Неналоговые доходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ неналоговых доходов, объектом являются бюджеты всех уровней РФ, предметом – доходы бюджетов (а именно неналоговые поступления). Для достижения цели следует рассмотреть следующие поставленные задачи:
- изучить общие понятия неналоговых поступлений;
- изучить состав и структуру неналоговых поступлений федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов;

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

     В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных, учитываются:

    1. прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами;
    2. доходы от внешнеэкономической деятельности;

3.2 Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ

     Доходы  бюджетов субъектов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации и области  в распоряжение органов государственной  власти области.

     Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:

     1) налоговых доходов от региональных  налогов, от федеральных налогов  и сборов и налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами;

     2) неналоговых доходов; 

     3) иных поступлений.

     В доходах бюджетов субъектов наибольшую долю (более 90%) имеют налоговые доходы. Неналоговые доходы составляют около 10-15% в общей сумме доходов. Остальная доля доходов приходится на безвозмездные и безвозвратные перечисления средств в основном из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций (трансфертов).

К неналоговым  доходам бюджетов субъектов РФ по нормативу 100% относятся:

1) доходы  от использования имущества, находящегося  в государственной собственности  субъекта, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе:

-средства, получаемые в виде арендной  либо иной платы за сдачу  во временное владение и пользование  или во временное пользование  имущества, находящегося в государственной  собственности субъекта;

-средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств  на счетах в кредитных организациях;

-средства, получаемые от передачи имущества,  находящегося в государственной  собственности субъекта, под залог, в доверительное управление;

-плата  за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

-доходы  в виде прибыли, приходящейся  на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъекту;

-другие  предусмотренные законодательством  Российской Федерации доходы  от использования имущества, находящегося  в государственной собственности  субъекта;

2) часть  прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий области, остающаяся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых законом области об областном бюджете;

3) доходы  бюджетного учреждения, полученные  от предпринимательской и иной  деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываемые в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отраженные в доходах бюджета субъекта как доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг;

4) доходы  от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися  в ведении Администрации субъекта, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

5) средства, полученные в результате применения  мер гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности,  в том числе штрафы, конфискации,  компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъекту, и иные суммы принудительного изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта, решениями судов;

6) доходы, получаемые от продажи имущества,  находящегося в государственной  собственности субъекта, подлежащие зачислению в бюджет субъекта в полном объеме.

7) плата  за негативное воздействие на  окружающую среду - по нормативу  40 процентов; 

8) платежи  за пользование лесным фондом  в части, превышающей минимальные  ставки платы за древесину,  отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;

9) иные  неналоговые доходы, зачисляемые  в областной бюджет в соответствии  с законодательством Российской  Федерации и области. 

     Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются, в том  числе за счет:

1) части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации; 2) платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов 3) сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов.

4) платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;

     3.3 Неналоговые доходы местных бюджетов

     Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются  и формируются за счет части прибыли  муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей, в  размерах, устанавливаемых правовыми  актами органов местного самоуправления.

     В бюджеты муниципальных районов  и бюджеты городских округов  подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду  по нормативу 40 процентов.

     В бюджеты городских округов и  муниципальных районов подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.

     В бюджеты поселений, городских округов  до разграничения государственной  собственности на землю поступают  доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов.

     В бюджеты муниципальных районов  до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов.

     Доходы  местных бюджетов формируются за счет следующих источников:

1) местных  налогов и сборов;

2) отчислений  от федеральных и региональных  налогов и сборов; от налогов,  предусмотренных специальными налоговыми  режимами;

3) неналоговых доходов.

     Местные налоги и сборы, отчисления от федеральных  и региональных налогов, а также  неналоговые платежи в совокупности составляют собственные доходы местных  бюджетов. Иными словами, их собственные  доходы - налоговые и неналоговые  платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на основе БК РФ или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты.          Неналоговые доходы формируются:

1) от  использования (сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной  собственности; 

2) от  платных услуг, оказываемых органами  местного самоуправления и бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  органов местного самоуправления;

3) от  доходов от продажи имущества,  находящегося в муниципальной  собственности; 

4) в  местный бюджет поступают и  другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций  и пр.);

5) неналоговые  доходы местных бюджетов формируются также за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

     К неналоговым доходам относятся  еще безвозмездные и безвозвратные  перечисления в виде:

-финансовой  помощи из бюджетов других  уровней в форме дотаций и  субсидий;

-субвенций  из региональных фондов компенсаций; 

-перечислений  из бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

-перечислений  от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований.

