принципа обусловила возникновение тенденции к переориентации индивидуального подхода в социальной поддержке на групповой. Представляя себя в качестве жертвы, отдельные социальные группы добиваются социальной помощи и бюджетных трансфертов. При этом распространена практика расширенного представления об ущербе, к которому может относиться и несправедливость, допущенная по отношению к прошлым поколениям.

С 1989 г. этот принцип широко внедряется и в российское социальное законодательство, вступая в сложные коллизии с системой социальной защиты, базирующейся на принципах солидарности, и подрывая ее.

С точки зрения функций  государства, и принцип солидарности, и принцип возмещения ущерба одинаково  реализуются через принятие государством на себя определенной социальной ответственности. Однако различная природа этой ответственности  и, соответственно, разные способы перераспределения  общественного богатства определяют несхожие механизмы социальной политики и могут вызывать противоположное  отношение в обществе.

Конституция Российской Федерации  в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку9.

Принципы управляющей  системы социального государства, выражающие основополагающие правила  управленческой деятельности органов  власти и политических организаций, подразделяются на общие и специфические. К первым, действующим во всех видах управления, относятся принципы объективности, конкретности, оптимальности, основного звена, эффективности и др. К специфическим принципам управления социального государства относят принципы социальной справедливости, солидаризма, социального партнерства и социального мира (согласия), социальной меры и в известное мере принцип социального равенства. Последний имеет силу в смысле обеспечения равенства социальных условий, социальной защищенности и гарантий социальных прав, исключающим простую уравнительность.

 

 

5.Проблемы создания  социального государства в России

 

Можно назвать некоторые  проблемы создания социального государства  в России:

  1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
  2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
  3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
  4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
  5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
  6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — дело грязное»);
  7. существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;
  8. в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
  9. в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

 

Заключение

 

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и  должно быть правовым в современном  значении этой характеристики. В настоящее  время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство  не может не быть правовым. Между  тем исторически, а также в  некоторых современных концепциях, например в подходе австрийского экономиста и политолога Ф.А. Хайека (Хайек Фридрих фон Август, Нобелевский лауреат, род. в 1899 г.), между принципами правового и социального государства можно фиксировать определенное противоположение.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и  общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Основные направления социальной политики:

– охрана труда и здоровья людей;

– установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

– обеспечение государственной  поддержки семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан;

– развитие системы социальных служб;

– установление государственных  пенсий, пособий;

– иные гарантии социальной защиты).

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Основные проблемы социального развития России - 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 15 (235). С.В. Калашников, директор Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации, доктор экономических наук.
  2. Иваненко В.А. Социальные права и социальные обязанности государства: международные конституционные правовые аспекты. СПб, 2007 г., 370 с.
  3. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. М., 2003 г.,  264 с.
  4. Владимир Карпец Социальное государство и социальное представительство/ «Политическом журнале» №11/12 от 2 апреля 2007 года.
  5. Теория государства и права. Курс лекций. Н.И. Матузова и А.В. Малько – М. Юрист – 2009 г.
  6. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.Б. Венгерова. – М.: Омега-Л, 2009. – 608 с.
  7. Теория права и государства: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., испр. и доп – М.: Проспект, 2009. – 656 с.
  8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2008. – 364 с.

 

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2008. – 364 с.

2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2008. – 364 с.

3 Основные проблемы социального развития России - 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 15 (235). С.В. Калашников, директор Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации, доктор экономических наук.

4 Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.Б. Венгерова. – М.: Омега-Л, 2009. – 608 с.

5 Иваненко В.А. Социальные права и социальные обязанности государства: международные конституционные правовые аспекты. СПб, 2007 г., 370 с.

6Теория государства и права. Курс лекций. Н.И. Матузова и А.В. Малько – М. Юрист – 2009 г.

7 Владимир Карпец Социальное государство и социальное представительство/ «Политическом журнале» №11/12 от 2 апреля 2007 года.

8Теория права и государства: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., испр. и доп – М.: Проспект, 2009. – 656 с.

9 Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. М., 2003 г.,  264 с.

 


Информация о работе Оплата труда