Финансовые 
инструменты регулирования обеспечивают 
решение среднесрочных и долгосрочных 
задач, что связано с необходимостью 
наличия значительного периода 
времени для изменения законодательства 
и адаптации экономических субъектов 
к новым условиям деятельности.
Для оперативного 
воздействия на экономические процессы 
государство использует не финансовые, 
а кредитно-денежные инструменты: учетную 
ставку или ставку рефинансирования, 
прямые операции государства на кредитном, 
валютном и фондовом рынках и нормы 
обязательного резервирования средств 
кредитных учреждений в Центробанке. 
Фискальные и регулирующие цели финансовой 
политики, как правило, находятся в определенном 
противоречии, так как первые требуют 
ежегодного балансирования доходов и 
расходов государства, а вторые очень 
часто приводят к бюджетным дефицитам 
в условиях стимулирования экономического 
роста и занятости.
Однако 
такая ситуация временна, потому что 
после достижения позитивного решения 
обеспечивается балансирование бюджета 
и в ряде случаев – формирование 
и накопление бюджетных профицитов. 
В целом осуществляется циклическое 
балансирование доходов и расходов 
государства, то есть покрытие бюджетных 
дефицитов за счет накопленных в 
другие годы бюджетных профицитов.
 
2.Финансовая политика  
как совокупность мер, принимаемых 
государством для достижения 
целей стабилизации и развития 
экономики и финансов
Реализация целей и задач 
финансовой политики осуществляется с 
помощью применения различных приемов 
организации финансовых отношений 
на централизованном и децентрализованном 
уровнях, которые в совокупности 
определяют содержание механизма достижения 
целей и задач финансовой политики 
или финансового механизма.Финансовый 
механизм - совокупность видов, форм организации 
финансовых отношений, специфических 
методов формирования и использования 
финансовых ресурсов и способов их 
количественного определения.Вид 
организации финансовых отношений 
является исходным, первичным элементом 
финансового механизма, поскольку 
определяет способ их выражения и 
проявления в соответствующих финансовых 
ресурсах. В финансовой науке выделяют 
виды финансовых ресурсов, каждый из которых 
является результатом распределительного 
процесса как на макроуровне, так 
и при формировании денежных доходов 
и накоплений в рамках отдельной 
организации. На практике в сфере 
государственных и муниципальных 
финансов в процессе мобилизации 
доходов в бюджеты органов 
государственной власти и местного 
самоуправления и бюджеты государственных 
внебюджетных фондов используются конкретные 
виды налоговых платежей (налог на 
прибыль организаций, налог на доходы 
физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и 
виды неналоговых поступлений (дивиденды 
по акциям, принадлежащим государству, 
проценты по бюджетным кредитам, суммы 
пени и штрафов за нарушение бюджетного 
законодательства и т.д.). В ходе предоставления 
бюджетных средств используются 
конкретные виды бюджетных расходов 
- на финансирование соответствующих 
отраслей экономики, на содержание аппарата 
управления, на реализацию целевых 
программ, на обслуживание долговых обязательств 
субъектов власти на всех уровнях бюджетной 
системы РФ и прочие расходы. В сфере финансов 
субъектов хозяйствования примерами видов 
финансовых ресурсов коммерческих организаций 
являются взносы учредителей в денежной 
форме в уставный (складочный) капитал 
организации, прибыль, амортизационные 
отчисления, а некоммерческих организаций 
- доходы от оказания платных услуг, доходы 
от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, 
членские взносы и т.д.Под формой организации 
финансовых отношений понимается внешний 
порядок их организации, т. е. установление 
механизма аккумуляции, перераспределения 
и использования финансовых ресурсов 
и условий его реализации на практике. 
В ходе организации бюджетных отношений 
используются различные формы расходов 
бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления 
средств в процессе межбюджетного распределения 
и перераспределения финансовых ресурсов 
(отчисления от регулирующих доходов, 
дотации, субвенции и др.). При формировании 
налоговых доходов бюджета в порядок их 
образования будут включаться регламентируемые 
нормами налогового права источник уплаты 
налога и налоговая база, процентные ставки, 
система налоговых льгот и санкций, а также 
порядок уплаты налога. На микроуровне 
используются различные формы финансового 
обеспечения воспроизводственного процесса: 
самофинансирование, кредитование и государственное 
финансирование[1,стр.120].
