Бюджетная политика Республики Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РБ на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность бюджета, его структура и роль для государства;
изучить задачи и функции бюджетной политики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ……………………4
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ……………………………………………………
1.2 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЗАДАЧИ ФУНКЦИИ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1.3 БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
2.2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
2.3 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РБ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В КОНТЕКСТЕ МИРАВОГО ОПЫТА
3.1 ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРЫ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
3.2 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
3.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Текст курсовой.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

Что касается развития системы межбюджетных отношений, то она требует их дальнейшего реформирования. Для этого необходимо:

определить степень централизации бюджетных ресурсов в республиканском бюджете и пропорции их распределения между уровнями бюджетной системы в соответствии с общей бюджетной политикой переходного периода;

обеспечить оптимальное сочетание метода закрепления налогов и долевого их распределения при распределении доходов между бюджетами регионов. Применение тех или иных форм перераспределения бюджетных средств должно быть регламентировано бюджетным законодательством;

добиться соответствия доходов расходным функциям региональных бюджетов и на этой основе создать общее бюджетное равновесие. Для сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов использовать оптимальное сочетание различных форм и методов бюджетного регулирования, рационального построения межбюджетных отношений;

укрепить доходную базу местных бюджетов для повышения финансовой самостоятельности регионов расширением перечня собственных и закрепленных доходов, переводом в разряд закрепленных наиболее значимых доходов. Установить в законодательном порядке уровень собственных и закрепленных доходов в общем объеме доходов региональных бюджетов;

установить предельный размер местных налогов и сборов в процентах к общему объему собственных доходов в целях устранения различий в региональной среде налогообложения. Это потребует от местных Советов проводить политику умеренного и разумного налогообложения в отношении местных налогов и сборов, а также активизировать работу по привлечению других (кроме местных налогов) доходов для доведения собственных до установленного им минимального уровня;

закрепить за местными Советами базового уровня на более крупные местные налоги и сборы, которые, в соответствии с действующим законодательством, зачисляются в областные бюджеты с целью увеличения доходов бюджетов базового уровня;

разработать единые подходы к организации всех видов финансовой помощи, в максимальной степени реализовав их потенциал целенаправленного воздействия на экономику регионов. Оказать финансовую помощь регионам таким образом, чтобы повысить заинтересованность органов государственной власти на местах в расширении собственной доходной базы развитии инвестиционной активности, проведении структурных преобразований в экономике регионов:

обеспечить сокращение уровня дотаций в доходах местных бюджетов, сохранив дотационность местных бюджетов для обеспечения стабильного финансирования защищённых статей расходов;

установить предельный размер участия республиканского бюджета в покрытии дефицита региональных бюджетов. Оставшаяся часть должна покрываться из средств местных бюджетов. Для создания местным бюджетам возможности долевого участия в финансировании дефицита целесообразно предоставить право местным Советам регулирования ставки и льготы не только собственных источников с отдельных закрепленных доходов. Разрешить местным Советам в случае необходимости вводить надбавки к общегосударственным налогам (регулирующим) для покрытия бюджетного дефицита;

 провести локальные эксперименты по изучению возможностей развития местных займов в условиях расширения функций регионов и укрепления их доходной базы собственными доходными источниками; создания муниципальных банков развития, предназначенных для оказания финансовой помощи;

 осуществить распределение  фонда финансовой поддержки административно-территориальных  формирований в соответствии  с предложенной нами методикой, устанавливающей зависимость объема  трансфертов от экономического  потенциала и расходных функций  регионов. В целях усиления эффективности использования ресурсов фонда финансовой поддержки выделять в составе доходов местных бюджетов целевые трансферты, полученные на финансирование программ социально-экономического развития регионов, а также целевых региональных программ.

Проведение комплекса мероприятий по реформированию межбюджетных отношений позволит обеспечить сбалансированность и стабильность региональных бюджетов, выравнивание уровней бюджетной обеспеченности и социально-экономического развития административно-территориальных единиц путем рационального перераспределения бюджетных потоков.

На стадии планирования в области межбюджетных отношений стоят следующие вопросы:

оптимальное распределение бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы в соответствии с общей бюджетной политикой переходного периода;

соответствие доходов расходным функциям региональных бюджетов и на этой основе -- общее бюджетное равновесие;

эффективное сочетание метода закрепления налогов и долевого их распределения при формировании доходов местных бюджетов. Применение тех или иных форм перераспределения бюджетных средств должно быть регламентировано бюджетным законодательством;

укрепить доходную базу местных бюджетов в целях повышения финансовой самостоятельности регионов путем расширения перечня собственных и закрепленных доходов, переводом в разряд закрепленных наиболее значимых доходов;

провести реструктуризацию доходов региональных бюджетов, определить оптимальное соотношение между источниками их формирования, установив в законодательном порядке уровень собственных и закрепленных доходов в общем объеме доходов, обеспечить увеличение непосредственно собственных доходов местных бюджетов.

