Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 23:49, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы обусловлена необходимостью изучения бюджетных правоотношений на современном этапе развития России, решением вопроса централизации и децентрализации финансовых ресурсов, а также спецификой социально-экономического развития, так как пробелы регулирования порождают проблемы в текущем федеральном законодательстве, а вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его эффективное функционирование. Целью настоящей курсовой работы является изучение аспектов бюджетной системы РФ, выявление проблем и перспектив развития межбюджетных отношений в Российской Федерации на примере взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ.
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА В РФ	6
1.1 Сущность бюджета и бюджетной системы. Особенности и типы бюджетных систем в различных государствах	6
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации. Характеристика уровней бюджетной системы РФ	12
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ	21
2.1 Характеристика современных принципов построения бюджетной системы РФ	21
2.2 Проблемы развития межбюджетных отношений в России	26
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ	31
3.1 Анализ взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ в 2008 – 2010 гг. Прогноз на 2011 – 2013 гг.	31
3.2 Направления дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений в РФ	37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1	48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2	49
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что Бюджетная система РФ построена на основе юридически декларированных принципов, которые на практике реализуются не в полной мере, особенно в той их части, которая имеет неформальное, экономическое содержание.
Природа федеративного государства проявляется в построении его бюджетной системы на основе принципов единства и самостоятельности. Они должны реализовываться таким образом, чтобы система устойчиво функционировала и развивалась. Однако усиливающаяся экономическая и социальную дифференциация регионов, ограничивающая самостоятельность значительного числа субъектов межбюджетных отношений и ослабляющих саму систему свидетельствует о сложности достижения данного условия в РФ.
В результате, для современной России характерна весьма высокая нарастающая дифференциация регионов и муниципальных образований по бюджетной обеспеченности и иным параметрам социально-экономического развития.
В настоящее время можно выделить следующие основные проблемы межбюджетных отношений в РФ:
В последние годы предпринимаются определенные, меры по решению этих проблемы, в основном путем отмены ряда федеральных нормативных правовых актов. Однако этого недостаточно, необходимо внесение изменений в действующее налоговое и бюджетное законодательство, разграничение полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.
 
Основным документом, определяющим развитие межбюджетных отношений в РФ, является «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года».
Формирование бюджетной политики в области межбюджетных отношений в период 2008 – 2010 гг. осуществлялось в условиях постепенного выхода экономики страны из кризисного периода и перехода к осуществлению экономического развития в направлении модернизации экономики при необходимости обеспечения в полном объеме исполнения расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
В 2011 – 2013 гг. будет продолжена реализация Концепции в направлении проведения расходных обязательств в соответствие с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, формирования стимулов к увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствовании механизмов предоставления межбюджетных трансфертов и формировании более эффективной системы управления региональными и местными финансами [23].
В целях анализа основных тенденций в области отношений между бюджетами различных уровней рассмотрим объем и структуру доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их динамику в период 2008 – 2010 гг. и в прогнозируемый период 2011 – 2013 гг.
Данные о доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их удельном весе в ВВП в 2008 – 2013 гг. приведены в таблице 1.
 
Таблица 1
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг. и их удельный вес в ВВП
2008  | 
  2009  | 
  2010  | 
  2011  | 
  2012  | 
  2013  | |
отчет  | 
  отчет  | 
  отчет  | 
  прогноз  | 
  прогноз  | 
  прогноз  | |
Доходы (млрд. руб.)  | 
  6198,8  | 
  5926,6  | 
  6144,8  | 
  6497,8  | 
  6828,4  | 
  7337,6  | 
Изменение к предыдущему году:  | ||||||
сумма (млрд. руб.)  | 
  1370,3  | 
  -272,2  | 
  218,2  | 
  353,0  | 
  330,6  | 
  509,2  | 
в %  | 
  28,4  | 
  -4,4  | 
  3,7  | 
  5,7  | 
  5,0  | 
  7,5  | 
в % ВВП  | 
  15  | 
  15,2  | 
  13,6  | 
  12,9  | 
  12,2  | 
  11,9  | 
Источник: Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 – 2013 гг. http://www.protown.ru
Из таблицы 1 видно, что объем доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов в 2008 г. составил 15% ВВП, в 2009 г. объем указанных доходов увеличился до 15,2% ВВП, или на 0,2 процентного пункта по сравнению с предыдущим годом, а в 2010 г. снизился до 13,6, или на 1,6 процентного пункта по сравнению с 2009 г.
Анализ динамики доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что в 2011 – 2013 гг. прогнозируется рост доходов, однако их удельный в ВВП в прогнозном периоде будет снижаться.
