Казначейское исполнение бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов казначейского исполнения бюджета.
Для поставленной цели решались следующие задачи:
определение социально-экономической сущности и роли бюджета;
выявление основных функций и задач бюджета;
изучение Кейнсианской теории сбалансированности бюджета;
ознакомление с техникой финансирования бюджета;
изучение казначейского исполнения бюджета;
анализ деятельности Федерального Казначейства РФ;
выявление недостатков в вопросах казначейского исполнения бюджета;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_казначейское исполн бюджета.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

• организация налогов;

• финансирование отраслей народного хозяйства;

• формирование и использование  общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах  большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет как один из основных инструментов обеспечения и непосредственно своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный  федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Варьируя основные показатели государственного бюджета, Федеральное Собрание и Правительство РФ могут определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные государственные проблемы. Осуществляется, прежде всего, варьирование бюджетных расходов. Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям, на выполнение обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.

1.2. Задачи  и функции бюджета

 

Как экономическая категория  бюджетные отношения составляют часть финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие  задачи:

1) перераспределение национального дохода;

2) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение  социальной сферы и осуществление  социальной политики государства;

4) контроль за образованием  и использованием централизованных фондов денежных средств.[13, с. 50]

Распределительная функция  бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального  дохода через бюджет имеет две  взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (расходы бюджета).

В ходе формирования доходов  бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета –  это экономические отношения  между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами, – с другой. Одновременно с этим доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования  доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует  в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами изъятия и размером изъятой в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями, учреждениями и гражданами, – с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

Централизация в бюджете  части финансовых ресурсов дает государству возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

Посредством бюджета  национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем  бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как  основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета осуществляется межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Через государственный  бюджет финансируются научные учреждения, осуществляющие фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, составляют основу развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет  координировать экономическую жизнь  государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом  и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При  помощи бюджетного регулирования осуществляется межтерриториальное распределение  средств в широком масштабе, наделение  необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые служат финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны. В непроизводственной сфере бюджет служит главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

 

 

2.  ТЕХНИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ  БЮДЖЕТА

2.1. Системы  исполнения бюджета

 

Исполнение бюджета – это процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

Существуют три системы  исполнения бюджетов:

1) банковская – исполнение  бюджетов осуществляется банками (Центральным банком и коммерческими банками);

2) казначейская – органы  казначейства исполняют бюджет, осуществляя платежи от имени  и по поручению бюджетополучателей;

3) смешанная – обслуживание  бюджетных счетов вменяется в  функции и казначейства, и банков.

Банковская система  исполнения бюджетов действовала в  России с 1918 г. В функции банков входило  открытие и ведение лицевых счетов получателей средств бюджета  соответствующего уровня, исполнение бюджетов по доходам, их перераспределение  между бюджетами, кассовое исполнение бюджетов и составление соответствующей отчетности.

Исполнение федерального бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось через счета  отраслевых министерств и ведомств.

При казначейской системе  учету подлежат следующие показатели:

- бюджетные ассигнования  и открытые на их основе  лимиты бюджетных обязательств;

- суммы договоров на предмет  соответствия их лимитам бюджетных  обязательств, имеющимся у получателей  бюджетных средств [3, ст. 250];

- суммы авансовых платежей по заключенным договорам;

- суммы налога на  доходы и единого социального  налога, а также суммы страховых  платежей от несчастных случаев  на производстве, включенных в  заработную плату, полнота и  своевременность их перечисления;

- суммы средств, которые должны быть направлены на оплату счетов-фактур, договоров, актов выполненных работ и сверки расчетов после их тщательной проверки;

- суммы корректировок  кассовых расходов при обнаружении  ошибок в представленных документах  и произведенных платежах;

- суммы фактически произведенных с расчетных счетов казначейства кассовых расходов.

Схема финансирования расходов при казначейской системе кассового 
исполнения бюджетов представлена на рисунке 1.


 

 


 

 

 

 

 


 

 


             

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

              

 

Рис. 1. Финансирование расходов при казначейской системе кассового 
исполнения бюджетов[5, с. 12]

2.2.  Денежное  финансирование дефицита

 

 

При казначейской системе  государственные счета в Федеральной  резервной системе (ФРС) поддерживаются и обслуживаются Казначейством. Казначейство получает основную часть поступлений в виде налогов. Когда расходы превышают поступления, возникает бюджетный дефицит. При наличии бюджетного дефицита возникает вопрос о том, как он будет финансироваться. [6, с. 576]

По большинству своих расходов государство прямо платит чеками Федерального резервного банка. Как и отдельные граждане, федеральное правительство должно иметь средства на счетах, с которых оно списывает чеки. Когда налоговые поступления недостаточны для покрытия расходов, Казначейство вынуждено брать взаймы. Займы Казначейства означают, что государственный долг эмитируется. Этот долг оказывается проданным либо населению, либо Центральному банку.

Когда Казначейство финансирует  свой дефицит займами у населения, то оно вовлекается в долговое финансирование. Корпорации и фирмы, включая коммерческие банки или другие финансовые институты, платят за ценные бумаги чеками. Чеки поступают на счета Казначейства либо в частные банки («налоговые и заемные счета»), либо в Центральный банк. После этого фонды могут расходоваться Казначейством так же, как и налоговые поступления.

Когда Казначейство заимствует у Центрального банка деньги для финансирования дефицита, то оно вовлекается в  денежное финансирование. В случае денежного финансирования Центральный банк покупает часть долга Казначейства.

Различие между денежным и долговым финансированием можно  объяснить тем, что продажа Казначейством  ценных бумаг Центральному банку  может быть рассмотрена как монетизация  долга, означающая, что Центральный банк создает «сильные» деньги («деньги повышенной эффективности») для финансирования покупки долга. Поскольку объем «сильных» денег – важная макроэкономическая переменная, то имеется существенное различие между продажей долга населению и продажей его Центральному банку.

Правительство может  иметь бюджетный избыток, так  же как и дефицит. В этом случае вместо продажи облигаций или  увеличения объема денежной базы правительство  списывает долг (уменьшая объем неоплаченных государственных облигаций) или снижает предложение «сильных» денег.

Используя балансовое уравнение, можно  показать, как правительство финансирует свой дефицит. Пусть ΔВр – объем продаж государственных облигаций частному сектору, а ΔВf – обьем продаж облигаций Центральному банку. Допустим, H – масса «сильных» денег (денежная база), BD – реальный объем бюджетного дефицита, Р – уровень цен. Наконец, ΔА представляет продажи государственных активов. Таким образом, имеем формулу [4, с. 577]:


                        

Уравнение (1) называется ограничением (балансом) государственного бюджета. Оно показывает, что номинальный бюджетный дефицит финансируется либо Центральным банком (ΔВf), либо частным сектором (ΔВр), либо через продажу активов. Изменение объема долга Казначейства Центральному банку вызывает соответствующее изменение массы «сильных» денег (ΔH).

Таким образом, финансирование бюджетного дефицита проводится или за счет продажи долговых обязательств населению, или путем  увеличения массы «сильных» денег. В этом смысле Центральный банк «монетизирует» долг.

Наращивание государственного долга и денежной массы является обычным способом финансирования бюджетного дефицита. Продажи активов происходят гораздо  реже, но и они стали значительными  в 80-е гг. в Соединенных Штатах, в Европе и в развивающихся странах. Когда государство продает землю или предприятия государственного сектора (например, приватизирует национализированные авиалинии или телефонные компании), то поступления от продаж действительно могут быть использованы для финансирования дефицита или для уменьшения государственного долга.

2.3. Федеральная  резервная система и Казначейство

Информация о работе Казначейское исполнение бюджета