установить предельный размер местных налогов и сборов в процентах к общему объему собственных доходов для устранения различий в региональной среде налогообложения. Это потребует от местных Советов проведения политики умеренного и разумного налогообложения в отношении местных налогов и сборов, а также активизации работы по привлечению других (кроме местных налогов) доходов для доведения собственных доходов до установленного им минимального уровня;

закрепить за местными Советами базового уровня наиболее крупных местных налогов и сборов, которые, в соответствии с действующим законодательством, зачисляются в областные бюджеты;

обеспечить максимальное сбалансирование доходов и расходов местных бюджетов посредством оптимального сочетания различных форм и методов бюджетного регулирования, рационального построения межбюджетных отношений;

разработать единые подходы к организации всех видов финансовой помощи, в максимальной степени реализовав потенциал их целенаправленного воздействия на экономику регионов. Оказывать финансовую помощь регионам таким образом, чтобы повышать заинтересованность органов государственной власти на местах в расширении собственной доходной базы, развитии инвестиционной активности, проведении структурных преобразований в экономике регионов;

обеспечить сокращение уровня дотаций в доходах местных бюджетов, сохранив дотационность местных бюджетов статей расходов, законодательно ограничив ее уровень;

установить предельный размер участия республиканского бюджета в покрытии дефицита региональных бюджетов. Оставшаяся часть должна покрываться из средств местных бюджетов. Для создания местным бюджетам возможности долевого участия в финансировании дефицита целесообразно предоставить право местным Советам регулировать ставки и льготы не только собственных источников, но и отдельных закрепленных доходов. Разрешить местным Советам в случае необходимости вводить надбавки к общегосударственным налогам (регулирующим) для покрытия бюджетного дефицита;

обеспечить максимальную замену дотаций субсидиями и субвенциями с усилением контроля за целевым их использованием;

изучить возможность:

развития местных займов в условиях расширения функций регионов и укрепления их доходной базы собственными доходными источниками;

создания муниципальных банков развития, предназначенных для оказания финансовой помощи.

повысить эффективность межбюджетных отношений и бюджетных потоков, обеспечивающих балансирование доходов и расходов региональных бюджетов, а также выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности, достигая как горизонтального, так и вертикального выравнивания;

разделить по целевому назначению финансовые потоки фонда финансовой поддержки в целях усиления контроля за их движением и эффективностью, образовав на уровне бюджета два самостоятельных республиканских фонда: фонд финансовой поддержки и фонд развития регионов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства, совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ, в которой определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Государственный бюджет играет важную роль в финансовой системе страны. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Государственный бюджет исполняет следующие функции: контрольную, информационную, регулирующую, способствует институционализации общественных предпочтений. Бюджетное регулирование, выражая взаимодействие различных видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, охватывает следующие явления: а) структуру доходов и расходов бюджетов различных звеньев; б) принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами; в) порядок сбалансирования (уравнивания) доходных и расходных частей каждого бюджета. Бюджетное регулирование реализуется через: а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему; б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы; в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних и др.

В Республике Беларусь бюджетная политика, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. Она характеризуется высоким уровнем централизованности при распределении налоговых поступлений. Следует отметить отрицательные стороны такого порядка. Так, местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств; высокая дотационность местных бюджетов предопределена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня; нагрузка на финансовые органы возрастает. Следует отметить, что в структуре налоговых инструментов бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе важнейшую роль играет НДС. Важным инструментом бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе являются государственные расходы, которые характеризуются высоким уровнем социальной направленности, большим удельным весом расходов на социальную политику. Анализ показал, что показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений: отличительной особенностью бюджетной политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне — в пределах 2—3 % ВВП; выплаты по внешнему долгу до сих пор не являлись обременительными для государства. По оценкам автора основная сумма выплат по внешнему долгу Республики Беларусь придется на 2012-2014 гг.

Основными направлениями бюджетной политики Республики Беларусь являются следующие:

– Прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

– Создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса;

– Реформа межбюджетных отношений на основе более четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.

 


Информация о работе Бюджетная политика Республики Беларусь на современном этапе