«Импортные» институты в российской экономике и политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она обеспечивает финансовую базу государства, и выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины. Налоги – это объективное общественное явление, поэтому при построении налоговой системы необходимо выходить из реальностей социально-экономического состояния страны; это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане.
Налоги являются одной из важнейших финансовых категорий. Исторически это наиболее древняя форма финансовых отношений между государством и членами общества.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие и сущность косвенных налогов 5
2. Основные косвенные налоги в РФ 8
2.1. Налог на добавленную стоимость 8
2.2. Акцизы и их характеристика 15
2.3. Таможенные пошлины 21
3. Роль акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию в Кировской области. 26
Заключение 30
Список используемой литературы. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Moya_kursovaya22.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Применение  таможенных платежей при импорте  обусловлено, с одной стороны, проведением  политики разумного протекционизма, с другой – направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные налоги и сборы как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет.

Таможенные  платежи – это налоги, сборы  и иные обязательные поступления, взимаемые  таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при ввозе или вывозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ.

  Таможенная пошлина обладает всеми основными налоговыми характеристиками:

  1. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственно-властным принуждением. 
  2. Таможенная пошлина не представляет собой плату за оказанные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения.
  3. Поступления от уплаты таможенных пошлин не предназначены для финансирования конкретных государственных расходов.

Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщиком) является декларант - лицо, заявляющее таможне от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства. Декларантом может быть как лицо, непосредственно перемещающее товары, так и таможенный брокер (посредник). Объектом обложения таможенной пошлиной может быть таможенная стоимость, количественные показатели перемещаемых через таможенную границу товаров либо и то и другое одновременно.

Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу

Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ "О таможенном тарифе" Российской Федерации и зависят от вида товара, страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вошел в силу новый закон о "Таможенном тарифе" таможенного союза трех государств: России, Белоруссии и Казахстана. В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

  • Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;
  • Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
  • Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

  • Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;
  • Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;

В зависимости от способа  исчисления ставок таможенные пошлины  подразделяют на:

  • Адвалорные — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.
  • Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;
  • Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

Особые виды таможенных пошлин:

  • Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;
  • Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера;
  • Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;
  • Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

              Таможенные пошлины обладают всеми основными сущностными признаками налога. Основным принципом регулирования налоговых отношений в сфере внешнеэкономической деятельности является принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, который запрещает субъектам данных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлин.    Принципу одностороннего установления таможенных пошлин не противоречит практика заключения между государством и предпринимателем так называемых налоговых договоров. Предметом подобных соглашений является предоставление налоговых (в нашем случае таможенных) льгот с целью стимулирования участия частных предпринимателей в осуществлении государственных социально-

экономических планов и программ. Налоговая природа таможенной пошлины отчетливо проступает при сравнении таможенной пошлины с таможенным сбором. Таможенный сбор, в отличие от пошлины, - это плата за осуществление различных мероприятий, составляющих процедуру таможенного оформления. Например, за товар, помещенный на территорию свободной таможенной зоны, пошлина не уплачивается, как это и предусмотрено самим понятием таможенного режима свободной зоны. Что же касается таможенных сборов, то они будут взиматься, поскольку таможенные органы предоставляют экспортерам и импортерам определенные услуги по складированию, контролю за качеством и т. д.

  Средства от таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет, где обезличиваются и, как и все прочие налоги выполняют фискальную функцию.

         

 

 

3. Роль акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию в Кировской области.

 

Сегодня основными доходными  источниками бюджета Кировской  области являются налог на прибыль  организаций, налог на доходы физических лиц и акцизы - это порядка 70% в  общей доле доходов бюджета.

  Еще осенью 2009 года вышло постановление губернатора Кировской области Н.Ю Белых «О предоставлении межбюджетных трансфертов, направленных на обеспечение дополнительных мер по увеличению поступлений акцизов на алкогольную продукцию» от 22.09.2009   № 25/329

В котором утверждается распределение межбюджетных трансфертов, направленных на обеспечение дополнительных мер по увеличению поступлений акцизов  на алкогольную продукцию, на 2010 год  и последующие годы.

В методике распределения  межбюджетных трансфертов, направленных на обеспечение дополнительных мер по увеличению поступлений

акцизов на алкогольную  продукцию обозначено, что право  на получение межбюджетных трансфертов, направленных на обеспечение дополнительных мер по увеличению поступлений акцизов  на алкогольную продукцию, имеют муниципальные районы и городские округа области, на территориях которых реализуется алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимая на территории области.

Межбюджетные  трансферты распределяются между муниципальными районами и городскими округами области, по следующей формуле:

 

 

 – размер межбюджетных  трансфертов i-му муниципальному  району (городскому округу);

 – общий объем межбюджетных  трансфертов, подлежащий распределению  между муниципальными районами  и городскими округами;

 – удельный вес реализованной  в первом полугодии текущего  года алкогольной продукции на  территории i-го муниципального района (городского округа) в общем объеме  ее реализации в целом по  области согласно приложению.

