Бюджетная система и бюджетное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 09:37, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время значительно возросла роль бюджетной системы как одного из важнейших институтов государства, - инструмента государственного регулирования экономики. В этой связи важнейшей задачей органов государственной власти является реальная экономическая возможность осуществления ими властных полномочий с помощью государственного бюджета.
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и структура бюджетной системы. 4
2. Принципы бюджетного устройства. 8
3. Бюджетные правоотношения и их особенность 13
Заключение 16
Список используемой литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И  НОВЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)

ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

                      

 

  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине          «Бюджетная система РФ»

Тема: «Бюджетная система и бюджетное устройство»

 

 

   

 

                                                     Выполнил : студент группы  4 ФК-21 

                                                             Скороходова И.В.

                                                        «_____»________________   2009г.      

                                                        Преподаватель:              Пятышева Е.С.                                     .                                                          «_____»_________________2009 г.

                                     

                                        

 

 

   г. Вологда 2009 год

 

Содержание:

 

Введение 3

1 Понятие и структура  бюджетной системы. 4

2. Принципы бюджетного устройства. 8

3. Бюджетные правоотношения и их особенность 13

Заключение 16

Список используемой литературы 18

 

 

Введение

В настоящее время  значительно возросла роль бюджетной  системы как одного из важнейших  институтов государства, - инструмента  государственного регулирования экономики. В этой связи важнейшей задачей органов государственной власти является реальная экономическая возможность осуществления ими властных полномочий с помощью государственного бюджета.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджет – форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

Модель бюджетного устройства зависит не только от социально-экономического устройства общества, но и от национально  государственного устройства страны. Поэтому бюджетное устройство РФ основывается на модели бюджетного федерализма, который по существу представляет собой определённый тип бюджетного устройства федеративного государства.

Бюджетное устройство государства  – тот финансовый хребет, на котором строится вся система государственного управления. Бюджетное устройство любой страны определяется, как известно, ее государственным (административно-территориальным) устройством. Это объясняется тем, что, с одной стороны, в современных условиях государственное управление невозможно без устойчивого и достаточного финансирования, а с другой – именно управление деньгами становиться наиболее эффективной формой управления.

1. Понятие и структура бюджетной системы.

Основное понятие бюджетной системы дано в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ: “бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”. Там же даны и остальные понятия, такие как бюджет, консолидированный бюджет, государственный внебюджетный фонд.

Бюджет – форма  образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Целенаправленное социально-экономическое  развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны. [10, с.15]

Необходимо заметить, что бюджет по-разному может рассматриваться с экономических и юридических позиций.

Так, с экономической точки зрения бюджет является совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Таблица 1 – Различные  подходы к определению понятия  “бюджет” [8, с24]


 

Напротив, как юридическая категория бюджет представляет собой, с одной стороны, основной финансовый план образования, распределения и использования публичных финансов (бюджет-план), который, с другой стороны, принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона (бюджет-закон). При этом такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных правоотношений.

С экономической точки  зрения функционирование бюджетной системы осуществляется в процессе совершенствования бюджетного строительства. Вместе с тем нельзя не признать, что с юридической точки зрения бюджетная система любого государства функционирует посредством последовательной цепи бюджетных правоотношений. Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления.

Бюджетное устройство государства – тот финансовый хребет, на котором строится вся система государственного управления. Бюджетное устройство любой страны определяется, как известно, ее государственным (административно-территориальным) устройством. Это объясняется тем, что, с одной стороны, в современных условиях государственное управление невозможно без устойчивого и достаточного финансирования, а с другой – именно управление деньгами становиться наиболее эффективной формой управления.

Основной задачей бюджетов выступают аккумуляция и справедливое, разумное перераспределение публичных (государственных) средств по вертикали (между центром управления и нижестоящими уровнями управления), а также по горизонтали – между органами управления одного уровня.

Для России как федеративного государства характерно трехуровневое строение ее бюджетной системы, бюджетное устройство включает в себя три уровня бюджетного управления и бюджетной деятельности:

  • федеральный — федеральный (государственный) бюджет, федеральные внебюджетные фонды;
  • региональный — бюджеты субъектов Федерации и региональные внебюджетные фонды;
  • муниципальный — местные бюджеты. [9, с.137]

Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.

На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

 

 

2. Принципы бюджетного устройства.

Модель бюджетного устройства зависит не только от социально-экономического устройства общества, но и от национально  государственного устройства страны. Поэтому бюджетное устройство РФ основывается на модели бюджетного федерализма, который по существу представляет собой определённый тип бюджетного устройства федеративного государства.

Принцип – правила, требования и установки, обязательные для исполнителей и законодателей.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:

1. Принцип единства бюджетной системы

Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной системы

Означает закрепление соответствующих  видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов, он означает:

  • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регулирующими доходами бюджетов называют федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе.
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

С нарушением последнего пункта связано возникновение проблемы федеральных мандатов, т.е. обязательств федерального центра перед гражданами, реализуемых за счет региональных и муниципальных бюджетов. Примером необеспеченного федерального мандата является решение федеральной власти о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, нагрузка по реализации которого легла на бюджеты субъектов РФ, в результате чего образовалась значительная задолженность по выплате заработной платы практически во всех субъектах РФ.

Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство