Доходы бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются изучение следующих вопросов социально-экономической сущности, источников и механизмов формирования доходной части бюджетов; анализа состава, структуры и динамики доходной части бюджетов разных уровней; проблем исполнения доходной части бюджетов разных уровней и путей их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Список  литературы.

Приложения.

 

Введение

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм -  доходов  и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости  общественного продукта, концентрируемой  в руках государства.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику — экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и  использования финансовых ресурсов государства — бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечить эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются доходы бюджета.

Доходы бюджетов представляют собой  поступающие в собственность  государства и муниципальных  образований денежные средства, —  финансовые ресурсы, необходимые для  эффективного осуществления государством и муниципальными образованьями  возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.

При этом в литературе государственные  доходы (то есть доходы федерального и  регионального бюджетов) определяются как часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения  и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства.

Общий характер доходов позволяет бюджету иметь определенные резервы для покрытия дополнительных затрат. Кроме общих, в бюджет могут включаться целевые доходы, которые являются источниками формирования целевых бюджетных фондов. Целевые бюджетные фонды в основном формируются в местных бюджетах, их доходы составляют не более 5% всех поступающих средств.

Доходная база федерального бюджета РФ в значительной степени формируется за счет добычи и экспорта сырьевых ресурсов. В связи с этим высока зависимость финансовой системы от внешнеэкономической конъюнктуры.

Налоговая система пока не в полной мере подстроена под цели обеспечения долговременного экономического роста и финансовой стабильности. Затянулись подготовка и принятие ряда глав Налогового кодекса Российской Федерации. Проблемой остается сложность налогового учета.

Существенные претензии имеются  к качеству вносимых в Государственную Думу и принимаемых налоговых законов. Это приводит к необходимости внесения в них многочисленных поправок. Частота налоговых новаций и сроки принятия налоговых законов не позволяют ни предприятиям, ни налоговым органам заблаговременно подготовиться к их применению.

Тема моей курсовой работы: «Доходы бюджетной системы», я считаю, что эта тема актуальна в наше время, потому что доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны.

Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджетной системы.

Цель работы: рассмотреть понятие  доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.

Задачами курсовой работы являются изучение следующих вопросов социально-экономической  сущности, источников и механизмов формирования доходной части бюджетов; анализа состава, структуры и динамики доходной части бюджетов разных уровней; проблем исполнения доходной части бюджетов разных уровней и путей их решения.

При этом используются следующие методы: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, аналогии, дедукции и сравнения.

Используемые источники информации - Бюджетный кодекс РФ законодательные  и нормативные акты, учебные пособия, журналы и газетные статьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-экономическая сущность, источники и механизм формирования доходной части бюджета

1.1 Понятие и социально-экономическая  сущность бюджетных доходов как  составной части доходов государства

Доходы бюджета  выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства.

В доходы федерального бюджета зачисляются собственные  налоговые доходы федерального бюджета  за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов  бюджетам других уровней бюджетной  системы РФ и неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ и другие безвозмездные перечисления.

Доходы бюджета  создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

Доходы бюджетов представляют собой  поступающие в собственность  государства и муниципальных образований денежные средства, — финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованьями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.

При этом в литературе государственные доходы (то есть доходы федерального и регионального бюджетов) определяются как часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства.

В свою очередь, под муниципальными доходами (то есть под доходами местных  бюджетов) понимается часть национального  дохода, обращаемая в процессе его  распределения и перераспределении в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности органов местного самоуправления.

Система государственных и муниципальных  доходом и образует доходы бюджетов. Здесь же, видимо, необходимо отметить, что в современной науке финансового права для целей более глубокого изучения рассматриваемой категории принято классифицировать доходы бюджетов по самым различным основаниям. Применительно к целям настоящего учебного пособия, нам представляется необходимым остановиться только на видах

доходов, выделяемых в  зависимости от формы образования  таких доходов.

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и  основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

В составе доходов бюджетов выделяются следующие основные группы:

  • налоговые доходы (налоговые на прибыль, налог на имущество);
  • неналоговые доходы (доходы от использования имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, штрафные санкции, возмещении ущерба);
  • безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, от государственных внебюджетных фондов);
  • доходы целевых бюджетных фондов (дорожные и экологические фонды).
  • доходы от предпринимательской и прочей приносящей доход деятельности.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения, в том числе налоговые  доходы по видам налогов, неналоговые доходы по видам доходов.

Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами в бюджетах учитываются  доходы от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности. Учитываются и зачисляются, в  бюджеты также средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.

Зачисляются в доход бюджетов штрафы, как правило, в местные бюджеты, суммы конфискаций, в принудительном порядке изымаемые в доход  бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация и  основы планирования бюджетных  доходов в

РФ

1.2.1 Налоговые платежи  как основа формирования доходной  части бюджетов разных уровней.  Виды и характеристика налогов,  взимаемых на территории РФ

Доходы бюджета - часть  централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические  отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов  власти. Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора. Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода обеспечивающим преобладающую долю доходов бюджета. В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.

Таким образом, рассматривая в современных условиях порядок и источники формирования доходной части бюджета, следует отметить, что способность государства поставлять общественные блага и осуществлять перераспределение национального дохода зависит от доходов, которыми оно располагает. Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность извлекать доходы не только за счет реализации товаров и услуг на рынке, но и за счет налогообложения. Именно налоги – основная форма доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование.

В соответствии со статьей 8 Налогового Кодекса Российской Федерации (часть первая), под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего  продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Систему налогов, поступающих в  бюджеты разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых  ставок, по использованию и т. д. Исходя из объектов обложения, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика, например, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций, налог на имущество.

Исторически прямое налогообложение возникло как наиболее ранняя форма изъятия в доход государства части доходов налогоплательщиков. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальные налоги уплачиваются с  отдельных видов имущества, товаров  или деятельности независимо от финансового положения налогоплательщика.

Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и  взимаются у источника дохода или по декларации.

Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота  реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины.

Универсальным косвенным налогом  является налог на добавленную стоимость, им облагаются все товары, работы и  услуги.

Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды товаров, услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства (например, налог с продаж).

Таможенные пошлины — косвенные  налоги, применяемые во внешнеэкономической  деятельности.

Во всех странах налоговые доходы бюджетов построены на основе разумного  сочетания прямых и косвенных налогов.

Информация о работе Доходы бюджетной системы