Взаимосвязь внутреннего и внешнего государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

В случае, когда расходы правительства превышают налоговые поступ-ления, возникает бюджетный дефицит. Обычно выделяют четыре способа финансирования бюджетного дефицита.
1. Финансирование за счет налогов.
Величина бюджетного дефицита может уменьшаться, если увеличива-ются налоговые доходы государства. К сожалению, осуществление политики сбалансированного бюджета наталкивается на ряд трудностей социального, политического и экономического характера. Кроме того, по мнению некото-рых экономистов, существуют вполне объективные границы увеличения на-логовых доходов.

Вложенные файлы: 1 файл

Начало (Автосохраненный).docx

— 1.35 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВНУТРЕННЕГО  И ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность государственного  долга как экономической категории

 

1.1. Государственный долг: понятие, формы,виды

В случае, когда расходы  правительства превышают налоговые  поступления, возникает бюджетный дефицит. Обычно выделяют четыре способа финансирования бюджетного дефицита.

1. Финансирование за счет  налогов.

Величина бюджетного дефицита может уменьшаться, если увеличиваются налоговые доходы государства. К сожалению, осуществление политики сбалансированного бюджета наталкивается на ряд трудностей социального, политического и экономического характера. Кроме того, по мнению некоторых экономистов, существуют вполне объективные границы увеличения налоговых доходов.

2. Денежное финансирование.

Бюджетный дефицит может  быть покрыт за счет денежной эмиссии. Этот способ, очевидно, влечет за собой ускорение инфляционных процессов. В законодательствах многих стран запрещено или ограничено заимствование у Центрального банка страны в целях покрытия дефицита бюджета.

3. Продажа активов.

Для покрытия бюджетного дефицита государство может осуществлять продажу земли, предприятий государственного сектора (в процессе их приватизации), золота и т.п. К этому способу финансирования прибегают достаточно редко, так как в противном случае, в конце концов, будут проданы все имеющиеся активы. В результате в будущем доходы государства уменьшатся.

4. Долговое финансирование.

Правительство, обычно через  посредство Центрального банка, осуществляет продажу долговых обязательств населению и коммерческим банкам. Долговое финансирование осуществляется также с помощью внешних займов, получаемых, как правило, в виде кредитов иностранных государств или международных валютных организаций. Такое финансирование приводит к возрастанию величины государственного долга.

Общий объем непогашенных государственных обязательств образует государственный долг. ( Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010.)

 Государственный долг – это долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственные гарантии –  способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу чего Российская Федерация даёт письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед кредиторами этого лица полностью или частично.

Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:

а) увеличение государственных  расходов в военное время или  в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

б) циклические спады и  «встроенные стабилизаторы» экономики;

в) сокращение налогов в  целях стимулирования экономики;

г) усиление влияния политического  бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами;

д) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой  сфере в результате:

- увеличения государственных  расходов на социальное обеспечение  и здравоохранение;

- увеличение государственных  расходов на образование и  создание новых рабочих мест. (Макроэкономика Агапова)

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации (ст. 98 Бюджетного кодекса РФ) в состав государственного долга включаются:

- кредитные соглашения  и договоры, заключенные от имени  Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственные займы,  осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- договоры и соглашения  о получении Российской Федерацией  бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- договоры о предоставлении  Российской Федерацией государственных  гарантий;

- соглашения и договоры, в том числе международные,  заключенные от имени Российской  Федерации, о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств  Российской Федерации прошлых  лет. (Нац экономика Нуреев)

Основными причинами образования  государственного долга являются дефицит  бюджета и наличие свободных  денежных средств у физических и  юридических лиц.

Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну. ( Финансы и кредит. Поляк).

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно) (Бюджетный кодекс).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями  займов, но эти займы не могут  превышать 30 лет.

Государственный долг можно  классифицировать по различным критериям. В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, выделяют внутренний и внешний долг. В зависимости от уровня управления государственный долг делится на: государственный долг Российской Федерации; государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта); муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).

