Место государственного бюджета в финансовой системе страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:44, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования курсовой работы является финансовая система России, следовательно, предметом исследования выступает государственный бюджет России.
Задачи:
1. проанализировать государственный бюджет как важнейшего элемента финансовой системы общества и дать определение понятию «государственный бюджет» и его сущности;
2.изучить динамику доходов и расходов бюджетов РФ разных уровней;
4. рассмотреть теорию бюджетного дефицита и достижения его сбалансированности;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

В России используются четыре группы доходов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени); неналоговые; безвозмездные поступления; доходы целевых внебюджетных фондов (9, 403).

Рассмотрим налоговую  группу доходов. Налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги – налоги с доходов физических и юридических лиц. Такие налоги уплачиваются конкретным плательщиком и вносятся непосредственно в казну. К прямым налогам относятся: подоходные налоги с населения; налоги на отдельные виды доходов физических и юридических лиц, к которым относятся налоги на заработную плату и на прибыль, на процентные налоги, на земельную ренту; налоги на имущество; налог на землю.

Косвенные налоги – налоги, включенные в цену продукта. Сумма  таких налогов зависит от видов  деятельности товаров (в частности, они начисляется на ресурсы). К косвенным налогам относятся: таможенные пошлины; налоги на добавленную стоимость; налог с продаж; акцизы – налоги, включенные в цену товаров широкого потребления (например, табака. Алкоголя, бензина).

В соответствии с налоговым  кодексом РФ в России предусмотрена  трехуровневая шкала налогооблажения. По этой шкале налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

Статья 13 Налогового кодекса  РФ гласит: к федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы – это налоги, включенные в цену товаров широкого потребления. В соответствии с Налоговым кодексом РФ подакцизными товарами признаются спирт этиловый, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 90 л. с., автомобильный бензин, двигательное топливо, моторные масла, прямогонный бензин (6, 390); налог на доходы физических лиц; налог на доходы физических лиц; единые социальный налог; налог на прибыль организации; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

В статье 14 Налогового кодекса  РФ сказано: к региональным налогам относятся: налог на имущество организации; налог на игровой бизнес; транспортный налог.

Статья 15 Налогового кодекса  утверждает, что к местным налогам  относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц (6, 387-388).

Группа неналоговых доходов включает в себя ряд подгрупп. К этим подгруппам относятся, например, доходы от имущества, находящиеся в государственной  и муниципальной собственности, доходы от продажи земли и нематериальных активов, а доходы от внешней экономической деятельности и т. д.

К безвозмездным поступлениям относят  перечисления от нерезидентов, бюджетов других уровней, государственных бюджетных фондов, государственных организаций и др.

Целевые внебюджетные фонды делятся  на социальные и экономические. К социальным доходам относятся Пенсионный фонд РФ, государственный фонд занятости населения РФ, Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования РФ. Экономическими фондами является фонд развития таможенной системы РФ, дорожные фонды и т.д.

В свою очередь подгруппы делятся  на статьи и подстатьи. Например, подгруппа «налог на прибыль (доход), прирост капитал» делятся на две статьи, налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья «подоходный налог с физических лиц» делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждения и органами, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес (6, 404-405).

Взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости) не относятся к налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели; возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.

Роль налогов (т.е. результат их практического использования) значительно шире, многообразнее. Прежде всего, налоги играют важную роль в перераспределении чистого национального продукта (ЧНП) между хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) и государством, в распоряжении которого концентрируется более одной трети ЧНП.

Государственные расходы  представляют собой целенаправленное использование финансовых ресурсов государства для удовлетворения потребностей населения в общественных благах и реализации перераспределенных  мероприятий, оправданных с позиции справедливости (7, 192).

Расходы государственного бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государственного и  местного самоуправления. Классификация расходов государственного бюджета – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды доходов. К разделам относятся общественные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, жилищно-коммунальная хозяйство, охрана окружающей среды, образование, культура, кинематография и средства массовой информации, здравоохранение и спорт, социальная политика, межбюджетные трансферты и т. д.

