Госбюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть до¬ходов юридических и физических лиц. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.

Вложенные файлы: 2 файла

~$кумент Microsoft Word.doc

— 162 байт (Просмотреть документ, Скачать файл)

Документ Microsoft Word.doc

— 2.01 Мб (Скачать файл)

1. Необходимость и генезис государственного бюджета

учение о ГБ – часть  науки о финансах, область знаний о развитии особой сферы распр-ных  отн-ний – бюджетной. Они вкл.ту чатсь отнош., кр-рые опосред.формир.и  исп-ние центр.фонда ден.ср-в гос-ва.

Необходимость форм-я этого фонда предопред.истор-ки. Гос-во для вып.своих функц.должно было сосред.в своих руках часть мат.и фин.рес-сов.

Функ-ние ГБ как фин.категории  не связано с развит.тов-ден.отношений, ГБ зарод.знач-но раньше как особ.форма  обществ.отнош.,связанных с мобил.доходов для созд.госю.казны.

Трансформация ГБ в фин.категорию  происх.одновр.с развитием гос-ва и тов.-ден.отнош.

Древн.период и нач.средн.веков  принято считать эпохой начальн.развит.обществ.потребностей. В Древн.мире созданию союзов обществ-принуд.хар-ра способствовали потребность в военн.защите, управления, суда. Хоз-во тогда было натуральным., сущ-ло рабство, и обществ.потр-ти были невелики.

В средн.века замкн.дом.хоз-во сменилось замкн.городским хоз-вом, где развивалось ремесл.-цеховой  строй, растет удовл-е потребностей людей, значит растут доходы казны. Укрепляются союзы обществ.-принуд.хар-ра в виде княжеской и королевск.власти., т.е. появляются зачатки гос-ва.

Прототипом ГБ в древнювремена  была королевск.смета дох.и расх. Натур.хоз-во сменилось ремесленным, развивается пр-во, торговля, товарно-ден.отношения. Ремесло сменяется капиталист.мануфактурой, крепостной труд – наемным.

На место абсолютн.монархии приходит правов.гос-во.

 

 

2.Сущность  гос. бюджета, хар-ка бюдж. отношений

Экон.сущность ГБ – это объективно функционирующие специфические ден.отношения гос-ва с субъектами хоз-я, гражданами, межд.организ.

Существ.особенность  бюдж.отношений: их денежн.характер, их участие в перераспред.процессе.

К специфич.особенностям бюджета принято относ.след.:

-сфера функц-я бюдж.отнош.огранич.рамками  бюдж.процесса

-объектами бюдж.перераспр-я  кроме НД может выступ.и часть  необх.продукта.

-бюдж.отношения опосред.безвозмездное  движение средств в виде налогов,сборов, а т.ж. бюдж.фин-я.

-участниками бюдж.отношений являются почти все участники обществ.воспроизв-ва при уплате платежей и исп-нии бюдж.ресурсов.

-эти отношения образ.центральное  звено фин.системы

-бюдж.отношения строго  регалмент-ся бюджетн. или налог.законодательством.

В настоящее время  в разн.истониках бюджет трактуется как как фонд, план, фактор, ср-во, т.е. единого определения ГБ не существует.

 

 

3.Бюджет как  фин.план гос-ва и фонд денежных  ср-в.

В процессе своего функционирования БО (бюдж.отнош) принимают определ.форму. Матер.формой БО является бюджетный фонд. Организационной формой БО явл-ся бюджетный план как разновидность финансового плана. Бюджет отлич.от других фондов ден.ср-в своими масштабами. Бюджет формируют на уровне органов власти (гос.или местн.) Через бюджет перераспределяется более половины НД гос-ва. Бюджет содержит в своем составе множество других фондов.

Бюджетный план доминирует в системе финансовых планов, т.к.отражает часть фин.ресурсов всех субъектов  и звеньев хоз-ва и регламентирует их отношения с гос-вом. Это заставляет субъектов хоз-я прогнозировать платежи в б-т и ассигнования из б-та. Размер платежей в бюджет опред.ту часть НД, к-рая остается у субъекта хоз-я и м.б. направлена или на расширенное воспроизводство, т.е. бюдж.отношения являются определяющими по отношению к финансам предприятий.

 

 

4.Развитие  научных взглядов на роль ГБ, закон Вагнера.

Больш-во соврем.ученых Московск.школы  рассм.фин.оотношения как возникающие  на стадии распределения общественного  продукта. Соотв-нно бюдж.отношения  они рассматривают как часть  финансовых на стадии перераспределения.

Предствители СпБ.школы (Вознесенский, Романовский) рассм.финансы  искл-но как перераспред.отношения, связанные с функционированием  гос-ва. Финансисты Бел.школы уточнили момент зарождения фин.отношений на стадии пр-ва в момент отделения стоимостной формы чист.дохода от его матер-веществ.содержания. На стадии обособления чистого дох.изначально возник.не только финюотношения, но и формир-ся стоимостн.пропорции его распр-ния, направления и V будущ.фин.потоков.

