Бюджетный процесс и бюджетное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджетного процесса и бюджетного планирования. В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение бюджетного процесса и его участников;
2. Исследование основ бюджетного планирования;
3. Изучение бюджетной системы РФ;
4. Исследование проблем исполнения бюджетов;
5. Определение роли федерального казначейства.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие бюджетного процесса и бюджетного планирования, принципы их организации на основе новой Конституции и закона России о бюджетном процессе. 4
1.1. Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса и их полномочия 4
1.2 Основы бюджетного планирования 7
Глава 2. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов в России. 12
2.1 Бюджетная система Российской Федерации. Рассмотрение и утверждение бюджетов. 12
2.2 Бюджетный Кодекс Российской Федерации, как основа бюджетного процесса. 19
Глава 3. Современные задачи и проблемы исполнения бюджетов. Роль федерального казначейства 22
3.1 Исполнение бюджета, как важнейший этап бюджетного процесса. 22
3.2 Казначейское исполнение бюджета. 26
Заключение 31
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик финансы.ПЕЧАТЬ.docx

— 66.55 Кб (Скачать файл)

Бюджетный процесс и бюджетное планирование

 

Оглавление

 

 

Введение

Для того чтобы в полной мере раскрыть тему моей курсовой работы, необходимо выделить и объяснить такие важные понятия как бюджет государства и бюджетные отношения.

Обратимся, прежде всего, к самому понятию «бюджет». Бюджет – центральное звено системы финансов, выражающее все ее основные качественные признаки. Поскольку государственные финансы – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) – отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.1

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу Формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.2

В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом.

Целью курсовой работы является изучение бюджетного процесса и бюджетного планирования. В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:

1. Изучение бюджетного процесса и его участников;

2. Исследование основ  бюджетного планирования;

3. Изучение бюджетной  системы РФ;

4. Исследование проблем исполнения бюджетов;

5. Определение роли федерального  казначейства.

Актуальность исследования заключается в первостепенной важности государственного бюджета для функционирования государства, развития национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования. Ведь именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Курсовая работа содержит введение, три главы, в полной мере раскрывающие сущность бюджетного процесса и бюджетного планирования, заключение и список использованной литературы.

 

 

Глава 1. Понятие бюджетного процесса и бюджетного планирования, принципы их организации на основе новой Конституции и закона России о бюджетном процессе.

1.1. Бюджетный процесс. Участники  бюджетного процесса и их полномочия

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Стадии бюджетного процесса

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

  • составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;
  • утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;
  • исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;
  • контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.3

Длительность бюджетного процесса определяется бюджетным периодом, т.е. временем, которое необходимо исполнительным органам для осуществления всех четырех стадий бюджетного процесса, установлен с 1 января по 31 декабря (календарный год). Бюджетный период начинается с момента принятие решения исполнительными органами о начале составления бюджета и заканчивается утверждением отчета об исполнении бюджета законодательными органами. Продолжительность бюджетного процесса значительно дольше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования последующего бюджетного контроля и других действий.4

Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
  • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
  • исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • органы государственного (муниципального) финансового контроля;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • главные распорядители бюджетных средств;
  • главные администраторы доходов бюджета;
  • главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
  • получатели бюджетных средств.5

Одной из гарантий реализации задач и целей бюджетного процесса является соблюдение требований, подчиняющих бюджетный процесс как особый вид деятельности уполномоченных органов. Эти требования следует обозначить в качестве "принципов бюджетного процесса". Под принципами бюджетного процесса понимаются основополагающие требования, предъявляемые к осуществлению деятельности уполномоченных субъектов, развивающейся в рамках бюджетных отношений процессуального характера и направленной на своевременное и качественное осуществление стадий бюджетного процесса.

         Принципы, положенные в основу бюджетного процесса, следует объединить в три группы:

1) общеправовые принципы  бюджетного процесса;

2) принципы бюджетного  процесса, вытекающие из принципов, свойственных бюджетной системе  государства в целом;

3) принципы, отражающие сущность  бюджетного процесса как специфической  сферы формирования и развития  бюджетных правоотношений.

