Бюджет и бюджетная система государства (Франция)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:12, реферат

Краткое описание

В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и расходов, приведенная в определенную систему и приуроченная к определенному периоду времени. Этот подход характеризует бюджет как финансовый план страны, который формируется и исполняется в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается
процесс получения и распределения государством денежных ресурсов. Составление и контроль за исполнением бюджета находятся в исключительной компетенции государственных органов власти.

Содержание

1. Бюджетная система государства
1.1. Социально-экономическая сущность бюджета
1.2. Особенности построения бюджетной системы в странах с
различным государственным устройством
2. Бюджетная система Франции.
2.1. Государственный бюджет Франции
2.2. Бюджеты местных органов власти
2.3. Специальные фонды
2.4. Финансы государственных предприятий
2.5. Разделение полномочий между государственными и местными
органами власти
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

реферат бюджет.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

Реферат

по теме: «Бюджет и бюджетная  система государства (Франция)»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                               студентка III курса экономического факультета

специальности «Мировая экономика»

Гладченко Анастасия

 

Руководитель:                                                               к.э.н., доцент Мамий Е.А.

 

 

 

 

 

Краснодар 2013г.

Содержание

1.     Бюджетная система государства    

        1.1.  Социально-экономическая сущность  бюджета

        1.2. Особенности построения бюджетной системы в странах с

        различным  государственным устройством 

2.     Бюджетная система Франции.

        2.1. Государственный бюджет Франции

        2.2. Бюджеты местных органов власти

        2.3. Специальные фонды

        2.4. Финансы государственных предприятий

        2.5. Разделение полномочий между государственными и местными

        органами власти

Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.     Бюджетная система государства    

1.1.  Социально-экономическая  сущность бюджета

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. – поляк

Ковалев 185

В приложении к  публичным финансам под бюджетом (от англ. budget — сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Бюджет в этом смысле — основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти.

С сущностных позиций  как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного . фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера.

В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и расходов, приведенная в определенную систему и приуроченная к определенному периоду времени. Этот подход характеризует бюджет как финансовый план страны, который формируется и исполняется в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается

процесс получения  и распределения государством денежных ресурсов. Составление и контроль за исполнением бюджета находятся в исключительной компетенции государственных органов власти.

Бюджет как  главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей.

Бюджет —  это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны. В контексте данных подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования. [ ковалев 186]

Поляк - Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:

  1. Образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);
  2. Организация налогов;
  3. Финансирование отраслей народного хозяйства;
  4. Формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают

финансовые  ресурсы для для выполнения возложенных  на них функций.

В то же время  бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Бюджет выполняет  следующие функции:

  1. Перераспределение национального дохода;
  2. Государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3. Финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
  4. Контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. Регулируя экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет происходит через две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета представляет собой:

  1. Экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами — с другой;
  2. Денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода.

Бюджет активно участвует  в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций.  От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Расходы бюджета  — это экономические отношения, возникающие в ходе использования централизованных фондов денежных средств между государством, с одной стороны, и организациями, учреждениями и гражданами — с другой.

Путем централизации  в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность:

  1. Обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности (ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обороноспособность страны);
  2. Перераспределять НД по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу (финансирование потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны);
  3. Обеспечивать пропорциональное развитие отраслей производственной сферы;
  4. Производить межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода в целях соблюдения интересов пропорционального развития регионов;
  5. Обеспечивать финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники.

[поляк, с 54-57, печать 24-25]

Бюджетное регулирование — процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней.

Бюджетное регулирование  — одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его — поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических системах.

Таким образом, бюджет — это объективно обусловленное  звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

[ковалев вв 186]

1.2. Особенности построения бюджетной системы в странах с различным государственным устройством

Традиционно под  бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.

Структура бюджетной  системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочии и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

Унитарная форма государственного устройства рассматривается как

наиболее распространенная форма государственной организации.

Унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованном государстве существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Турция и др.). В децентрализованном государстве структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом не обладают (Италия, Япония и др.).

В отличие от унитарного государства федерация состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), являющихся субъектами федерации и имеющих свое собственное административно-территориальное деление. Данная форма устройства предполагает существование двух систем высших органов государственной власти: федеральных органов и соответствующих органов членов федерации.

В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит из двух уровней — государственный бюджет и местные бюджеты (их доходы и расходы не входят в федеральный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно).

В федеративных государствах бюджетная система является, как правило, трехуровневой — государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ, провинций — в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.

Для ранних стадий развития буржуазного государства характерна зависимость государственного бюджета от местных бюджетов. С развитием производительных сил, усложнением хозяйственных связей роль центральной власти и государственного бюджета стала возрастать, что в наибольшей степени проявилось после Второй мировой войны в связи с необходимостью глобального обновления основного капитала и структурных преобразований в экономике.

За бюджетами различных  уровней закрепились и свои источники доходов. В государственный бюджет традиционно направляются крупнейшие налоги — подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость (кроме США); таможенные пошлины; средства от государственных займов; доходы от использования объектов государственной собственности.

Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов, а также за счет отдельных акцизов и сборов. Неналоговые поступления традиционно складываются из доходов от эксплуатации муниципальной собственности, от различных административных сборов и выдачи местных налоговых лицензий.

Определились взаимоотношения  различных уровней бюджетной системы. Модели их также разнообразны. Традиционно вышестоящие бюджеты поддерживают бюджеты нижестоящих уровней и соответственно направляют средства в виде субсидий и субвенций (CШA); субсидий и дотаций (Франция). Интересен опыт долевого финансирования местных органов власти Великобритании: текущие расходы в значительных объемах финансируются из Консолидированного фонда в форме дотаций и целевых субсидий, а финансирование капитальных затрат осуществляется из Национального фонда займов под рыночный процент и в строго лимитированных размерах.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система государства (Франция)