С развитием гос-ва и усложн.его функций усиливается роль ГБ. В ряде стран рост гос.расходов стал опережать темпы роста промышл.пр-ва. Это явление было пересказано нем.экономистом Вагнером. Он сформулировал Закон возрастающей гос.активности – в соотв.с которым, гос.расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем V пр-ва и НД. Это закон и его действие проверены расчетом доли гос.расходов в ВВП.

Взгляд на бюджет как  на регулятор общ.пр-ва сложился не сразу. В эк. лит-ре доперестроечн.периода  осуществ.всестор.оценка роли б-та, это связ.с тем, что ряд ученых рассм.б-тные отношения не как базисные,а как надстроечные. Такой подход исключал б-т из регул.и управл.воспроизв-ным процессом. Была дана критика таких ошибочн.суждений и это способствовало бы всестор.изуч.роли ГБ, но этого не произошло. Ряд ученых все равно односторонне подходил к вопросу изучения роли ГБ.

В начале 90х, в условиях перехода к рын.эк-ке, роль ГБ значительно  возросла.

 

 

5. Роль бюджета  в регулировании воспр.процессов  в условиях переходной экономики.

Расходы консол.б-та РБ в % к ВВП:

1992 34,4 ; 1993 42,6 ; 1994 40,3 ; 1998 37,7 ; 2000 35,5 ;

Гос-во активно использует б-т для рещения след.задач:

1.Перераспределение СОП  и НД

2.для формир.обзеэкономич.пропорций:

-м-ду сферой мат.и  немат.пр-ва

-м-ду отраслями и  внутреотраслевые пропорции

3.оказание фин.поддержки  отраслям сферы мат.пр-ва:

промышленность; транспорт; связь; ЖКХ; строит-во; дорожн.хоз-во; и др.

4.для проведения мероприятий  по соц.защите граждан.

5.для регул.соц-экон.развития  регионов

6.для осущ.внешнеэкон.политики  и ВЭД субъектов хоз-я

7.для стимулирования  развития наиб.перспект.отраслей  эк-ки, науки и НТП.

8.для обеспечения развития  отраслей непроизв-ой сферы:

-образование  -культура   -здравоохр.   –искусство   - соц.обесп. и т.д.

 

 

6. Бюджетный  механизм регул-я соц-эк.процессов.Формы  и методы бюдж.регулирования.

В условиях перехода к  рын.эк-ке потребовалась разработка новых методов бюдж.регул.в рамках бюдж.процесса. Следует различать  уровни бюдж.регул-я:

1.Межгосуд.регулирование. Регулируется степень участия РБ в межгосуд.программах и меропр.,финансир-х за счет ср-в б-та.

2.Межтеррит.регул-е. Регул-е  уровня развития территорий.

3.Общегос.регулирование.  Устан-ся макроэкон.пропорции в  развит.обществ.воспроизводства в  рамках гос-ва.

4.Межбюджетное регулирование.  Обеспечивается перераспределение  дох.и расх.между уровнями бюдж.системы.

Для каждого уровня сущ.специф.формы  и методы регулирования, используемые как правило в комбинации. Эти  формы и методы классиф.по группам:

1)Включаются те из них,которые действ.в сфере форм-я дох.б-та.

2)Формы и методы, к-рые  обслуж.выполнение расх.части б-та.

Первая группа форм:

-изъятие части доходов

-предоставление налог.привилегий

-создание резерв.фондов  в составе бюджета

-перераспр-е дох.и  расх.для сбалансирования местн.б-тов

Вторая группа:

-финансирование расходов

-выравнивание расходов

-перераспред.расходов  между уровнями бюдж.системы

-участие в формир.доходов  межгос.организаций

 

 

 

7.Исторические этапы  развития бюджета Беларуси, их  общая хар-ка.

В ист. процессе ГБ РБ  выделены этапы, соотв. отдельн. периодам развития государства.

1 этап — с IХ в. до конца ХII в. — характ. зарожд. бюджета в волостях-княжествах Полоцкой Руси и его развитие в составе древнерусского гос-ва. На этом этапе заклад. основы бюджетного устройства, системы гос.доходов, организации их сбора.

2 этап — с ХIII в. до конца ХУIII в. — отраж. развитие ГБ  в Белорусско-Литовском гос-ве - ВКЛ, Речи Посполитой и заканчивается воссоединением белорусских земель с Россией. Продолж.формироваться бюджетная система, укрепляются бюджеты городов. Осущ. переход к налоговому государству. Доходы гос. казны увел. за счет развития косв. налогообложения, с развитием товарно-ден. отнош. все больше платежей поступает в ден. форме, происходит трансформ. б-та в финансовую категорию. Выраб. механизм сбора гос. доходов и контроля за их поступлением.

3 этап — с конца ХУ в. по 1919 связан с формир. б-тов бел. губерний в составе России и заканчивается образованием БССР. На этом этапе в России формируется многоуровневая бюджетная система: образ-ся местные б-ты — земские, городские, мирские, :в них впервые появл-ся расх. на хоз. мероприятия территорий и соц.нужды населения. Укрепл. налоговая система, широкое распростр. получ. акцизы. Бюджеты бел.губерний участв. в формир. общеимперских доходов.

