Дефицит бюджета и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей, определение величины дефицита бюджета, в том числе и для Беларуси за 2008-2010г., поиск оптимальных путей сбалансирования дефицита бюджета.
Основными задачами, которые необходимо выполнить для осуществления поставленных целей, являются: проведение анализа динамики бюджетного дефицита и государственного долга в Беларуси в 2009-2010 годах, изучение видов бюджетного дефицита и государственного долга, исследование различных путей сбалансирования бюджетного дефицита.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Бюджетный дефицит и государственный долг в экономической теории:
1.1 Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки, способы финансирования бюджетного дефицита 5
1.2. Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга 8
1.3 Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост 11
1.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга, их влияние на экономику страны 14
1.5. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью 17
Глава 2 Государственный долг и дефицит бюджета в РБ
2.1 Дефицит бюджета в РБ на 2008-2010г. 20
2.2 Внешний государственный долг Беларуси на 2008- 2010г. 20
2.3 Внутренний государственный долг в Республике Беларусь 2008-2010г. 22
Глава 3 Перспективы Республики Беларусь. Модель Бруно-Фишера
3.1 Планирование дефицита бюджета РБ, перспективы погашения государственного долга в РБ 23
3.2 Модель Бруно-Фишера. Эмиссионное финансирование дефицита государственного бюджета 25
3.3 Реализация модели 31
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение А 35

Вложенные файлы: 1 файл

будж 2.docx

— 216.34 Кб (Скачать файл)

Таблица 1-Относительные  показатели задолженности.

Показатели

Характеристика показателей

 

Показатели запаса, характеризующие  бремя долга в более долгом периоде, то есть степень зависимости национальной экономики от прошлого притока иностранного капитала.

 
 

Показатели потока: чем  они выше, тем в более активной краткосрочной корректировке нуждается внешнеторговая и валютная политика в целях уравновешивания платежного баланса (особенно если велика доля внешнего долга).

 

 

В макроэкономическом анализе  также используется сравнительная  динамика показателей

 

(4)

 

(5)

 

[1, с. 372-375].

 

1.2. Основные причины  устойчивого бюджетного дефицита  и увеличения государственного  долга

 

Бюджетный  дефицит  представляет  собой  систему  экономических  отношений,  связанных  с  привлечением  дополнительных  доходов,  сверх  имеющихся  у  государства,  и  их  использованием  на  финансирование  расходов,  не  обеспеченных  собственными  доходами. [2, с. 269]

Такие  дополнительные  доходы  образуются  главным  образом  в  результате  эмиссии  денег,  выпуска  государственных  ценных  бумаг, осуществления  внутренних  и  внешних  займов.

Отсутствие  положительного  бюджетного  сальдо  не  следует  связывать  исключительно с  чрезвычайными  обстоятельствами. Дефицит  может  быть  обусловлен государственным  регулированием  экономики и  отражать  намерения  правительства  осуществлять крупные  государственные  вложение  в развитие  отраслей  хозяйства  с  целью достижения  прогрессивных  сдвигов  в  структуре  общественного  производства.

  Однако чаще всего  дефицит отражает кризисные явления  в  экономике, ухудшение   показателей  финансово-хозяйственной   деятельности  субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность  налоговой   системы и т.д.

Таким  образом,  в  конечном   итоге  дефицит  бюджета  является  следствием:

  1. Чрезмерных  государственных  расходов;
  2. Ограниченности  финансовых возможностей государства  мобилизовать необходимые  доходы (сознательное   сокращение  налогов в  целях  стимулирования  деятельности  субъектов  хозяйствования  или из-за  низкой  собираемости  доходов);
  3. Циклических  спадов  в  экономике.[2, с. 261]

Вынужденный дефицит является следствием сокращения объемов ВВП  и соответственно ограниченности финансовых ресурсов страны.

Сознательный бюджетный  дефицит возникает при условии, когда для стимулирования совокупного спроса в период экономического спада правительство целенаправленно снижает ставки налогообложения и увеличивает государственные затраты.

Структурные затраты и  поступления в большинстве состоят  из дискреционных программ, введенных  законодательством. А циклические  затраты и дефициты состоят из налогов и затрат, которые автоматически  приспосабливаются к состоянию  экономики. Так, в случае спада производства каждый процентный пункт роста нормы  безработицы увеличивает на соответствующую  сумму циклический дефицит. Это  происходит потому, что налоговые  поступления уменьшаются, а государственная  помощь с безработицы растет.

Когда же правительственные  структуры ставят за цель уменьшить  бюджетным путем повышения налоговых  ставок и снижение расходов, то соответственно уменьшается структурный дефицит  при полной занятости или потенциальном  объеме производства. Если государственный  законодательный орган решит  ввести программу, которая субсидирует  социальное обеспечение материнства, это приведет к росту структурных  затрат, соответственно увеличит структурный  дефицит.

В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает  в результате сознательного планирования превышения расходов над доходами. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это, в конечном счете, ведет к экономическому росту.

Второй возникает в  связи со снижением налоговых  и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, налоговых неплатежей). [3, с. - 11]

Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:

1 увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

2 циклические спады экономики;

3 сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки госрасходов).

Налоговые поступления  в государственный бюджет Т и показатель налогового бремени в экономике (где Y - совокупный выпуск) в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:

3.1 в целях стимулирования  экономики целенаправленно сокращается "налоговый клин";

3.2 все системы налогообложения  включают значительное количество льгот;

3.3 нередко налоговые  сборы снижаются из-за неудовлетворительной организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовлетворительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.). Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках;

3.4 в переходных экономиках  налоговые отчисления в бюджет также падают из-за спада в традиционных отраслях производства;

4 усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;

5 повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

  1. увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения);
  2. увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).[1, с. 376-377]

 

1.3 Первичный дефицит  государственного бюджета и механизм  самовоспроизводства долга. Государственный  долг, налоги, инвестиции и экономический  рост

 

Одним из факторов экономического роста является соотношение 
.