Методами организации финансовых 
отношений в финансовой науке 
называются способы формирования финансовых 
ресурсов и практического осуществления 
операций, связанных с финансами. 
Можно выделить четыре основных метода 
формирования финансовых ресурсов:
1)финансовый метод используется для 
формирования финансовых ресурсов преимущественно 
на безвозвратной и безвозмездной основе. 
Финансовым методом, как правило, формируются 
собственные финансовые ресурсы коммерческих 
и некоммерческих организаций (аккумулирование 
членских взносов в некоммерческих организациях 
соответствующих организационно-правовых 
форм; формирование амортизационных отчислений 
и прибыли в коммерческих организациях 
происходит на безвозмездной и безвозвратной 
основах);
2)метод кредитования связан с предоставлением 
денежных средств на условиях срочности, 
возвратности и платности. На макроуровне 
этот метод используется в ходе предоставления 
бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому 
бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне - 
при получении юридическими лицами кредитов 
банков, бюджетных кредитов (ст. 76-77 БК 
РФ), налоговых кредитов, доходов в результате 
выпуска долговых ценных бумаг коммерческими 
организациями;
3)налоговый метод подразумевает 
аккумулирование денежных средств 
для финансового обеспечения 
деятельности государства и (или) 
муниципальных образований в 
форме денежныхплатежей (налогов) 
юридических и физических лиц 
на обязательной, принудительной 
и безвозмездной основах. В 
условиях функционирования рыночной 
экономики налоговый метод являетсяпреобладающим 
при формировании финансовой 
базы деятельности органов государственной 
власти и местного самоуправления. 
Однако при его использовании 
следует обеспечивать необходимый 
баланс между объемом аккумулируемых 
с помощью налогов финансовых 
ресурсов на макроуровне и 
размером финансовых ресурсов, остающихся 
в распоряжении организаций и 
населения с целью обеспечения 
финансовой устойчивости организаций 
и финансовой защиты населения 
от различных экономических и 
социальных рисков;
4) страховой метод предполагает 
формирование финансовых ресурсов 
за счет поступления страховых 
взносов. Его использование в 
рыночной экономике, характеризующейся 
проявлением многих элементов 
стихийности в ходе ее функционирования, 
непосредственно связано с особенностями 
осуществления финансовой деятельности 
субъектами хозяйствования и органами 
власти в условиях, когда возрастает возможность 
наступления непредвиденных событий в 
социально-экономической жизни общества. 
В этой ситуации страховые фонды, созданные 
в денежной форме, позволяют обеспечить 
устойчивое функционирование экономики 
и социальной сферы при наступлении различного 
рода непредвиденных событий, имеющих 
негативное влияние на финансово-хозяйственную 
деятельность субъектов хозяйствования, 
бюджетную систему государства и социальное 
обеспечение населения.Методы практического 
осуществления операций, непосредственно 
связанных с формированием и использованием 
финансовых ресурсов, которые также входят 
в состав финансового механизма, можно 
рассматривать в разрезе отдельных функциональных 
элементов управления финансами Способы 
количественного определения параметров 
финансового механизма, имеющих мерные 
характеристики (налоговые ставки, объем 
каждого вида финансовых ресурсов в фондовой 
и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований 
и прочие количественные параметры), являются 
наиболее мобильной частью финансового 
механизма. К способам количественного 
определения параметров финансового механизма 
относятся способы исчисления бюджетных 
доходов, способы определения необходимого 
объема финансовой помощи соответствующим 
бюджетам, способы начисления амортизации 
и т.п. Необходимость их постоянного изменения 
и совершенствования диктуется переменой 
государственного устройства, состава 
финансовых полномочий на соответствующем 
уровне управления, методов хозяйствования, 
условий экономического и социального 
развития государства и прочими факторами. 
