Интеллектуальная собственность: особенности, проблемы, тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических аспектов рынка интеллектуальной собственности, проблем и тенденций его развития. Для реализации цели исследования необходимо решить ряд задач:
- дать характеристику института интеллектуальной собственности и его роли в развитии экономических отношений;
- оценить эффективность использования интеллектуального капитала;
- рассмотреть процесс коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, отметить его преимущества и недостатки;
- выявить основные проблемы и тенденции в развитии рынка интеллектуальной собственности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие интеллектуальной собственности и ее особенности 5
1.1. Характеристика института интеллектуальной собственности 5
1.2. Место и роль интеллектуальной собственности
в развитии общества 9
2. Эффективность использования интеллектуального капитала 14
3. Коммерциализация интеллектуальной собственности:
плюсы и минусы 18
4. Проблемы и тенденции развития
института интеллектуальной собственности 25
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

На данный момент стоит вопрос о включении или невключении объектов интеллектуальной собственности в состав налогооблагаемой базы. Есть мнение, что необходимо перенести налоговое бремя с операций в сфере науки и технологии в область товарного обращения, т.е. туда, где непосредственно осуществляется реализация материальной продукции, произведенной с использованием наукоемких технологий. Если рассматривать ситуацию о включении объектов интеллектуальной собственности в содержание налогооблагаемой базы, то желательно, чтобы государство предоставило определенные налоговые льготы. Это обеспечит стимулирование интересов организаций в сфере прав интеллектуальной собственности, и не за горами окажется возможность благоприятного развития инновационных процессов в экономике, к чему, собственно, мы и стремимся.

Документальное подтверждение прав использования объектов интеллектуальной собственности позволяет также обеспечить реальный контроль за деятельностью недобросовестных конкурентов и «пиратов», являющихся нарушителями исключительных прав.

При коммерциализации интеллектуальной собственности современные предприниматели сталкиваются с рядом типичных проблем, которые могут помешать достичь положительных запланированных  результатов при осуществлении инновационной и инвестиционной деятельности.

Неоднозначные отношения государства и организаций к оценке объектов интеллектуальной собственности, отсутствие единых для всех четких методов, подходов, критериев, регламентирующих этот вид деятельности, безусловно оказывают негативное влияние. Для исправления сложившейся ситуации следует:

  • произвести изменения в сфере законодательства относительно правового регулирования интеллектуальной собственности;
  • сформировать и принять единые на территории всей страны, стандарты, конкретные методики оценки объектов интеллектуальной собственности;
  • обеспечить государственную поддержку и поощрение предприятий в их деятельности по учёту и оценке объектов интеллектуальной собственности, ввести государственное стимулирование процессов создания, правовой охраны и использования интеллектуальной собственности;
  • повысить информированность организаций о своих правах на интеллектуальную собственность и механизмах их реализации путём  совершенствования процессов обучения, системы подготовки кадров, стимулирования приобретения дополнительных навыков и специализированных знаний в данной области, проведения соответствующих конференций, распространения информации с помощью СМИ и сети Интернет.

Большинство российских организаций  не оформляют должным образом права на созданные результаты научно-технической деятельности и объекты интеллектуальной собственности, и основная масса  имеющихся результатов существует  в неохраняемом  виде. Предприятиям следует не только говорить о своих правах на интеллектуальную собственность, но и принимать активное участие в их реализации, больше внимания уделять регистрации патентов и авторских прав на изобретения, научиться ценить интеллектуальный капитал, использовать его с целью повышения конкурентоспособности на мировом и отечественном рынках.

Сегодня существует мнение о том, что нематериальные активы составляют значительную долю баланса предприятий. Да, на самом деле это так, но данный факт свидетельствует не о российских предприятиях.

Анализ ситуации последних пяти лет показал, что всего лишь 15-20 % выполняемых за счет средств федерального бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ завершаются получением охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности. Также сохраняется устойчивая тенденция, когда объем заявок на регистрацию товарных знаков в 1,8-2,1 раза превышает объем заявок на патенты, при этом объем регистрации товарных знаков имеет устойчивый прирост, в то время как количество заявок на патенты практически неизменно. Исключение составляет только регистрация программ для ЭВМ и баз данных, где ежегодный прирост количества заявок составляет 15-20 %. 

Это означает, что инновационная активность правообладателей существенно отстает от темпов активизации рыночных отношений в секторе купли-продажи товаров. Данную проблему подтверждает и то, что доля нематериальных активов в составе внеоборотных активов предприятий оценивается всего в 0,3-0,5 %, в то время как в экономически развитых странах этот показатель доходит до 30 %.

