История развития казначейства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 05:11, контрольная работа

Краткое описание

В первой главе контрольной работы описывается история казначейства с начала появления казны в XVII веке до момента упразднения казначейской системы с переходом на банковскую систему исполнения государственного бюджета.
Вторая глава контрольной посвящена новейшей истории казначейства и разбита на две части. В первой описывается период забытия казначейства как системы исполнения государственного бюджета, так как все его функции исполнял центральный аппарат Госбанка СССР. Во второй описывается период возрождения Казначейства.

Содержание

Введение 3
1. История казначейства в России XVII-XX вв 4
2. Новейшая история Казначейства 13
2.1. Переход на банковскую систему исполнения государственного бюджета 13
2.2. Возрождение Казначейства 18
Заключение 21
Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

Организация исполнения бюджетов_Казначейство.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)
="justify">       Департамент Государственного казначейства   заменял прежнюю Экспедицию о государственных доходах. Ему подчинялись губернские и уездные казначейства, казенные палаты по казначейским делам и Главное казначейство. В Главное казначейство поступали остатки от расходов всех учреждений, штатные и случайные доходы, а отпуск сумм производился на содержание центральных учреждений. В 1826 году в целях улучшения устройства  всех частей управления возникал вопрос о выделении из состава Министерства финансов Государственного казначейства. Но предложения эти не были учтены, и Государственное казначейство осталось в составе Министерства финансов России.

       Положением  от 6 ноября 1830 года был определен  общий порядок предоставления отчетов, согласно которому именно Департамент государственного казначейства занимался составлением генерального денежного отчета по государству.

       29 сентября 1831 года была утверждена  Высочайшая инструкция для казенных палат, которая определяла их состав и организацию, а также порядок и пределы их действий. Согласно инструкции вице-губернатор возглавлял казенную палату, которая состояла из 6 отделений: хозяйственное (ведало казенными крестьянами), лесное, питейных сборов, соляное, контрольное и отделение казначейств. Казенная палата стала местным органом финансового управления. В 1837 был издан общий УКАЗ губернатора ограничивавший их права и полномочия, по которому казенную палату возглавлял особый председатель.

       В 1858 году началась реформация в сфере  финансов России, в частности бюджетного, кассового и ревизионного управлений. До этого каждое министерство имело своё казначейство, которое собирало доходы, тратило их производило расходы по своему ведомству, передавая в кассы Министерства финансов лишь крохи. Теперь же, в соответствии со основными направления реформы, на первый план выдвигало требование единства и рационализации государственного бюджета.

       Провозглашение  принципа единства кассы явилось  в тот момент очень своевременным  и логичным: существование самостоятельных  ведомственных касс затрудняло контроль за расходованием средств  и осложняло возможность маневрирования свободной наличностью со стороны государственного казначейства.

       Согласно  принципа единства кассы все государственные  деньги должны быть сосредоточены в  одном органе, которым стал Департамент государственного казначейства Министерства финансов. Все кассы  Министерства финансов были подразделены: на доходные, куда поступали все государственные доходы, специальные средства, депозиты и расходные, о  куда осуществлялись все денежные выдачи. Доходами ведали губернские и уездные казначейства, а расходами - Главное казначейство в Петербурге. В 1879 году такое разделение касс было отменено. Через департамент государственного казначейства прелагалось ввести  также систему предварительного контроля, т.е. анализа смет расходов отдельных ведомств и запрещение тех расходов,  которые контрольные органы (в их числе и казначейства) считали неправильными или незаконными.

       Главными  итогами реформы явились:

       -провозглашение  единства кассы;

       -упразднение  особых ведомственных касс;

       -создание  обновленной системы органов  государственного казначейства.

       После реформы Департамент государственного казначейства стал одним центральных  управлений Министерства финансов. В  его структуру входили Главное  казначейство и казенные палаты, подчинялись губернские и уездные казначейства. Часть отделений Департамент государственного казначейства была ликвидирована в связи с передачей функций другим департаментам. В 1894 году их осталось 9. Параллельно с ростом государственного казначейства расширялись, но структурных преобразований не производилось.

       23 мая 1866 года была проведена  реорганизация казенных палат:  произошло усложнение их обязанностей. В связи с чем изменилась структура казенных палат. Теперь состояли из 3 отделений: казначейство, ревизионный отделение и канцелярия.

       В 1878 году произошло более существенное изменение в устройстве казенных палат. Были перераспределены функции между ее тремя отделениями: в первом было сосредоточено распорядительное делопроизводство по управлению кассами, во втором- ревизионное делопроизводство, в третьем - переданное из казначейства бухгалтерского счетоводство по государственным доходам и расходам. Но сами казенные палаты не вводили и не взимали никаких сборов, не могли они и отменить установленные  сборы.

