Бюджетный дефицит и методы его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита, его анализ и возможные способы регулирования в Российской федерации.
Основными задачами исследования являются:
раскрытие экономической сущности и современного состояния бюджетного дефицита на разных этапах развития;
характеристика основных методов финансирования бюджетных дефицитов и особенности применения их в РФ;
анализ динамики, причин и современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
оценка основных направлений деятельности государства по сбалансированности бюджетов разных уровней.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Экономическая сущность бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Содержание и особенности бюджетного дефицита государства
на разных этапах развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Современное состояние сбалансированности бюджетов разных
уровней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2. Финансирование бюджетного дефицита. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.1 Методы финансирования бюджетных дефицитов, особенности их
применения в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.2 Государственный долг РФ, его причины, динамика, современное
состояние и структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3. Основные направления деятельности государства по сбалансированности
бюджетов разных уровней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.1 Меры правительства РФ в сфере обслуживания государственного
внешнего и внутреннего долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.2 Характеристика основных видов заимствований . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
3.3 Стабилизационный фонд РФ как гарантия бездефицитности бюджета
в будущем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Byudzhetnyy_defitsit_gotovaya_kursovaya.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)
  1. сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
  2. внутреннее предложение относительно эластично;
  3. внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
  4. сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

 

 

    1.  Государственный долг РФ, его причины, динамика, современное состояние и структура.

 

Государственный долг –  общая сумма всех положительных  сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.       

 Иными словами,  государственный долг – сумма  задолженности по обязательствам  государства, проценты по ней  и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики (т.е. неоплаченный государственный заказ, задолженность по заработной плате перед бюджетниками и т.д.).

В бюджетном кодексе  РФ(6) дается юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств России перед юридическими и физическими лицами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг возникает тогда, когда расходы государства начинают превышать его доходы, бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется за счет новых государственных заимствований, т.о. основными причинами возникновения государственного долга является дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над выпуском валового продукта более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

Виды государственного долга классифицируют по следующим признакам:

      1) По валютному критерию государственный долг подразделяется на внутренний (в рублях) и внешний (в иностранной валюте). Внешний долг – это задолженность нерезидентов внутренним нерезидентам(1).

      2) По срокам бывает краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет).

  Наиболее тяжелыми  считаются краткосрочные долги.  По ним приходиться выплачивать  основную сумму с высокими  процентами. Такую задолженность  можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженности, т.е. превратить их в долгосрочные долги, отложив  на длительный срок выплату основных сумм, ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

3) По экономическому  содержанию государственный долг  подразделяется на капитальный  долг - вся сумма задолженности,  включая проценты и текущий  долг – расходы по погашению  обязательств в текущем периоде.

4) По уровню управления различают государственный долг РФ, государственный долг субъектов РФ, муниципальный долг. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, а последние не отвечают по долгам друг друга, если эти долги не гарантированы.

 Россию больше всего  беспокоят проблемы внешней задолженности,  которая увеличилась в последнее  десятилетие, можно сказать, до  критической черты. Если в 1985 году внешняя задолженность составляла 28 млрд. долл., в 1990 году – 59,8 млрд. долл., то в 1995 году она возросла до 120 млрд. долл. Внешний долг России особенно быстро нарастал в 1992  - 1998 г.г. и к 1999 году достиг 200 млрд. долл.

 Проблема рассчитаться  с долгами  и процентами  по ним довольно сложная для  России, если учесть то обстоятельство, что за рубеж уходит и оседает в зарубежных банках ежегодно от 15 до 20  млрд. долл.

По мнению ряда ученых России, для решения проблемы внешней  задолженности необходимы следующие  мероприятия:

- прекращение вывоза  капитала за границу нелегальным путем;

- организация сети  государственных банков и крупных  промышленных        государственных  компаний;

- перенос сроков платежей  по внешним долгам на 10 лет;

-  разработка плана  восстановления промышленности  и сельского хозяйства и доведение  выпуска их продукции до уровня 1990 –1991г.г.

Стремительный рост объема долга, критической величины расходов на его обслуживание заставляет искать первопричины подобной динамики. Отметим  три фактора:  высокая доля государственных  расходов в структуре ВВП;  неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению;  высокая доходность государственных ценных бумаг.

Государственный внутренний долг РФ на 1 ноября 2003 года составил 660,37 млрд. руб., уменьшившись за месяц на 9,31 млрд. руб.

 На 1 января 2004 года - 663,53 млрд. руб., увеличившись за месяц  на 3,16 млрд. руб. 

Государственный внутренний долг РФ на 1 марта 2004 года составил 685,506 млрд. руб., увеличившись за месяц на 13,897 млрд. руб. 
Финансирование расходов на обслуживание государственного внутреннего долга РФ в январе - августе 2005 года составили 33,4 млрд. руб. Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006г составил порядка 850 млрд. руб. против 756,82 млрд. руб. на 1 января 2005г

В 2006г Минфин планирует  привлечь посредством выпуска государственных ценных бумаг 238,197 млрд. руб., чистое привлечение в 2006г составит 170 млрд. руб. Общее привлечение в 2007г составит 290 млрд. руб., чистое привлечение – 200 млрд. руб. Общее привлечение в 2008г составит 340 млрд. руб., чистое привлечение – 230 млрд. руб.