Такие изменения, как правило, обусловлены 
целями и задачами финансовой политики 
государства на современном этапе.Финансовый 
механизм является инструментом осуществления 
финансовой политики государства, регионов 
и муниципальных образований. Используя 
различные элементы финансового механизма, 
органы власти стремятся обеспечить реализацию 
целей финансовой политики, решение ее 
стратегических и тактических задач. При 
этом корректировка элементов финансового 
механизма происходит путем изменения 
соответствующих норм финансового права, 
в которых установлены четкие правила 
функционирования каждого структурного 
элемента финансового механизма. Таким 
образом, перестройка финансового механизма 
в соответствии с ходом экономического 
и социального развития государства обязательно 
регламентируется соответствующими нормативно-правовыми 
документами.Финансовый механизм включает 
множество взаимосвязанных, соединенных 
между собой элементов, соответствующих 
разнообразию финансовых отношений в 
обществе. С целью их упорядочения, структурирования, 
приведения в определенную систему финансовый 
механизм принято классифицировать по 
различным признакам.В зависимости от 
состава сфер и звеньев финансовой системы, 
функционирование которых обеспечивает 
финансовый механизм, он включает финансовый 
механизм субъектов хозяйствования (в 
его состав входят финансовый механизм 
коммерческих организаций, финансовый 
механизм некоммерческих организаций 
и финансовый механизм предпринимателей 
индивидуальных) и механизм государственных 
и муниципальных финансов (включает бюджетный 
механизм и финансовый механизм функционирования 
государственных внебюджетных фондов).Внутри 
каждого их перечисленных звеньев финансового 
механизма используются разнообразные 
критерии его дальнейшего деления. Так, 
например, в бюджетном механизме, в зависимости 
от экономического содержания разных 
групп бюджетных отношений, выделяют три 
звена: механизм мобилизации денежных 
средств в федеральный, региональные и 
местные бюджеты; механизм расходования 
бюджетных средств путем их предоставления 
юридическим и физическим лицам; механизм 
межбюджетного распределения и перераспределения 
денежных средств.В соответствии с государственным 
устройством Российской Федерации в финансовом 
механизме выделяют три звена: финансовый 
механизм Российской Федерации, финансовый 
механизм субъектов РФ и финансовый механизм 
органов местного самоуправления. Такое 
деление обусловлено компетенцией органов 
государственной власти и органов местного 
самоуправления в области регулирования 
финансовых отношений, регламентируемой 
Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ 
(БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).По 
воздействию на общественное производство 
в составе финансового механизма выделяют 
следующие функциональные звенья: механизм 
мобилизации и использования финансовых 
ресурсов, механизм финансового регулирования 
общественного производства, механизм 
финансового стимулирования общественного 
производства.В составе каждого из перечисленных 
механизмов используются различные источники 
формирования и методы мобилизации финансовых 
ресурсов, их состав, методы распределения, 
формы расходования финансовых ресурсов, 
принципы организации финансово-хозяйственной 
деятельности и построения финансовых 
отношений. Учитывая эти особенности, 
можно регулировать воздействие отдельных 
элементов финансового механизма на общественное 
производство и его конкретные сферы, 
инициировать ускорение развития соответствующих 
отраслей экономики, видов деятельности, 
добиваясь в конечном итоге реализации 
целей и задач финансовой политики.Изменение 
соответствующих элементов финансового 
механизма в зависимости от условий экономического 
и социального развития общества предопределяет 
возможности его количественного и качественного 
воздействия на экономику и социальную 
сферу.Количественное воздействие финансового 
механизма выражается через объем и пропорции 
мобилизации субъектами хозяйствования 
и органами власти финансовых ресурсов 
и их распределения между сферами и звеньями 
финансовой системы государства. В зависимости 
от изменений соотношения объема финансовых 
ресурсов на централизованном и децентрализованном 
уровнях, величины налоговых поступлений 
в бюджет соответствующего уровня, размера 
государственных закупок, объемов финансирования 
организаций и отраслей экономики регулируется 
развитие экономики и деятельность ее 
субъектов, осуществляется воздействие 
на общественное производство, социально-культурное 
развитие общества, его научно-технический 
потенциал.
Качественное воздействие финансового 
механизма связано с использованием 
таких методов формирования и 
направлений использования финансовых 
ресурсов, форм организации финансовых 
отношений, которые позволяют их 
рассматривать в качестве стимулов 
развития как отдельного субъекта хозяйствования, 
так и экономики в целом. К 
таким элементам финансового 
механизма можно отнести снижение 
налоговых ставок, условия предоставления 
налоговых льгот, установление предельного 
размера бюджетного дефицита, предельного 
объема государственного долга РФ, 
субъектов РФ и муниципального долга, 
условия предоставления бюджетных 
кредитов организациям различных организационно-правовых 
форм, порядок применения различных 
финансовых санкций и прочие формы 
и методы организации финансовых 
отношений стимулирующего характера[5,стр.300].