Общий объем  межбюджетных трансфертов, подлежащих распределению между муниципальными районами и городскими округами ( ), определяется по следующей формуле:

 

 

 – прогнозируемый на соответствующий  финансовый год объем акцизов на алкогольную продукцию, поступающих в областной бюджет (за исключением акцизов на алкогольную продукцию, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).

 

С 2010 года 40% акцизной ставки производитель алкогольной продукции  платит в областной бюджет и 60% акциза распределяется между субъектами Российской Федерации исходя из доли региона  в общей сумме акцизов. А с 1 июля 2011 года для производителей алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции установлена обязанность уплачивать авансовый платеж по акцизу.

В постановлении  Правительства области от 07.11.2011 № 126/567 «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 9 месяцев 2011 года» рассмотрен представленный департаментом финансов Кировской области отчет об исполнении областного бюджета за 9 месяцев 2011 года. Правительство Кировской области отмечает, что в отчетном периоде в основном обеспечена реализация мероприятий, предусмотренных постановлениями Правительства Кировской области от 29.12.2010 № 84/676 «О мерах по выполнению Закона Кировской области от 02.12.2010 № 579-ЗО «Об областном бюджете на 2011 год», от 23.05.2011 № 105/198 «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за I квартал 2011 года», от 22.08.2011 № 117/376 «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за первое полугодие 2011 года». 
 Исполнение областного бюджета осуществлялось в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом на 2011 год. 
Доходная часть областного бюджета с учетом безвозмездных перечислений из федерального бюджета за 9 месяцев 2011 года исполнена в сумме 29 177,3 млн. рублей, или на 82,3% к годовому плану, из них налоговые и неналоговые доходы (далее – собственные доходы) составили 15 054,8 млн. рублей (80,1%), безвозмездные поступления – 14 122,5 млн. рублей (84,7%).  
Наибольший объем поступлений собственных доходов обеспечен за счет основных налоговых источников: налога на доходы физических лиц (4 315,1 млн. рублей), налога на прибыль организаций (5 033,8 млн. рублей), акцизов по подакцизным товарам (3 004,3 млн. рублей). 
 К аналогичному периоду 2010 года в сравнимых условиях (без учета произведенных возвратов и поступивших остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов) объем доходов областного бюджета увеличился на 1,7%, или на 479,2 млн. рублей, в основном за счет роста поступлений собственных доходов на 16,8% (2 163,8 млн. рублей) при одновременном снижении объема безвозмездных поступлений на 10,6% (на 1 684,6 млн. рублей). Поступления неналоговых доходов снизились на 23,4%, или на 263,6 млн. рублей.

В структуре  налоговых доходов рост поступлений  отмечается по налогу на прибыль организаций (1826,8 млн. рублей), акцизам на алкогольную, спиртосодержащую продукцию, вино и пиво (258,9 млн. рублей), доходам от уплаты акцизов на нефтепродукты (196,8 млн. рублей), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (146,1 млн. рублей), государственной пошлине (31,2 млн. рублей).

Мы можем  заметить, что в структуре налоговых  доходов отмечается рост по акцизам  на алкогольную, спиртосодержащую продукцию, вино и пиво. И в дальнейшем, по мнению аналитиков, эта тенденция  должна сохраниться.

 

Минфин, в свою очередь, продолжает принимать решения. И в 2012 году вновь планируется повышение акцизов на алкоголь и табак. Повышение алкогольного акциза в среднем составит 30 %, а табачного – 40 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для России, переживающей экономические  трудности, особо значимы вопросы формирования доходной части государственного бюджета, осуществляемого в рыночной экономике в основном с помощью налогов. Среди налогов важное место занимает своеобразная группа косвенных налогов, обычно обозначаемых как налоги на потребление. Изучение зарубежного опыта использования этих налогов имело немаловажное значение.

Косвенные налоги занимают одно из основных мест в отечественной  налоговой системе. Они являются наиболее предпочтительными для  бюджета именно благодаря своей высокой доходности. Кроме того, они включаются в цену товара, следовательно, платятся незаметно для потребителей. Однако косвенные налоги имеют ряд недостатков: они находятся в обратной пропорциональной зависимости от платежеспособного спроса населения (имеют регрессивный характер); требуются большие расходы на взимание этих налогов (например, содержание таможенных органов); предполагают широкое вмешательство государства в предпринимательскую деятельность; мобилизация косвенных налогов сопровождается рядом проблем, в частности проблемой собираемости НДС.

Но не следует забывать, что косвенные налоги не должны иметь господствующий характер в цивилизованной рыночной экономике. Необходимо паритетное сочетание прямых и косвенных налогов.

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Конституция  Российской Федерации. Принята  всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М., 2009 г.

2. Бюджетный  кодекс Российской Федерации.- М.,2003.

4. Александров  И.М. Налоговые системы России  и зарубежных стран. М., 2002. С. 15.

5. Березин М.Ю. Особенности межбюджетного распределения доходов от региональных и местных налогов // Законодательство и экономика. - N 12, декабрь 2005.

Информация о работе «Импортные» институты в российской экономике и политике