Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:28, реферат

Краткое описание

В процессе функционирования государство осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий.

Содержание

1.Теоритические основы реализации финансовой политики государства и методы ее реализации.
2.Финансовая политика как совокупность мер, принимаемых государством для достижения целей стабилизации ,развития экономики и финансов.
3.Задачи и перспективы проведения финансовой политики в РФ на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

В процессе функционирования государство осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни.docx

— 39.42 Кб (Скачать файл)

Финансовые  инструменты регулирования обеспечивают решение среднесрочных и долгосрочных задач, что связано с необходимостью наличия значительного периода  времени для изменения законодательства и адаптации экономических субъектов  к новым условиям деятельности.

Для оперативного воздействия на экономические процессы государство использует не финансовые, а кредитно-денежные инструменты: учетную  ставку или ставку рефинансирования, прямые операции государства на кредитном, валютном и фондовом рынках и нормы  обязательного резервирования средств  кредитных учреждений в Центробанке. Фискальные и регулирующие цели финансовой политики, как правило, находятся в определенном противоречии, так как первые требуют ежегодного балансирования доходов и расходов государства, а вторые очень часто приводят к бюджетным дефицитам в условиях стимулирования экономического роста и занятости.

Однако  такая ситуация временна, потому что  после достижения позитивного решения  обеспечивается балансирование бюджета  и в ряде случаев – формирование и накопление бюджетных профицитов. В целом осуществляется циклическое  балансирование доходов и расходов государства, то есть покрытие бюджетных  дефицитов за счет накопленных в  другие годы бюджетных профицитов.

 

2.Финансовая политика  как совокупность мер, принимаемых  государством для достижения  целей стабилизации и развития  экономики и финансов

Реализация целей и задач  финансовой политики осуществляется с  помощью применения различных приемов  организации финансовых отношений  на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.Финансовый механизм - совокупность видов, форм организации  финансовых отношений, специфических  методов формирования и использования  финансовых ресурсов и способов их количественного определения.Вид  организации финансовых отношений  является исходным, первичным элементом  финансового механизма, поскольку  определяет способ их выражения и  проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых  является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так  и при формировании денежных доходов  и накоплений в рамках отдельной  организации. На практике в сфере  государственных и муниципальных  финансов в процессе мобилизации  доходов в бюджеты органов  государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных  внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и  виды неналоговых поступлений (дивиденды  по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы  пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов - на финансирование соответствующих  отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых  программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций - доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование[1,стр.120].

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке  называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления  операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

1)финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);

2)метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне - при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 76-77 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;

3)налоговый метод подразумевает  аккумулирование денежных средств  для финансового обеспечения  деятельности государства и (или)  муниципальных образований в  форме денежныхплатежей (налогов)  юридических и физических лиц  на обязательной, принудительной  и безвозмездной основах. В  условиях функционирования рыночной  экономики налоговый метод являетсяпреобладающим  при формировании финансовой  базы деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления. Однако при его использовании  следует обеспечивать необходимый  баланс между объемом аккумулируемых  с помощью налогов финансовых  ресурсов на макроуровне и  размером финансовых ресурсов, остающихся  в распоряжении организаций и  населения с целью обеспечения  финансовой устойчивости организаций  и финансовой защиты населения  от различных экономических и  социальных рисков;

4) страховой метод предполагает  формирование финансовых ресурсов  за счет поступления страховых  взносов. Его использование в  рыночной экономике, характеризующейся  проявлением многих элементов  стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями  осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.Методы практического осуществления операций, непосредственно связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, которые также входят в состав финансового механизма, можно рассматривать в разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов хозяйствования (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций и финансовый механизм предпринимателей индивидуальных) и механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Так, например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства.В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Качественное воздействие финансового  механизма связано с использованием таких методов формирования и  направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К  таким элементам финансового  механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного  размера бюджетного дефицита, предельного  объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных  кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных  финансовых санкций и прочие формы  и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера[5,стр.300].