4 этап — с 1919 г. по 1990 г. — охват. период развития б-та БССР в основном в составе СССР. На этом этапе: ряд мер. по реорганизации фин. отнош. на основе перестр. хоз. механизма, преобраз. форм и методов рук-ва экономикой. Измен-ся состав и стр-ра дох. и расх. б-та БССР, укрепл-я дох. база местных б-тов. Бюдж. система Беларуси форм-ся как часть единой бюдж. системы мощного гос-ва, способная к самост. функц-ю.

5 этап — с 1991 г. по наст. время — хар-т развитие б-та и формирование нац. бюджетной системы РБ в условиях суверенитета и рын. преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Зарождение б-та Беларуси  в волостях-княствах Полоцкой  Руси и его развитие в составе  Древнерусского гос-ва.

Уже с IХ в. на территории Беларуси шел интенсивный процесс формирования феодальных отношений. Образуются крупные и мелкие волости, со своей законод.властью (вече) и исполн.властью (князь,дружина). Кроме организации обо роны и суда, князь издавал уставы, законы, собирал налоги с населения. Такие до ходы собирались в княжеской казне. Каждая волость-княже ство как государственное формирование имела свою казну — своеобразный бюджетный фонд. Казна княжества не отделя лась от казны князя и была в полном его распоряжении. Казна форм-ся из матер.ценностей. Княжеская казна пополнялась в основном за счет дани, доходов от продажи рабов и имущества, захваченного в рез-те войн. В середине IХ в. восточные славяне ста ли объединяться, чтобы противостоять агрессии, так позже образовалось единое древнерусское государство. Возглавлял государство великий князь, которому подчин.  многочисленные удельные князья и бояре. Сохранилось вече как орган местного самоуправления. В IХ в. киевский князь, централизовав вокруг себя разные племена, обложил их данью. С развитием торговли все более существенным источником доходов становились торговые пошлины. Кроме всего прочего, доходы древнерусского государства формировались и за счет контрибуций. Кроме того, в феодальном государстве существовали все четыре формы феода повинностей, нов определенные периоды одна из них была доминирующей: дань в IХ-ХI вв., оброк продуктами — в ХI-— ХIУ вв., денежный оброк — в ХУ — первой половине ХУI в., со второй половины ХУI в. — барщина. Позже, по причине феод.раздробленности гос-во стало распадаться на княжества, к концу 12 в.великий князь стал соверш.обессилен.

Устройство Киевской Руси определило и многоступ. систему  форм-я доходов: на уровне государства (великого князя), отдельных княжеств и внутри них. Волости и крупные  города формируют свою казну, кото рая  становится прообразом местного бюджета. Закладываются принципы распределения доходов между бюджетами. Т.о. формируется принцип значимости в распр.гос.доходов, террит.принцип. Т.о. в IХ—ХII вв. создается в определенной степени упорядоченная, многоуровневая система формирования доходов государственного бюджетного фонда.

 

 

9.Развитие госбюджета  ВКЛ, особ-ти форм-я казны Речи  Посполитой.

С 13 в.происх.объедин.литовских  земель под властью князя Миндовга. Складывается феод.гос-во ВКЛ.Вся власть и гос.казна принадлежала князю. Совещательным органом была Рада. К концу 15 в.роль рады выросла и без ее контроля князь не мог.распор.казной. Были введены должности подскарбиев. Б-т представлял собой смету дох.и расх.князя. Основная доля государственных доходов поступала с земель, в которых велось господарское хозяй- ство (государственное и великокняжеское) как в сельской местности, так и в городах. Великокняжеские люди платили своему господарю различные подати со своих земель деньгами и натурой, а также несли различные повинности.

Крестьяне получали землю  в пользование из рук феодала  и должны были выполнять в пользу ее владельца разные повинности: дань, оброк продуктами, денежный оброк, отрабатывать барщину. Основной формой феодальных повинностей  в Великом княжестве Литовском был натуральный оброк, но сохранилась и дань; в ХУ в. по лучил развитие денежный оброк. Для целей обложения сельскохозяйственного населения Великое княжество Литовское воспользовалось теми зе мельными единицами (дворище, сельцо, волока). Р-р повинности зависил от р-ра участка. Натуральный оброк вносился в виде дякла и мезлевы (натурой от всего, что вырастили). Среди плательщиков податей следует выделить данни ков, которые производили свои уплаты господарю большей частью из доходов, получаемых от эксплуатации местных угодий. Они платили дань медовую, бобровую и куничную, а также грошовую, или серебряную. Грошовая, или серебряная, дань бралась с пашенных земель, которыми владели данники, а натуральные — с их угодий. Кроме дани и дякла в ден.форме, бывшего своего рода данью, крестьяне уплачивали и различные другие платеи натурой.

Кроме того, в феодальном государстве появляется новый источник доходов — регалии, т.е. фискальные права, доходные прерогативы казны. Регалии дали генетическое начало косвенным  налогам в условиях сокращения дох.от земель. Регалии брались не только деньгами, но и натурой. С развитием Магдебургского права стало появляться разделение доходов между государственной казной и бюджетами городов.

Информация о работе Госбюджет