       В последующие 20 лет структура казенных палат снова изменилась, расширялись  и их функции: к 1894 году во главе казенных палат стоял управляющий (прежде председатель), который единолично решал все дела.

       Общее присутствие под председательством состояло из его помощников и начальников отделений, с присоединением к ним в некоторых случаях представителей от контрольной палаты и военного ведомства.

       Увеличение  государственного бюджета и денежных оборотов касс создание новых источников доходов (казенные железные дороги, казенная продажа вина) усложнили счетоводство и отчетность.

       Была  сделана попытка объединить казенные палаты акцизными управлениями, т.е. создать общефинансовые органы, что привело к введению в казенные палаты должности податного инспектора. Он осуществлял надзор за действиями нефинансовых учреждений. Наряду с ним создавались податные присутствия для установления  сборов с торговых и промышленных предприятий.

       После 1863 года на губернские и уездные  казначейства были возложены следующие функции:

       -сбор  государственных доходов, их хранение, платежей, передвижение средств  из одного казначейства в другое  или в банк;

       -прием,  хранение и расходован6ие специальных  средств правительственных учреждений (кроме Синода);

       -выдача  свидетельств на право торговли и промыслов;

       -счетоводство  по всем расходам и доходам,  представление отчетности и др.;

       -прием  на временное хранение сумм  присутственных мест, общественных учреждений и должностных лиц.

       Казначейства  подвергались проверкам плановым и внезапным, которые проводились общим присутствием казенной палаты, губернатором, представителями Министерства финансов.

       В 1890 году на казначейства были возложены  обязанности:  принимать и хранить  все земские суммы. По закону 1899 года они были обязаны распределить поступающие поземельные налоги между казной и земством. Кроме этого, с 1885 года при казначействах открывались сберегательные кассы, а введение в 1887-1888 гг. банковских операций (в городах, где не было контор и отделений Государственного банка), вследствие которого были введены новые формы счетоводства и отчетности, усложняло деятельность казначейств.

       В связи с расширением функций  казенные палаты и казначейства были разделены: палаты на 4, а казначейства  на 7 разрядов, которые присваивались по усмотрению Министерства финансов.

 

        2. Новейшая история Казначейства 

       2.1. Переход на банковскую систему исполнения государственного бюджета 
 

       Новейшая  история Казначейства началась с  того, что Департамент государственного казначейства и местные казначейства декретами от 31 октября 1918 г. и 4 мая 1919 г. были объединены с Народным банком РСФСР. В 1920 г. Народный банк РСФСР ликвидировали, а кассовое исполнение бюджета возложили на специальные приходно-расходные кассы Наркомфина РСФСР, первым начальником которых стал Владимир Владимирович Пасынков.

       В период с 1925 по 1928г. в рамках кассовой реформы в СССР был осуществлен переход от казначейской системы кассового исполнения государственного бюджета к банковской. Уже в октябре 1925 г. наличность приходно-расходных касс Наркомфина СССР и касс Госбанка СССР была объединена с целью улучшения исполнения бюджета. На приходно-расходные кассы Наркомфина СССР было возложено проведение ряда банковских операций: ведение текущих счетов, переводы, выплаты выигрышей и т.д. В октябре 1927г. в ряде областей РСФСР такие кассы были преобразованы в казначейские части Госбанка СССР, проводившие все операции по исполнению бюджета; связанные с этими операциями кассовые функции выполняли учреждения Госбанка СССР. Наконец, постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1928 г. кассовое исполнение государственного бюджета было полностью возложено на учреждения Госбанка СССР. Казначейские части и приходно-расходные кассы Наркомфина СССР были упразднены. В составе Бюджетного управления Наркомфина СССР образован отдел исполнения союзного бюджета под руководством Семена Андреевича Голованова.

       Казначейские  подразделения были уничтожены и  в структуре Госбанка СССР. Вся  казначейская деятельность сосредоточилась  в Московском бюджетном отделении Госбанка СССР. К 1948 г. выяснилось, что работа Госбанка СССР по кассовому исполнению государственного бюджета СССР требовала улучшения, поскольку в ней имелись серьезные недостатки: допускались ошибки в учете доходов и расходов по бюджету и распределении доходов между бюджетами, имели место случаи ненадлежащей выдачи бюджетных средств по государственным дотациям, выдачи бюджетных средств сверх открытых кредитов и переплаты по пенсиям, в неудовлетворительном состоянии находилась документация по приему налогов и переводу бюджетных кредитов…

       Все это послужило причиной принятия постановления Совета министров СССР от 8 декабря 1948 г. № 4555 «О мерах по улучшению работы Госбанка по кассовому исполнению государственного бюджета СССР», в соответствии с которым в составе центрального аппарата Госбанка СССР появилось самостоятельное Управление по кассовому исполнению государственного бюджета СССР с широким спектром руководящих и контролирующих функций.