     Доходы  местных бюджетов формируются за счёт собственных доходов и доходов  за счёт отчислений от федеральных  и региональных регулирующих налогов  и сборов, а также неналоговых  доходов и безвозмездных перечислений. Доля неналоговых доходов в доходной части местного бюджета составляет 3,6 %. К основным источникам неналоговых доходов местных бюджетов относятся доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Эти средства являются доходами, которые местные бюджеты получают из собственных независимых источников.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 Вопрос  о повышении эффективности неналоговых  доходов бюджета РФ

 

     Управление неналоговыми доходами является составной частью управления совокупными доходами государства, имеющего по аналогии с корпоративными финансами такие функциональные элементы, как организация, планирование, регулирование, контроль. По сравнению с организацией управления налогами хуже обстоят дела с управлением неналоговыми доходами. Они либо планируются методом «от достигнутого», либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жестко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду планируются либо автоматическим методом (в плановый год заносятся данные из отчета прошлого периода), либо осуществляется так называемое пообъектное планирование.

     Автоматический  метод используется, если договоры аренды заключены более чем на 3 года и не предполагается их пересмотр. Пообъектное планирование - более сложная процедура. Комитет по имуществу каждого муниципалитета составляет карту недвижимости, в которой районы раскрашены разным цветом в зависимости от категории стоимости аренды (как правило, стоимость аренды помещения зависит от расположения). Затем вводятся поправочные коэффициенты (качество помещения, ремонт, подъезд автотранспорта и т.д.), которые увеличивают или уменьшают стоимость аренды. При планировании доходов от сдачи имущества в аренду чиновник и контролирующие органы ориентируются на данные карты. Сначала определяют потенциально свободные помещения, которые могут быть сданы в аренду, и на основе карты рассчитывают минимальную стоимость арендной платы за 1 квадратный метр площади и всего помещения. Затем определяют, сколько времени помещение будет находиться в аренде. На основании всех этих данных рассчитывают плановые поступления от аренды. При заключении договора на аренду помещения чиновники также проводят тендер, как и при покупке товаров, работ, услуг, т.е. поручают поиск клиентов нескольким риэлтерским фирмам, тем более, что платить за услуги придется арендатору.

     В России государству принадлежат  приблизительно 50 тыс. юридических  лиц (предприятий, организаций, учреждений), представляют их около 40% экономики. Из них свыше 35 тыс. юридических лиц находятся практически на полном бюджетном финансировании (школы, больницы, вузы, научно-исследовательские институты, федеральные казенные предприятия оборонного значения). В собственности Российской Федерации находятся акции 2 тыс. акционерных обществ. В отношении 419 акционерных обществ применяется специальное право на участие Российской Федерации в их управлении.

     Результаты  функционирования государственных предприятий показали их экономическую неэффективность. По данным Счетной платы Российской Федерации, ежегодно в результате неэффективного использования государственной собственности государство недополучает от унитарных предприятий до 100 млрд руб. Кроме того, приватизационные процессы в России дали отрицательный результат в 20 млрд дол..

     Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации указывалось  на то, что до сих пор неизвестны подлинные объемы государственного сектора и инвентаризация государственного имущества не завершена. Указывалось также на то, что необходимо «четко и максимально быстро определиться с имуществом, которое следует оставить в государственной собственности». Это, безусловно, должно стать главным направлением в управлении неналоговыми доходами - инвентаризация имущества, в частности идентификация унитарных предприятий, определение их количества, установление их ведомственной принадлежности и функционального предназначения (сохранение в неизменном виде для выполнения государственных функций, преобразование в казенные предприятия, акционерные общества, ликвидация и др.).

Информация о работе Неналоговые доходы бюджета