Российская Федерация имеет стабильное отставание в вопросах патентной активности от Германии (объем ежегодно получаемых патентов больше в 2 раза), от США (8,2-8,9 раз), Японии (11-15 раз), от Китая и Гонконга, отставание от которых за последние 5 лет увеличилось с 2,8 до 7 раз. [9] 

Таким образом, на сегодняшний день рынок интеллектуальной собственности в России не соответствует потребностям инновационного развития экономики, находится в состоянии стагнации, при том, что имеются все возможности и крайне благоприятные условия для существенного повышения динамики его развития.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусмотрено увеличение объема расходуемых средств на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Затраты на НИР и ОКР к 2020 году составят не менее 3% от валового внутреннего продукта. Совокупный расход государственных и частных инвестиций на образование увеличится до 6,5-7 %. Доля средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, за тот же период увеличится до 30 %. Развиваются научная и инновационная инфраструктуры, реализуются программы по созданию центров одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно-образовательных центрах, осуществляется комплекс мероприятий, направленных на предотвращение «утечки» квалифицированных российских специалистов, а также мероприятий, направленных на приглашение иностранных специалистов и возвращение российских ученых, работающих за рубежом. Кроме того, созданы поддерживающие механизмы финансирования различных стадий научно-технической и инновационной деятельности — фонды, венчурные компании, крупные акционерные общества с государственным капиталом, осуществляющие развитие инновационной инфраструктуры и инвестирование в инновационный бизнес.

Государство должно создавать все возможные условия для развития инновационного процесса в нашей стране. Прежде всего, необходимо оказывать поддержку инновационным мероприятиям, которые проходят в России, а не за рубежом. Следует навести порядок в системе: идея - изобретение - промышленный образец - реализация - прибыль.

В настоящее время множество решений, принятых на законодательном уровне, не исполняются. Вышестоящим органам власти следует четко контролировать подчиненные им структуры, в частности, следить за расходом бюджетных средств, выделенных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и аналогичные цели.

О необходимости появления российской стратегической доктрины развития и совершенствования механизмов интеллектуальной собственности разговоры ведутся уже не первый год. Совет по профильным вопросам при Председателе Совета Федерации озабоченно констатировал еще в мае, что Россия легко может вылететь «из обоймы интеллектуально развитых стран», если срочно не обзаведется такой стратегией.

Разработкой проектов стратегии интеллектуальной деятельности в нашей стране занимались сразу несколько ведомств, включая Минобрнауки, Минэкономразвития, Торгово-промышленную палату России. Но их старания к сегодняшнему дню, видимо, все-таки успехом не увенчались. Это и не удивительно, ведь как отмечают аналитики, вопросами интеллектуальной собственности у нас в той или иной мере занимаются более 20 инстанций.

Поэтому вице-премьер Правительства России Игорь Шувалов – куратор темы интеллектуальной собственности решил в настоящее время приступить к созданию нового органа государственной власти - федеральной службы, которая для начала возьмет под свое начало практически весь функционал, касающийся патентов, товарных знаков, авторских и смежных прав, и т.д. Единое государственное ведомство, как считают в Правительстве, как раз и сможет создать и воплотить столь необходимую России долгосрочную стратегию.  

Пока же в Правительстве изучают план первоочередных мероприятий по развитию в области интеллектуальной собственности на 2013-2014 годы. Согласно плану уже к сентябрю нынешнего года «в целях повышения мотивации авторов и формирования среды эффективных собственников» появятся проекты новых законодательных актов. После вступления их в действие выдача лицензий на созданные за бюджетный счет интеллектуальные продукты будет производиться бесплатно и все разработчики, создающие интеллектуальную собственность при поддержке государства, получат право оформлять патенты и свидетельства в приоритетном порядке. 

На сентябрь вышеуказанный план предполагает осуществить внесение изменений в действующее законодательство, которое обеспечит «безвозмездное использование интеллектуальной собственности, принадлежащей Российской Федерации, в целях коммерциализации» на  всей территории страны. 

Поскольку, по данным Совета Федерации объем государственных ассигнований на инновации за последнее время возрос в четыре раза, к ноябрю 2013 года ожидается провести первую инвентаризацию расходования средств федерального бюджета на разработку инновационных продуктов и обнародовать информацию о результатах данной интеллектуальной деятельности. В дальнейшем, согласно плану, такая инвентаризация будет проводиться ежегодно.

