Бюджетная классификация Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:49, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетная классификация применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней и позволяет обеспечить сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Основной важнейшей функцией бюджетной классификации является обеспечение эффективного, полного и четкого бюджетного планирования, т.е. деятельности по составлению бюджетов.
Бюджетная классификация является основополагающим методологическим документом законодательного определения бюджетных стандартов, регламентирующих формы составления и исполнения бюджетов всех уровней Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по бюджетам.docx

— 32.79 Кб (Скачать файл)

 

                                             Введение

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная  система. На протяжении тысячелетий  существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную  систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических  и социальных процессов в интересах  членов общества.

Бюджет - это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления. 
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций. 
Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.

Бюджетная классификация  играет большую роль в функционировании современной бюджетной системы. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации, а  также источников финансирования дефицитов  этих бюджетов.

Бюджетная классификация  применяется при составлении  проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней и позволяет обеспечить сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации. Основной важнейшей  функцией бюджетной классификации  является обеспечение эффективного, полного и четкого бюджетного планирования, т.е. деятельности по составлению  бюджетов.

Бюджетная классификация  является основополагающим методологическим документом законодательного определения  бюджетных стандартов, регламентирующих формы составления и исполнения бюджетов всех уровней Российской Федерации.

Цель контрольной работы рассмотреть бюджетную классификацию расходов в Российской Федерации. Для этого будут рассмотрены понятие и содержание, назначение и состав бюджетной классификации РФ. 

         1. Понятие и состав бюджетной классификации РФ

 

Бюджетная классификация  обеспечивает сопоставимость показателей  бюджетов всех уровней бюджетной  системы, а также учет и систематизацию информации о состоянии бюджета.  
Определение бюджетной классификации РФ содержится в ст. 18, а также в статье 1 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации". В соответствии с этим определением бюджетная классификация РФ представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемую для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающую сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.  
Бюджетная классификация предусматривает присвоение объектам классификации соответствующих группировочных кодов, обеспечивающих единство формы бюджетной документации, представление необходимой информации для составления консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Кроме того, бюджетная классификация применяется для составления и исполнения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.  
Бюджетная классификация РФ в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификации видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга, классификации источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, классификации видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.  
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления при утверждении соответствующих бюджетов имеют право производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая при этом общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Бюджетная классификация  представляет собой необходимый  инструмент управления бюджетным процессом  в любом государстве. Бюджетная классификация современной России неоднократно реформировалась. Так, с 2005 г. была введена новая бюджетная классификация, которая решала следующие задачи:

- переориентация бюджетов  на достижение конечных результатов,  в том числе путем повышения  самостоятельности и ответственности  участников бюджетного процесса  и администраторов бюджетных  средств;

- приведение структуры функциональной классификации расходов в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти (органами местного самоуправления);

- согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных финансов.

Бюджетная классификация  позволяет обеспечить:

– действенный учет поступления  денежных средств в бюджеты и  их расходование в соответствии с  планами территориальных образований;

– целенаправленное использование  сгруппированных доходов и расходов по элементам бюджетной классификации;

– реальную, четкую и прозрачную картину движения бюджетных ресурсов по сгруппированным направлениям бюджетной  классификации на любом уровне бюджетной  системы;

– своевременное регулирование  бюджетного процесса в условиях изменений, происходящих в обществе, в его  социальной и экономической сферах деятельности;

– сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и  анализ соответствующих показателей  с целью внесения предложений  по формированию, использованию или  уточнению бюджетных ресурсов, их сосредоточению на более важных, первоочередных задачах социально-экономического развития;

– определенную детализацию  группировки доходов и расходов в интересах облегчения проверки и контроля бюджетных средств;

– сопоставление смет однородных организаций, учреждений и ведомств территориальных бюджетов в целях  улучшения процесса планирования расходной  части бюджета;

– определение динамики поступлений и удельного веса различных видов доходов и  расходов или степени удовлетворения потребностей территориальных образований, ведомств и учреждений;

– создание условий для  объединения бюджетов и смет в  общие своды в интересах проведения статистического и экономического анализов с целью упрощения контроля за исполнением бюджетов по направлениям и статьям расходов;

– сопоставление доходов  с расходами с целью определения  финансово-бюджетной политики в  области социально-экономического развития государства или территориального образования;

– единый методологический подход к составлению и исполнению бюджетов в интересах сравнимости  бюджетных показателей в социальной и экономической сферах деятельности.