Эффективность используемого финансового  механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием  всех его элементов. Основными условиями  эффективности функционирования финансового  механизма являются:

  • объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;
  • соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства.
  • В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;
  • связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;
  • взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Задачи и перспективы проведения  финансовой политики в РФ на  современном этапе

Современная финансовая политика является составной  частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой  разрабатываются и реализуются  исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в  ходе рассмотрения и утверждения  бюджетов каждого уровня бюджетной  системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку  именно финансовая политика на федеральном  уровне является определяющей по отношению  к политике, проводимой на других уровнях  управления, этот факт обусловливает  необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе. 
Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003—2005 гг.), Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг., Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г., Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году» и Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ , Принципов реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003—2004гг...и.на.период..до..2006г[2,стр243].В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.Главной стратегической задачей бюджетной политики на современном этапе является проведение бюджетной реформы, пред-полагающей переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. В связи с этим к основным задачам бюджетной политики на среднесрочную перспективу..относятся: 
• переход от сметного финансирования бюджетных учреждений и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами. Для реализации этой задачи предлагается провести инвентаризацию действующей сети получателей бюджетных средств с точки зрения соответствия их функций и задач государственным нуждам; уточнить правовой статус и провести реорганизацию действующих бюджетных учреждений; внедрить новые формы финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг — нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ; 
• реформирование бюджетного учета, что предполагает изменение Бюджетной классификации РФ в соответствии с требованиями международных стандартов, а также с учетом функций, выполняемых органами государственной власти и местного самоуправления, которые изменяются в результате проведения в Российской Федерации административной..реформы; 
• выделение «бюджета действующих обязательств», в состав которого включаются расходные обязательства Российской Федерации (субъекта РФ, муниципального образования), обусловленные действующими нормативно-правовыми актами, и «бюджета принимаемых обязательств», куда входят расходные обязательства, возникающие в связи с введением в действие новых нормативно-правовых актов, увеличивающих нагрузку на бюджеты. Такое разделение бюджета позволит упростить и ускорить процедуру составления и рассмотрения бюджета в части, касающейся исполнения действующих обязательств, и сосредоточить ее на принимаемых обязательствах для оценки возможностей их реализации в планируемом периоде..и..среднесрочной..перспективе; 
• совершенствование среднесрочного бюджетного планирования, которое должно приобрести не только долгосрочный характер, но также подразумевает разработку надежных, достоверных и стабильных среднесрочных финансовых прогнозов развития экономики и перспективного финансового плана (ст. 174 БК РФ). В целях повышения роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе на федеральном уровне предлагается утверждать порядок его разработки постановлением Правительства..РФ; 
• переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, которые позволят обеспечить взаимосвязь между распределением бюджетных средств и фактическими (или планируемыми) результатами их использования. При этом предполагается ввести практику предоставления субъектами бюджетного планирования докладов об основных результатах и направлениях их деятельности. Должна измениться методология разработки и реализации федеральных (региональных, муни-ципальных) целевых программ. На текущем этапе планируется провести инвентаризацию действующих программ, преобразовать часть из них в ведомственные, упразднив неэффективные целевые программы, а предоставление бюджетных средств для реализации новых целевых программ..осуществлять..на..конкурсной..основе; 
• упорядочение процедур составления и рассмотрения федерального бюджета, предполагающее совершенствование взаимодействия федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств с палатами Федерального Собрания РФ на этих стадиях бюджетного процесса на основе оценки приоритетов бюджетной политики и более четкого разграничения в нем бюджетных полномочий и ответственности между законодательными и исполнительными органами власти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Совокупность  государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих  функций представляет собой финансовую политику.

Финансовая  политика - основополагающий элемент  в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств, государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Сама  по себе финансовая политика не может  быть плохой или хорошей. Она оценивается  в соответствии с тем, насколько  она соответствует интересам  общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и  решению конкретных задач.

Для оценки финансовой политики данного правительства  и для рекомендаций по ее корректировке  в первую очередь необходимо иметь  ясную программу общественного  развития с выделением интересов  всего общества и отдельных групп  населения, характеристикой перспективных  и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать  конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

Результативность  финансовой политики тем выше, чем  больше она учитывает потребности  общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Финансовая  политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально  возможного объема финансовых ресурсов, так как они - материальная база любых  преобразований.

 

 

Список использованных источников

 

1. Вахрин  П.И., Нешитой А.С. Финансы и  кредит: Учебник для вузов. М[Текст].: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 586 с.

2. Финансовое право Российской Федерации[Текст]: Учебник / отв. ред. М.В.Карасева – М.: Юристъ, 2002. – 576 с.

3. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В.В.Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 634 с.

4. Леонтьев В.Е.Финансы. Деньги. Кредит и банки[Текст]: Учебник. СПб.: Знание, 2003. – 384 с.

5. Финансы и кредит [Текст]: Учебник / Под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2006. – 575 с.

Информация о работе Бюджетная система