Эффективность используемого финансового 
механизма определяется взаимосвязанным, 
согласованным, комплексным функционированием 
всех его элементов. Основными условиями 
эффективности функционирования финансового 
механизма являются:
  - объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;
 
  - соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства.
 
  - В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;
 
  - связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;
 
  - взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Задачи и перспективы проведения 
финансовой политики в РФ на 
современном этапе
Современная 
финансовая политика является составной 
частью экономической политики Российской 
Федерации, основные цели и задачи которой 
разрабатываются и реализуются 
исполнительными органами власти во 
главе с Президентом РФ и утверждаются 
законодательными органами власти в 
ходе рассмотрения и утверждения 
бюджетов каждого уровня бюджетной 
системы РФ на очередной финансовый 
год. Региональные органы власти и органы 
местного самоуправления строят финансовую 
политику на подведомственной территории 
с учетом целей и задач финансовой 
политики Российской Федерации. Поскольку 
именно финансовая политика на федеральном 
уровне является определяющей по отношению 
к политике, проводимой на других уровнях 
управления, этот факт обусловливает 
необходимость рассмотрения ее особенностей 
на современном этапе. 
Финансовая политика Российской Федерации 
в настоящее время определяется положениями 
Программы социально-экономического развития 
Российской Федерации на среднесрочную 
перспективу (2003—2005 гг.), Концепции реформирования 
бюджетного процесса в Российской Федерации 
в 2004—2006 гг., Программы развития бюджетного 
федерализма в Российской Федерации на 
период до 2005 г., Бюджетного послания Президента 
РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной 
политике в 2005 году» и Послания Президента 
РФ Федеральному Собранию РФ , Принципов 
реструктуризации бюджетного сектора 
в Российской Федерации в 2003—2004гг...и.на.период..до..2006г[2,стр243].В соответствии с перечисленными 
документами современная финансовая политика 
нацелена на формирование модели российской 
экономики, обладающей долгосрочным потенциалом 
экономического роста, повышение благосостояния 
населения. В ее составе главное место 
отводится бюджетной политике, которая 
в свою очередь подразделяется на политику 
мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, 
политику в области бюджетных расходов 
и политику в сфере межбюджетных отношений.Главной 
стратегической задачей бюджетной политики 
на современном этапе является проведение 
бюджетной реформы, пред-полагающей переход 
от управления бюджетными затратами к 
управлению результатами путем повышения 
ответственности и расширения самостоятельности 
участников бюджетного процесса и администраторов 
бюджетных средств в рамках четких среднесрочных 
ориентиров. В связи с этим к основным 
задачам бюджетной политики на среднесрочную 
перспективу..относятся: 
• переход от сметного финансирования 
бюджетных учреждений и прямого предоставления 
значительной части бюджетных услуг к 
принципу их оплаты в соответствии с получаемыми 
обществом результатами. Для реализации 
этой задачи предлагается провести инвентаризацию 
действующей сети получателей бюджетных 
средств с точки зрения соответствия их 
функций и задач государственным нуждам; 
уточнить правовой статус и провести реорганизацию 
действующих бюджетных учреждений; внедрить 
новые формы финансового обеспечения 
предоставления государственных (муниципальных) 
услуг — нормативно-подушевое финансирование 
и государственный (муниципальный) социальный 
заказ; 
• реформирование бюджетного учета, что 
предполагает изменение Бюджетной классификации 
РФ в соответствии с требованиями международных 
стандартов, а также с учетом функций, 
выполняемых органами государственной 
власти и местного самоуправления, которые 
изменяются в результате проведения в 
Российской Федерации административной..реформы; 
• выделение «бюджета действующих обязательств», 
в состав которого включаются расходные 
обязательства Российской Федерации (субъекта 
РФ, муниципального образования), обусловленные 
действующими нормативно-правовыми актами, 
и «бюджета принимаемых обязательств», 
куда входят расходные обязательства, 
возникающие в связи с введением в действие 
новых нормативно-правовых актов, увеличивающих 
нагрузку на бюджеты. Такое разделение 
бюджета позволит упростить и ускорить 
процедуру составления и рассмотрения 
бюджета в части, касающейся исполнения 
действующих обязательств, и сосредоточить 
ее на принимаемых обязательствах для 
оценки возможностей их реализации в планируемом 
периоде..и..среднесрочной..перспективе; 
• совершенствование среднесрочного 
бюджетного планирования, которое должно 
приобрести не только долгосрочный характер, 
но также подразумевает разработку надежных, 
достоверных и стабильных среднесрочных 
финансовых прогнозов развития экономики 
и перспективного финансового плана (ст. 