Таблица 2
Структура поступлений доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг., %
2008  | 
  2009  | 
  2010  | 
  2011  | 
  2012  | 
  2013  | |
отчет  | 
  отчет  | 
  оценка  | 
  прогноз  | 
  прогноз  | 
  прогноз  | |
Доходы - всего  | 
  100,0  | 
  100,0  | 
  100,0  | 
  100,0  | 
  100,0  | 
  100,0  | 
в том числе:  | 
  1370,3  | 
  -272,2  | 
  218,2  | 
  353,0  | 
  330,6  | 
  509,2  | 
налоговые и неналоговые  | 
  81,7  | 
  74,9  | 
  78,3  | 
  80,6  | 
  85,0  | 
  86,9  | 
межбюджетные трансферты  | 
  18,3  | 
  25,1  | 
  21,7  | 
  19,4  | 
  15,0  | 
  13,1  | 
Источник: Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 – 2013 гг. http://www.protown.ru
Из приведенных данных видно, что доля налоговые и неналоговые доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации в 2008 – 2011 гг. составила 81,7%, 74,9% и 78,3% соответственно.
Планируется, что в 2012 – 2013 гг. доля налоговых и неналоговых доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации увеличивается при одновременном снижении доли межбюджетных трансфертов.
Снижение доли межбюджетных трансфертов в 2011 г. по сравнению с предыдущими двумя годами напрямую связано с сокращением объема дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемой для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов и поддержания региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, а также в связи с сокращением количества субсидий и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме межбюджетных трансфертов.
Необходимо отметить, что основным источником доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации остаются налоговые доходы8.
Данные о расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их удельном весе в ВВП в 2008 – 2013 гг. приведены в следующей таблице.
Таблица 3
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг. и их удельный вес в ВВП
2008  | 
  2009  | 
  2010  | 
  2011  | 
  2012  | 
  2013  | |
отчет  | 
  отчет  | 
  отчет  | 
  прогноз  | 
  прогноз  | 
  прогноз  | |
Расходы (млрд. руб.)  | 
  6253,1  | 
  6255,7  | 
  6562,4  | 
  6794,5  | 
  7106,2  | 
  7473,6  | 
Изменение к предыдущему году:  | ||||||
Продолжение таблицы 3
сумма (млрд. руб.)  | 
  1424,6  | 
  2,6  | 
  306,7  | 
  232,1  | 
  311,7  | 
  367,4  | 
в %  | 
  29,5  | 
  0  | 
  4,9  | 
  3,5  | 
  4,6  | 
  5,2  | 
в % ВВП  | 
  15,1  | 
  16  | 
  14,5  | 
  13,5  | 
  12,7  | 
  12,1  | 
Источник: Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 – 2013 гг. http://www.protown.ru
Анализ данных о расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что расходы с 2008 по 2010 г. выросли с 6253,1 до 6562,4 млрд. руб. В прогнозируемом периоде предусматривается их постоянный рост при снижении удельного веса расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ВВП.
Прирост расходов в консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации в 2008 – 2010 гг. превышает прирост доходов, что свидетельствует о недостатке средств в региональных и местных бюджетах для исполнения своих расходных полномочий.
Проанализируем структуру доходов (см. Приложение 1) и расходов (см. Приложение 2) консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов и федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 – 2013 гг.
Из приведенной диаграммы видно, что с 2008 по 2010 г. сложилась тенденция роста доли доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации. В прогнозируемом периоде отмечается стабилизация указанного показателя, который при снижении его значения в 2011 г. в последующие два года вновь увеличивается.
Анализ доли расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации за 2008 – 2013 гг. показывает, что ее снижение прослеживается с 2008 г. до 2010 г. (на 7,2% в 2009 г. по сравнению с 2008 г., на 0,7% в 2010 г. в сравнении с 2009 г.). В 2011 – 2013 гг. указанная доля расходов увеличивается и сохраняется на уровне 34% – 35%.
В прогнозируемом периоде предусматривается постоянный рост доли расходов при снижении удельного веса расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ВВП.
Данные о дефиците консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг. приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг., млрд. руб.
Из данных, представленных на рисунке 1, видно, что в 2008 – 2010 гг. дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составил 54,3, 329,1, 417,6 млрд. руб. соответственно.
Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации прогнозируется также с дефицитом в 2011 г. 0,6 % ВВП, и в 2012 г. – 0,5% ВВП, соответственно. В 2013 г. объем дефицита указанных бюджетов составит 0,22% ВВП и снизится более чем в 3,1 раза по сравнению с показателем в 2010 г.