Государственный бюджет как инструмент экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты бюджета государства
1.1Понятие и сущность государственного бюджета
.2Формирование и функции государственного бюджета
.3Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества
Глава 2. Анализ государственного бюджета Кыргызской Республики за 2010-2012 года
.1 Анализ доходов государственного бюджета
2.2Анализ расходов государственного бюджета
Глава 3. Совершенствование бюджета Кыргызской Республики
3.1Проблемы государственного бюджета
.2Пути решения проблем государственного бюджета
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 46.53 Кб (Скачать файл)

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (расходы бюджета).

2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета - это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой. Одновременно с этим доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями учреждениями и гражданами - с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности - ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т. е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

Средства, мобилизуемые через государственный бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления (свыше 86 % от общей суммы общественных фондов потребления).

Как известно, основной формой распределения фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существуют общественные фонды потребления, которые предназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, то есть потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и др.

Бюджет составляется на основе народнохозяйственного плана. Все статьи бюджета определяются показателями народнохозяйственного плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь, бюджетное планирование оказывает активное воздействие на народнохозяйственное планирование.

4. Бюджет выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность в государстве иного контроля, за поступлением и использованием бюджетных средств.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

 

1.3Роль государственного  бюджета в социально-экономическом  развитии общества

 

Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:

Øгосударственное и муниципальное управление;

Øмеждународная деятельность государства

Øнациональная оборона;

Øправоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

Øфункционирование федеральной судебной власти;

Øпроведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

Øразвитие отраслей народного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи);

Øпредупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

Øобеспечение обороноспособности страны;

Øразвитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;

Øосуществление социальной политики.

Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы социально-экономического характера. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

1.Государственный бюджет  является инструментом воздействия  на развитие экономики. С его  помощью государство осуществляет  перераспределение национального  дохода и тем самым изменяет  структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ  государственный бюджет усиливает  свои позиции в экономике путем  изменения методов бюджетного  воздействия на общественное  производство. Государство применяет  формы прямого и косвенного  влияния на экономику - предоставляет  организациям (предприятиям) субсидии, государственные инвестиции, осуществляет  бюджетное финансирование видов  экономической деятельности, определяющих  научно-технический прогресс, добиваясь  в конечном итоге изменения  экономических пропорций. Использование  бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством  маневрирования поступающими в  распоряжение государства денежными  средствами. Оно позволяет целенаправленно  влиять на темпы и пропорции  развития общественного производства.

2.Государственный бюджет  играет важную роль в решении  социальных проблем путем улучшения  бюджетного финансирования учреждений  социальной сферы - просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного  строительства. В перспективе роль  государственного бюджета в социальных  процессах должна усиливаться. Обусловлено  это тем, что бюджетные средства  в совокупности с внебюджетными  фондами являются финансовой  базой осуществления социальных  преобразований, перехода на более  высокий уровень социального  обслуживания населения страны.

.На современном этапе  развития экономики государственный  бюджет становится одним из  основных инструментов государства  в проведении экономической и  социальной политики. Планируя бюджетные  доходы и расходы, государство  концентрирует в руках государства  денежные средства на проведение  экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

.Государственный бюджет  играет важную роль в выравнивании  экономического развития регионов  страны путем бюджетного финансирования  объектов, которое может осуществляться  на возвратной и безвозвратной  основе. На возвратной основе  бюджетные средства предоставляются  в виде кредита на капитальные  вложения. Эти средства играют  важную роль в строительстве  объектов (предприятий) культурно-бытового  назначения - магазинов, предприятий  общественного питания, бытового  обслуживания, школ, больниц, жилья, театров  и других предприятий.

.Основная роль бюджета  состоит в том, что он ежегодно  мобилизует и концентрирует денежные  накопления предприятий (организаций) и населения в централизованном  государственном фонде для финансирования  развития экономики, социально-культурных  мероприятий, укрепления обороноспособности  страны, на содержание органов  государственной власти и образования  резервов.

.Роль государственного  бюджета заключается в том, что  он служит важным рычагом воздействия  на развитие производительных  сил общества, ускорение научно-технического  прогресса при умелом использовании  его средств. Он играет важную  роль в реализации экономической  политики государства, направленной  на повышение жизненного уровня  населения страны.

.Государственный бюджет  играет важную роль в финансировании  общегосударственных нужд и программ  социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для этого в руках центральной  государственной власти ежегодно  должна концентрироваться значительная  доля национального дохода.

Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства создают возможность для маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ. Отмечая значение (роль) государственного бюджета, следует отметить, что некоторые негативные факторы не позволяют государственным и муниципальным органам выполнять эффективно и в полной мере свои функции, связанные с государственным бюджетом. Такими негативными факторами являются убыточная деятельность организаций, неплатежи по налогам, бюджетный дефицит (в отдельные годы по отдельным регионам), инфляция.

 

Глава 2. Анализ государственного бюджета Кыргызской Республики за 2010-2012 года

 

.1 Анализ доходов государственного бюджета

 

Доходы бюджета - это часть национального дохода, поступающая в процессе перераспределения в централизованные фонды государства и органов местного самоуправления.

В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Проявляются эти экономические отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства.

 

Таблица 1

Состав и структура доходов государственного бюджета КР на 2010-2012 года

Наименование2010 год2011 год2012 годСумма, тыс.сом% к общей суммеСумма, тыс.сом% к общей суммеСумма, тыс.сом% к общей суммеДоходы с официальными трансфертами52100857,2100,049873953,6100,050848525,6100,0Налоговые доходы34616127,666,436361638,572,939393898,777,5Подоходный налог с физических лиц-резидентов Кыргызской Республики 2456470,54,72577905,55,22889290,75,7Налог на доходы физических лиц-нерезидентов Кыргызской Республики 526818,91,0578592,01,2643809,01,3Налог на прибыль2084970,94,02335720,04,72611686,05,1Налог на основе патента386713,00,7400000,00,8411898,00,8Налог на специальные средства бюджетных организаций1 030 636,12,01 057 600,02,11 057 600,02,1Налог на добавленную стоимость (НДС)15 207 200,029,216 478 220,033,017 935 000,035,3НДС на товары и услуги, производимые на территории Кыргызской Республики4 980 200,09,65 478 220,011,06 000 000,011,8НДС на товары, ввозимые на территорию Кыргызской Республики10 227 000,019,611 000 000,022,111 935 000,023,5Налог с продаж2 800 000,05,43 000 000,06,03 250 000,06,4Акцизный налог на товары, производимые на территории КР 622 418,21,2561 724,01,1568 855,01,1Акцизный налог на товары, ввозимые на территорию КР 1 434 000,02,81 340 000,02,71 473 800,02,9Налоги за пользование недрами3 113 000,06,02 500 000,05,02 500 000,04,9Роялти100 000,00,2100 000,00,2100 000,00,2Налог на валовой доход от Кумтор3 013 000,05,82 400 000,04,82 400 000,04,7Налоги на международную торговлю и операции4 953 900,09,55 531 877,011,16 051 960,011,9Полученные официальные трансферты7 509 321,214,44 038 874,48,11 975 670,43,9Трансферты из-за границы2 462 398,04,7908 644,01,80,00,0Гранты ПГИ5 046 923,29,73 130 230,46,31 975 670,43,9Неналоговые доходы9 975 408,419,19 473 440,719,09 478 956,518,6Проценты по депозитам 60 000,00,160 000,00,160 000,00,1Проценты по выданным бюджетным ссудам и кредитам661 047,11,3203 800,00,4191 600,00,4Дивиденды140 000,00,370 000,00,160 000,00,1Прибыль Национального банка Кыргызской Республики248 850,00,5248 850,00,5248 850,00,5Плата за использование природных ресурсов2 640 000,05,12 640 000,05,32 640 000,05,2Плата за аренду помещений, зданий и сооружений, находящихся в государственной и муниципальной собственности6 600,00,06 600,00,06 600,00,0Сборы и платежи419 689,00,8440 329,00,9461 999,00,9Государственные пошлины17 000,00,017 850,00,018 742,50,0Плата за оказание платных услуг (без налога на специальные средства бюджетных учреждений)5 634 057,310,85 632 938,211,35 632 938,211,1Штрафы, санкции, конфискации148 165,00,3153 073,50,3158 226,80,3

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент экономической политики