Динамика этого соотношения  зависит от следующих факторов:

  1. величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу;
  2. темпов роста реального ВВП;
  3. величины первичного дефицита госбюджета.

Первичный дефицит госбюджета представляет собой разность между  величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике. Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.

 

(6)

 

(7)

 

(8)

 

где BD общий- общий дефицит бюджета;

BD первичный- первичный дефицит бюджета;

G- государственные закупки;

N - выплаты по обслуживанию  долга; 

F-трансферты;

T-налоговые поступления в бюджет;

D - величина долга;

RR - реальная ставка процента.

Механизм самовоспроизводства  государственного долга:

BD первичный ↑ => государственные ↑ => государственный ↑ => N↑

         займы            долг

=> BD общий ↑ => новые государственные ↑ => долг ↑=> и т.д.

займы

Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВВП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВВП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и возрастает соотношение долг/ВВП, характеризующее бремя долга.

Для прогнозирования динамики соотношения  долг/ВВП используется зависимость:

 

(9)  

 

где Δλ- изменение соотношения  долг/ВВП,

λ-исходное значение соотношения  долг/ВВП,

RR- реальная ставка процента,

 – темп  роста реального ВВП,

σ – доля первичного бюджетного излишка в ВВП.

Для снижения соотношения  долг/ВВП необходимы два условия:

  1. реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реального ВВП;
  2. увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВВП должно быть постоянным.

Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором увеличения долгового бремени.

Увеличение налогов  является для правительства одним  из способов получения необходимых доходов для выплаты процентов по обслуживанию долга и погашения его основной суммы. Для того чтобы соблюдать график обслуживания долга, правительство должно собрать в виде налогов сумму, не меньшую, чем N.

Это означает, что соотношение  N/ВВП является нижней границей ставки подоходного налога:

 

     (10)

 

где У совокупный доход (или ВВП).

Так как, кроме обслуживания долга, правительство должно финансировать  и другие расходы (в частности, госзакупки и трансфертные выплаты), то ситуация, когда

 

    (11)

 

свидетельствует о нарастании напряженности в бюджетно-налоговой сфере.

Увеличение налогов  как условие обслуживания растущего  долга может привести к снижению стимулов к труду, к инновациям и к инвестированию. Поэтому существование большого государственного долга косвенно ограничивает возможности экономического роста.

Для финансирования бюджетного дефицита используется также долговое финансирование, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом финансовом рынке  субъектам хозяйствования, населению  данной страны. По ценным бумагам выплачивается  доход (как правило, в виде процента), источником которого являются средства бюджета, что в результате приводит к росту государственных расходов.[6, c. 133]

Долговое финансирование дефицита госбюджета увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. В частном секторе могут производиться либо потребительские, либо инвестиционные товары. Если рост государственных расходов "вытесняет" производство инвестиционных товаров в частном секторе, тогда уровень потребления (уровень жизни) сегодняшнего поколения не будет затронут. Однако будущее поколение унаследует меньший объем основных производственных фондов и, следовательно, будет иметь более низкий уровень дохода. Этот эффект возникает в том случае, если прирост государственных расходов происходит преимущественно за счет увеличения расходов потребительского назначения (социальные трансферты: субсидии школьникам, малообеспеченным слоям населения и т.д.).

Государственные инвестиции, как и частные, укрепляют производственный потенциал экономики. Если прирост правительственных расходов приобретает вид инвестиционных расходов (например, вложений в строительство автострад, портов, инвестиций в "человеческий капитал" в системе образования и здравоохранения), тогда производственные мощности, оказывающиеся в распоряжении будущих поколений, не будут сокращаться. Изменится их структура в пользу увеличения доли государственного капитала. При этом, однако, могут быть вытеснены частные инвестиции потребительского назначения, что относительно ограничит возможности текущего потребления населения.

Поведение потребителей в условиях роста государственной задолженности весьма противоречиво, что находит свое отражение в дискуссии между сторонниками традиционной и рикардианской точек зрения на государственный долг.

Согласно традиционной точке зрения, снижение налогов, финансируемое за счет государственных займов и накопления долга, стимулирует рост потребительских расходов и приводит к сокращению национальных сбережений. Рост потребления увеличивает совокупный спрос и доход в краткосрочном периоде, но в долгосрочном плане ведет к снижению объемов накопленного капитала и ограничению экономического роста. Снижение налогов, финансируемое правительством за счет займов, будет оказывать воздействие на экономику по многим направлениям. Снижение налогов сразу же вызовет рост потребительских расходов. Рост потребительских расходов влияет на развитие экономики как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. На протяжении краткосрочного периода увеличение потребительских расходов приводит к росту спроса на товары и услуги и, таким образом, к росту объема производства и занятости. Однако ставка процента будет также расти из-за обострения конкуренции между инвесторами в связи со снижением объема сбережений. Повышение ставки процента будет сдерживать инвестиции и стимулировать приток иностранного капитала. Курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам будет расти, что приведет к снижению конкурентоспособности фирм на мировом рынке. В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений, вызванное снижением налогов, приведет к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолженности. Поэтому объем национального продукта снизится, а доля в нем внешнего долга возрастет.

Информация о работе Дефицит бюджета и государственный долг