       Кроме того, в составе контор Госбанка СССР были организованы отделы по кассовому исполнению государственного бюджета СССР, а кассовое исполнение местных бюджетов было передано вместе со специалистами из коммунальных банков в Госбанк. К 1 апреля 1949 г. реорганизация в основном завершилась, а 1 мая того же года на коллегии Минфина СССР была утверждена новая Инструкция по кассовому исполнению государственного бюджета СССР.

       Казалось, после принятия всех названных мер  исчезли даже воспоминания о Казначействе. Однако в конце ХХ в. возникла идея возродить это ведомство: министр финансов СССР В. С. Павлов на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР 25 сентября 1989 г. заявил, что расширение товарно-денежных отношений, развитие разнообразных форм собственности предполагают обособление государственного имущества как самостоятельного объекта финансового управления. Это потребует изменений функций и структуры финансовой системы, создания специализированных органов, задачами которых стали бы контроль за движением государственного имущества в виде ценных бумаг, взимание арендной платы и другие операции. Иными словами, речь идет о том, чтобы возродить такой хорошо известный ранее государственный институт, как казначейство.

       Реализовывать такую идею пришлось уже в новом  государстве. В декабре 1991 г. в составе Министерства экономики и финансов РСФСР появилось Управление исполнения бюджета (казначейство) во главе с молодым и энергичным руководителем – Александром Васильевичем Смирновым. Новое ведомство сразу приступило к открытию кредитов по республиканскому бюджету РСФСР на первый квартал нового 1992 г. с правом расходования с 1 января. Расходные расписания – еще советского образца – подписывались начальником Управления А. В. Смирновым и главным бухгалтером по республиканскому бюджету Н. И. Сальниковой и направлялись по отработанной схеме – в Управление по кассовому исполнению государственного бюджета СССР Госбанка СССР (Банк России).

       Однако  в конце января процесс застопорился. Дело в том, что в феврале 1992 г. Госбанк СССР и Управление по кассовому  исполнению государственного бюджета СССР прекратили свое существование, и система исполнения бюджета развалилась.

       Ситуация  была критической. Республиканский  бюджет страны не утвержден. Сведения о доходах бюджета недоступны. Открытие кредитов по республиканскому бюджету для финансового обеспечения функционирования государственных институтов прекращено. Учреждения и организации вправе расходовать средства только в пределах открытых в декабре-январе кредитов. Выдача средств из бюджета практически остановлена. Новых правил исполнения бюджета нет, старые в полном объеме неприменимы.

       В феврале 1992 г. руководство Банка  России принимает решение продолжить работу по зачислению доходов бюджета и сообщать Минфину и Правительству Российской Федерации о зачисленных доходах по старой схеме. Телеграмма, адресованная учреждениям Банка России, финансовым органам Минфина России, а также министерствам и ведомствам Российской Федерации, гласила, что с 1 марта 1992 г. в целях обеспечения контроля за целевым использованием бюджетных средств в связи с изменением функций Банка России по кассовому исполнению бюджета финансирование расходов за счет средств республиканского бюджета осуществляется в следующем порядке:

       - все платежные поручения по  бюджетному финансированию с  1 марта 1992 г. направляются Минфином  России Банку России;

       - все распорядители бюджетных  средств перечисляют платежными  поручениями эти средства структурным подразделениям на счета, открываемые им в ОПЕРУ Банка России на балансовом счете 120;

       - бюджетные средства, поступившие  на счета, подлежат разассигнованию в десятидневный срок на текущие счета подведомственных учреждений, предприятий и организаций, открытые в расчетно-кассовых центрах по месту нахождения клиентов;

       - текущие счета по учету средств  республиканского бюджета в коммерческих банках подлежат закрытию, а остатки с них перечисляются на вновь открываемые счета в расчетно-кассовых центрах;

       - на телеграмму ставят только  печать Минфина СССР (другой просто  нет);

       - Минфину России в Операционном  управлении Банка России открывается счет на балансовом счете 120 «Расходы республиканского бюджета»;

Информация о работе История развития казначейства в России