Общее привлечение за период 2006-2008 гг. составит 870 млрд. руб., Говоря о размещении государственных  облигаций в 2006г, Минфин будет размещать  новые выпуски десятилетних ОФЗ  с амортизацией долга в течение 2 лет, 15-летние бумаги – в течение 3 лет. При этом объем в обращении 10-летних облигаций будет доводиться до 80-85 млрд. руб., 15-летних – до 90-100 млрд. руб. Кроме того, Минфин планирует проводить доразмещения государственных ценных бумаг. За 11 месяцев 2005г Минфин провел на первичном рынке ОФЗ 18 аукционов, в ходе которых было привлечено средств 103,2 млрд. руб., и осуществил размещение на сумму 46,3 млрд. руб.

Объем государственного внешнего долга РФ на 1 февраля 2010г. составил 37 млрд. 523,2 млн. долл. или 26 млрд. 890,7 млн. евро против 37 млрд. 641 млн. долл. или 26 млрд. 237,9 млн. евро на 1 января 2010г. Об этом говорится в сообщении Министерства финансов РФ.

Таким образом, объем  внешнего долга РФ увеличился за месяц  на 117,8 млн. долл. или на 0,3 проц. В пересчете на евро, внешний долг увеличился за месяц на 652,8 млн. евро или на 2,5%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ.

 

 

3.1 Меры правительства  РФ в сфере обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга

 

Управление государственным  долгом – это совокупность мероприятий государства по погашению займов,  организации выплаты доходов (процентов) по ним, изменению условии и сроков ранее выпушенных займов, размещению новых долговых обязательств(10).                                                       

     Существуют  разные формы управления государственным долгом:

-увеличение срока  действия и сумм условий выпуска  займа;

-объединение нескольких  займов в один;

-отсрочка погашения займа;

-обмен облигаций по  регрессивному соотношению, т.е.  несколько облигаций старого  займа обменивают на одну облигацию  нового займа;

-онулирование государственного  займа, когда государство полностью  отказывается от обязательств  по выпущенным займам;

-реструктуризация задолженности.

Эти формы управления относятся и к внутреннему  и к внешнему долгу. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику, т.е. чрезмерный рост внешнего долга  может угрожать национальной безопасности государства и фактически означать его банкротство, поэтому в качестве управления внешним долгом в настоящее время используются следующие формы:

1) Финансовое размещение  – представляет собой финансирование  инвестиционных проектов в развитие  экономики. Данный способ является самым эффективным.

2) Бюджетное использование  – означает финансирование текущих  бюджетных расходов и дефицита  государственного бюджета, в том  числе и обслуживания внешнего  долга. Этот способ является  самым неэффективным.

3) Смешанные бюджетно-финансовые размещения.

  В РФ долгое  время использовался второй способ  при котором для погашения  бюджетного дефицита привлекались  новые заимствования у иностранных  кредиторов.

  В ряде стран  существуют специальные управления  государственного долга при Министерстве Финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств.

  Предметом особого  внимания является внешний государственный  долг. Если платежи по нему  составляют значительную часть  поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20–30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится труднее. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов и особых поручительств.

  Обычно правительства  стран-должников принимают всевозможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей:

   1). Традиционный  путь – выплата долгов за  счет золотовалютных резервов. Для  закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.

    2). Консолидация  внешнего государственного долга,  которая возможна только с  согласия кредиторов. Кредиторы  создают специальные организации  – клубы, где вырабатывают  общую политику по отношению  к странам, которые не в состоянии  выполнять свои обязательства. Наиболее известные – Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба не раз шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе и России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.

    3).Сокращение  внешнего государственного долга  путем конверсии, т.е. превращение  его в долгосрочные иностранные  инвестиции. В счет долга иностранным  кредиторам предлагают приобрести  в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале. Одним из вариантов является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности. Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего государственного долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа.

   4). Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение,  к международным региональным  банкам, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты, но обуславливают свои кредиты жесткими требованиями к государственной экономической политике, в частности к эмиссионной, кредитной политике, к сведению до минимума дефицита государственного бюджета. К таким кредитам в 90-х годах часто обращались постсоциалистические страны.

 Некоторые развивающиеся  страны, чтобы смягчить кредиторов, предоставляют им право пользования  своей морской хозяйственной  зоной, строительства военных  баз, станций слежения за спутниками.

Первоочередными задачами в области управления внешним  долгом являются:

-необходимость оптимизации  структуры долга, т.е. по срочности  привлекать средние и долгосрочные  кредиты, по доходности расширять  эмиссию ценных бумаг, по видам  привлекать как можно больше финансовых инструментов;

-использовать проекты,  финансируемые за счет нескольких  связанных кредитов;

-периодически проводить  конверсию внешнего долга, в  качестве чего могут выступать  выкуп долга с дисконтом, обмен  долга на экспорт товаров, работ, обмен долга на собственность или имущество;

-периодически проводить  инвентаризацию Российского имущества  за рубежом и тем самым попытки  вернуть долги России, находящиеся  за пределом территории.

В качестве примера эффективного использования внешнего долга можно привести договоренность России о погашении Монгольского и Вьетнамского долгов в размере около 11,5 млрд. долл. В марте 2002 года 70% долга было списано, оставшиеся 30%  реструктуированы, т.е. погасились товарными поставами и пакетами акций монгольских предприятий по производству никеля. Это позволило России завладеть контрольным пакетом акций одной из никелевых компаний и тем самым контролировать почти половину мирового рынка никеля.

Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его регулирования