174 БК РФ). В целях повышения роли перспективного 
финансового плана в бюджетном процессе 
на федеральном уровне предлагается утверждать 
порядок его разработки постановлением 
Правительства..РФ; 
• переход преимущественно к программно-целевым 
методам бюджетного планирования, которые 
позволят обеспечить взаимосвязь между 
распределением бюджетных средств и фактическими 
(или планируемыми) результатами их использования. 
При этом предполагается ввести практику 
предоставления субъектами бюджетного 
планирования докладов об основных результатах 
и направлениях их деятельности. Должна 
измениться методология разработки и 
реализации федеральных (региональных, 
муни-ципальных) целевых программ. На текущем 
этапе планируется провести инвентаризацию 
действующих программ, преобразовать 
часть из них в ведомственные, упразднив 
неэффективные целевые программы, а предоставление 
бюджетных средств для реализации новых 
целевых программ..осуществлять..на..конкурсной..основе; 
• упорядочение процедур составления 
и рассмотрения федерального бюджета, 
предполагающее совершенствование взаимодействия 
федеральных министерств, федеральных 
служб и федеральных агентств с палатами 
Федерального Собрания РФ на этих стадиях 
бюджетного процесса на основе оценки 
приоритетов бюджетной политики и более 
четкого разграничения в нем бюджетных 
полномочий и ответственности между законодательными 
и исполнительными органами власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
 
Совокупность 
государственных мероприятий по 
использованию финансовых отношений 
для выполнения государством своих 
функций представляет собой финансовую 
политику.
Финансовая 
политика - основополагающий элемент 
в системе управления финансами. 
Исходя из определения финансов как экономических 
отношений по формированию, распределению, 
перераспределению и использованию денежных 
средств, государство при организации 
этих отношений определяет главные цели 
и задачи, стоящие перед обществом и соответственно 
перед финансовой системой.
Сама 
по себе финансовая политика не может 
быть плохой или хорошей. Она оценивается 
в соответствии с тем, насколько 
она соответствует интересам 
общества (или определенной ее части) 
и насколько она способствует 
достижению поставленных целей и 
решению конкретных задач.
Для оценки 
финансовой политики данного правительства 
и для рекомендаций по ее корректировке 
в первую очередь необходимо иметь 
ясную программу общественного 
развития с выделением интересов 
всего общества и отдельных групп 
населения, характеристикой перспективных 
и более близких задач, определением 
сроков и методов их решения. Только 
при таком условии можно разработать 
конкретный механизм реализации финансовой 
политики и дать ее объективную оценку.
Результативность 
финансовой политики тем выше, чем 
больше она учитывает потребности 
общественного развития, интересы всех 
слоев и групп общества, конкретно-исторические 
условия и особенности жизни.
Финансовая 
политика должна быть направлена, прежде 
всего, на формирование максимально 
возможного объема финансовых ресурсов, 
так как они - материальная база любых 
преобразований.
 
 
Список использованных источников
 
1. Вахрин 
П.И., Нешитой А.С. Финансы и 
кредит: Учебник для вузов. М[Текст].: 
Издательско-торговая корпорация «Дашков 
и К», 2005. – 586 с.
2. Финансовое 
право Российской Федерации[Текст]: Учебник 
/ отв. ред. М.В.Карасева – М.: Юристъ, 2002. 
– 576 с.
3. Финансы: учеб. 
– 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В.В.Ковалева. 
– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 634 
с.
4. Леонтьев 
В.Е.Финансы. Деньги. Кредит и банки[Текст]: 
Учебник. СПб.: Знание, 2003. – 384 с.
5. Финансы и 
кредит [Текст]: Учебник / Под ред. проф. 
М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. 
– М.: Высшее образование, 2006. – 575 с.