 

1.2. Управление государственным долгом

 

Управление государственным  долгом может рассматриваться в  узком и широком смысле. Под  управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика и гаранта. Управление государственным долгом в широком смысле, как одно из направлений финансовой политики, находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем займов и, следовательно, объем долга, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и т.п.

Под управлением государственным  долгом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с  подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию  рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению гарантий и их выполнению.

Высшим органом управления государственным долгом в Российской Федерации является Федеральное  Собрание, которое устанавливает  максимальные размеры привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита или рефинансирования ранее сделанных долгов.

Согласно ст. 184 Бюджетного кодекса РФ закон о бюджете устанавливает верхний предел государственного внутреннего и государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, с указанием, в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям.

Правительство РФ или уполномоченное им Министерство финансов РФ в соответствии со ст.103, п.5 Гражданского кодекса РФ вправе осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга в целях замещения внешних (внутренних) заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации в рамках суммы верхнего предела внутреннего (внешнего) долга, установленного законом на очередной финансовый год и плановый период.

В качестве приложения к  бюджету утверждаются:

- программа государственных  внутренних заимствований на  очередной финансовый год;

- программа государственных  внешних заимствований на очередной  финансовый год;

- программа государственных  гарантий  на очередной финансовый  год;

В программе государственных  внешних заимствований Российской Федерации должны быть предусмотрены  все займы, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Данные займы подлежат реализации только при условии их утверждения в составе программы государственных внешних заимствований Российской Федерации законом о федеральном бюджете.

В программе государственных  внешних заимствований Российской Федерации объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85% общего объема внешних заимствований.

В соответствии с п.5 ст. 108 Бюджетного Кодекса РФ Правительство РФ или уполномоченное им Министерство финансов РФ вправе осуществлять внешние заимствования, не включенные в программу государственных внешних заимствований, если эти заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема.

Для оптимизации управления внешним долгом Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку двух программ: Программы государственных внешних заимствований и Программы государственных гарантий РФ в иностранной валюте. Первая программа представляет собой перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства.

Внешние заимствования, отраженные в программе, делятся на две группы: несвязанные заимствования и  целевые иностранные заимствования. Для первой группы отражаются источники  привлечения, суммы заимствования и сроки погашения. Для второй группы кроме вышеуказанных пунктов отражается конечный получатель и направление использования средств.

В процессе управления государственным  кредитом решаются следующие задачи:

- минимизация стоимости  долга для заемщика;

- недопущение переполнения  рынка заемными обязательствами  государства и резкого колебания  их курса;

- эффективное использование  мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

- обеспечение своевременного  возврата кредитов;

- максимальное решение  задач, определенных финансовой  политикой, например, снижение темпов инфляции.

Управление государственным  кредитом в узком смысле ложится  на органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства РФ обычно осуществляет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком РФ. Так, в целях управления федеральным долгом в рамках Министерства финансов РФ созданы два департамента: департамент управления государственным внутренним долгом и департамент управления государственным внешним долгом.

В Российской Федерации действует  единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Для этого названные выше департаменты Министерства финансов РФ ведут государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.

В государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, о дате возникновения  обязательств, об исполнении этих обязательств полностью или частично. Информация о внутренних долговых обязательствах  вносится в книгу в течение не более 5 рабочих дней с момента возникновения обязательства. На занесение информации о внешних долговых обязательствах также отводится максимум 5 рабочих дней с момента поступления в Министерство финансов РФ документов, подтверждающих возникновение такого обязательства.

Министерство финансов РФ выступает эмитентом государственных  ценных бумаг от лица Федерации. Оно  устанавливает конкретные сроки  и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством РФ. Последнее  в соответствии со ст. 114 БК РФ устанавливает  предельные объемы выпуска государственных  ценных бумаг по номинальной стоимости  в соответствии с верхним пределом государственного долга.

Центральный банк РФ бесплатно  осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. По поручению Минфина России и за счет средств федерального бюджета он выделяет средства владельцам облигаций при погашении выпусков. Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ.

Информация о работе Взаимосвязь внутреннего и внешнего государственного долга