 Общеправовые принципы бюджетного процесса представляют собой требования общего характера к деятельности уполномоченных субъектов в рамках бюджетного процесса, правовые границы бюджетных процессуальных правоотношений. Такие требования предъявляются не только к бюджетным процессуальным правоотношениям, но и к правовым отношениям вообще. Указанными требованиями являются, например: законность, подконтрольность, разграничение компетенции органов власти в бюджетном процессе.

Итак, бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.6 

1.2 Основы бюджетного  планирования

Значительная часть бюджетного процесса связана с подготовкой и утверждением проекта бюджета. Эта часть бюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая включает в себя три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета.

Составление бюджетов.

Составление бюджетов – стадия бюджетного процесса, на которой определяется состав и объём доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год.7

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов соответствующих бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ. Правительство РФ принимает постановление о разработке бюджета на предстоящий финансовый год. Далее организуется работа по составлению проекта бюджета: прогнозируется социально-экономическое развитие, прорабатываются и согласовываются основные показатели развития.

Проект бюджета разрабатывается Минфином России и передается на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу. Утверждение бюджета в Государственной Думе осуществляется поэтапно – происходит детализация его параметров на последующих чтениях в рамках ранее принятых общих показателей.

Вместе с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год Правительство представляет в Государственную Думу: 1) предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года; 2) прогноз социально-экономического развития РФ; 3) основные направления бюджетной и налоговой политики; 4) прогноз консолидированного бюджета РФ; 5) основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ; 6) порядок индексации заработной платы работников бюджетной сферы; 7) федеральные целевые программы; 8) программы приватизации предприятий; 9) расчеты по статьям классификации бюджета; 10) международные договоры РФ, вступившие в силу и содержащие ее финансовые обязательства; 11) программу государственных внешних заимствований РФ и предоставления государственных кредитов иностранным государствам, структуру внешнего долга РФ; 12) структуру государственного внутреннего долга РФ и программу внутренних заимствований, предусмотренных для финансирования дефицита федерального бюджета.

Принятый Государственной Думой федеральный Закон о федеральном бюджете на предстоящий год в течение пяти дней со дня его принятия передается Совету Федерации, где рассматривается в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ.

Исполнение бюджета.

Исполнение бюджета – стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и своевременное поступление доходов и источников финансирования дефицита бюджета в резерве каждого из источников; своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствие с утверждёнными бюджетными назначениями, а так же учёт исполнения бюджета.8

Исполнение бюджета: цель – обеспечить поступление доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетов. Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами.

Исполнение  бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ основано на принципах:

  • единства кассы, когда все доходы поступают на единый счёт бюджета, с которого осуществляются все расходы;
  • полного и своевременного поступления в бюджет доходов в резерве отдельных источников;
  • своевременного и полного финансирования расходов в соответствии с утверждёнными бюджетными назначениями с учётом установленных бюджетным законодательством случаев внесения в них изменений в пределах фактического наличия средств на едином счёте;
  • целевого и эффективного использования бюджетных средств;
  • осуществления контроля за соблюдением бюджетного законодательства.9

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.10

Контроль за исполнением бюджета.

Контроль за исполнением бюджета – важный этап бюджетного процесса. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляется Счетной палатой РФ – независимым, постоянно действующим органом государственного финансового контроля. На других уровнях бюджетной системы контроль за исполнением бюджетов осуществляется контрольно-счетной палатой и контрольной комиссией соответствующего уровня. В РФ контроль за исполнением бюджета имеет две формы – парламентский и административный. Парламентский контроль предполагает следующие права соответствующих представительных органов власти: 1) получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета; 2) получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета; 3) утверждение отчета об исполнении бюджета; 4) создание собственных контрольно-счетных органов для проведения внешнего аудита бюджетов; 5) вынесение оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов.

Информация о работе Бюджетный процесс и бюджетное планирование