Английский экономист А. Пигу предложил  разделение государственных затрат с точки зрения их влияния на национальный доход. Согласно этой классификации они подразделяются на трансформационные и трансфертные. В первом случае расходы влекут за собой создание дополнительной стоимости и новых доходов. Во втором – затраты властей не встречную услугу и выступают всего лишь как передача средств от налогоплательщиков к получателям трансфертов. По критерию А. Пигу к категории трансформационных относятся, например, расходы на централизованные инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, заработную плату бюджетникам. Среди трансфертных расходов – пособия (денежные выплаты и натуральные выдачи) домохозяйствам, расходы на социальное обеспечение, субсидирование государственных учреждений и организаций.

По степени влияния на процесс  расширенного воспроизводства.

Бюджетные ассигнования расходов федерального бюджета, утвержденные федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год», были равны 4445 млрд руб. (6, 405).

Расходы и доходы государственного бюджета могут различаться. Если расходы превышают доходы, то имеет  место бюджетный дефицит. В противном случае имеет место бюджетный профицит. При равенстве доходов и расходов говорят о балансе федерального бюджета.

Источники финансирования дефицитов  бюджета делятся на внутренние и  внешние.

Внутренние источники  финансирования: кредит центрального банка и изменение остатков средств бюджета; государственные ценные бумаги; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Внешние источники финансирования: кредиты международных финансовых организаций; кредиты правительств иностранных государств; кредит иностранных коммерческих банков и фирм; изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте (6, 406).

Одним из важнейших индикаторов  экономической конъюктуры является уровень дефицита государственного бюджета.

Бюджетный дефицит –  это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают  его доходы. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом, однако качество дефицита может быть различным. Так, дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономик. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами определенных этапах развития общества. Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. Наконец, дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т. п.), но и соответствующих политических решений.

Причинами бюджетного дефицита могут быть: низкая эффективность общественного производства, его спад; нерациональная структура бюджетных расходов (крупные государственные инвестиции, огромные военные расходы и др.); массовый выпуск «пустых денег»; оборот «теневого» капитала в огромных масштабах; неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики.

Любое государство стремится  если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета. При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом целесообразно руководствоваться следующими принципами:

  1. бюджетный дефицит – зло, но еще большим злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, т. к. в этом случае в место «лечения» экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;
  2. баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях. специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит;
  3. величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимым размер, определяемый 2-3% валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимый размер, требует осуществление таких мер, которые привели бы его к быстрейшему сокращению;
  4. для преодоления бюджетного дефицита необходимо оздоровление самой экономики, т. к. без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры не принимались при этом.

Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться такие способы, как государственные займы; ужесточение налогообложения; эмиссия денег. В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов. Сюда относятся:

  1. изменения направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;
  2. более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;
  3. резкое сокращение государственного финансирования; прекращение правительственной помощи иностранным государствам;
  4. снижение военных расходов;
  5. сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;
  6. запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами;
  7. привлечение в страну иностранного капитала (9, 297-299).
  8.  
  9. ДИНАМИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ РФ

РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

 

2.1. Федеральные и региональные  доходы и расходы бюджетов  РФ

 

Федеральный бюджет РФ – это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Перечень доходов федерального бюджета установлен ст. ст. 50, 51 Бюджетного кодекса РФ. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Так, подлежат зачислению в федеральный бюджет в полном объеме налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья за исключением пищевого, акцизы на табачную продукцию, акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, единый социальный налог, государственная пошлина. Для других видов налогов и обязательных платежей установлены нормативы отчисления в федеральный бюджет.

К числу неналоговых доходов федерального бюджета относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ; лицензионные сборы;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;
  • платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
  • консульские сборы; патентные пошлины;
  • платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

Информация о работе Место государственного бюджета в финансовой системе страны