Таким образом, процесс коммерциализации интеллектуальной собственности имеет как преимущества, так и недостатки. С целью дальнейшего благоприятного построения модели инновационной экономики следует свести к минимуму существующие минусы, а лучше всего попытаться их устранить. Для этого необходимо создать прочную и полноценную юридическую базу для оформления прав интеллектуальной собственности, произвести соответствующие изменения в сфере государственного законодательства, создать стимулы для развития российских предприятий и организаций, обеспечить функционирование инновационной инфраструктуры, тем самым сформировать четкую и стабильную систему коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и повысить конкурентоспособность отечественного наукоемкого промышленного производства.

 

 

 

4. Проблемы и  тенденции развития

института интеллектуальной собственности

В последние десятилетия в мировой экономике произошли коренные изменения. В развитых странах сформировался пятый технологический уклад, глобальная экономика перешла на постиндустриальный уровень, а хозяйственные отношения усиленно перемещаются в виртуальное пространство. Всё большую актуальность приобретают вопросы спецификации прав на результаты интеллектуального труда. В условиях происходящих изменений настоятельную необходимость приобретает изучение проблем института интеллектуальной собственности.

Сегодня перед российским государством стоит важная задача – формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности. Почти все негативные явления, с которыми приходится сталкиваться в сфере интеллектуальной собственности российским гражданам и организациям, так или иначе связаны с двумя основными моментами: небольшим объемом и медленным развитием рынка интеллектуальной собственности. Основные причины такого положения – «неупорядоченность» отношений, трудности при реализации прав и их использовании, большое количество правонарушений, отсутствие развитой инфраструктуры, единой государственной политики и механизмов правового регулирования в данной области.

Можно выделить две группы проблем института интеллектуальной собственности в новых условиях: первая возникла в связи с перемещением экономических отношений в Интернет, а другая досталась в наследство от индустриальной экономики. К первой группе можно отнести такие негативные явления, как компьютерное пиратство и киберсквоттинг, а ко второй — проблемы спецификации прав на результаты интеллектуальной и научной деятельности, т.н. «патентных троллей», а также имитации товарных знаков. Все эти проблемы так или иначе связаны с несовершенством институциональной среды. [8, с. 406]

Для начала рассмотрим наиболее актуальные и новые проблемы, связанные с перемещением хозяйственных отношений в киберпространство. Данный процесс начался в середине 90-х гг. прошлого века. Важным следствием этого процесса на микроуровне явилось изменение структуры издержек фирмы. С развитием новых технологий появилась возможность создавать дополнительные копии однажды произведенного информационного продукта с относительно низкими затратами. Наличие высоких постоянных и низких переменных издержек позволило производителям интеллектуальных благ извлекать максимальную выгоду от эффекта масштаба. Более того, положительный эффект масштаба со стороны предложения усиливается сетевыми внешними эффектами на стороне спроса.

Во многом массовому нелегальному копированию интеллектуальной собственности способствует природа самой информации как ресурса и ее электронной формы, в частности. Информация и знания обладают двумя главными характеристиками общественного блага — неконкурентностью и неисключаемостью. Неконкурентность в потреблении подразумевает, что потребление информации одним не уменьшает ее ценности для других. Одна и та же идея может быть использована многократно и одновременно многими людьми, при этом она не будет истощена. Прочитав статью, вы не уменьшите ее полезности для других, как это было бы с вещными благами. Неисключаемость заключается в невозможности предоставить информацию саму по себе в частное пользование, т.е. при наличии Интернета никто не запретит вам пользоваться всеми его ресурсами. Только держа информацию в секрете, можно распоряжаться ею эксклюзивно. Однако благодаря интеллектуальной собственности можно исключить других из числа пользователей информации. [9]

Несмотря на первоочередную актуальность проблем института интеллектуальной собственности, возникающих в киберпространстве, традиционные проблемы, возникшие в индустриальную эпоху, также имеют место в условиях «новой» экономики.

Первая из них связана с несовершенством патентного права и представляет собой феномен «патентных троллей». Он относится к тем фирмам, чей основной доход формируется не от хозяйственной деятельности, а от судебных тяжб в отношении других фирм, которые были уличены в неправомерном использовании ее патентов. Для экономистов дебаты вокруг «троллей» были бы не более чем вопросом справедливого распределения ренты от интеллектуальной собственности, если бы не негативное воздействие деятельности «троллей» на экономическую эффективность и экономический рост. Отрицательные эффекты возникают из-за торможения инновационной деятельности и затрат на судебные разбирательства. Многие аналитики считают, что «тролли» негативно влияют на инновационную активность.

Информация о работе Интеллектуальная собственность: особенности, проблемы, тенденции развития