В первые годы образования  Российской Федерации бюджетная  классификация утверждалась приказами  Министерства финансов РФ. Далее до 2008 г. действовали два законодательных акта по данному вопросу: Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ и Бюджетный кодекс РФ, где бюджетной классификации посвящена отдельная гл. 4. Министерство финансов РФ издает Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Так, с 2008 г. действует Приказ «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» от 24.08.2007 г. № 74н.

Исходя из логики проводимой реформы бюджетного процесса, на следующем  этапе реформирования бюджетной  классификации в рамках Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный  кодекс РФ в части регулирования  бюджетного процесса и признании  утратившими силу отдельных законодательных  актов РФ» от 26.04.2007 г. № 63-Ф3 был уточнен состав бюджетной классификации РФ и внесены изменения в порядок ее утверждения, что упрощает применение классификации в бюджетном процессе. Вместо 8 разновидностей классификаций, регламентированных в предыдущей редакции Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с внесенными изменениями в состав бюджетной классификации включены: классификация доходов, классификация расходов, классификация источников финансирования дефицита бюджета и классификация операций сектора государственного управления.

При этом основными новациями  в части формирования и утверждения  бюджетной классификации являются:

- отказ от утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом;

- закрепление в Бюджетном кодексе РФ единых для бюджетов бюджетной системы РФ позиций двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации;

- наделение Министерства финансов РФ полномочиями по утверждению единых позиций классификации доходов и классификации операций сектора государственного управления на более низких уровнях;

- утверждение целевых статей и видов расходов, статей и подстатей источников финансирования дефицита бюджетов законами (решениями) о соответствующих бюджетах, что позволит учесть специфику федерального, региональных и местных бюджетов, расширить самостоятельность каждого уровня власти;

- установление требований к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает:

- по классификации доходов: 2 группы (налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления), которые объединяют соответственно 19 и 6 подгрупп;

- по классификации расходов: 11 разделов, детализированных в общей сумме по 95 подразделам;

- по классификации источников финансирования дефицитов бюджетов: 2 группы (источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов), которые объединяют соответственно 6 подгрупп и 4 подгруппы;

- по КОСГУ: 8 групп, детализированных в общей сумме по 42 статьям.

Создаются законодательные  основы для развития «управленческого» принципа построения и использования бюджетной классификации, позволяющего органам власти в рамках единых позиций бюджетной классификации, утвержденных Бюджетным кодексом РФ, в максимальной степени адаптировать ее к своим нуждам и специфике. 

                  2. Классификация бюджетных доходов

 

Классификация бюджетных  доходов представляет собой группировку  доходов бюджетов применительно  к любому уровню бюджетной системы  по источникам их формирования, закрепленным законодательными актами за каждым бюджетом и способам получения доходов. Группы доходов бюджетов формируются по статьям доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения на любом уровне бюджетной  системы по определенным признакам. В качестве признаков, характеризующих  доходы бюджетов, можно выбрать следующие:

– иерархию уровня власти или  уровень управления;

– источники получения  доходов;

– способы получения доходов;

– время поступления доходов;

– территориальность доходов.

По иерархии уровня власти или уровню управления доходы бюджетов подразделяются на федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные (муниципальные). В основу классификации положен  признак разделения уровня власти, отвечающий за формирование и исполнение бюджета в соответствии с бюджетным  законодательством.

По источникам формирования бюджетов доходы подразделяются на налоговые, неналоговые, заимствования и др. В основу классификации положен  признак субъекта перечисления денежных средств, за счет которых происходит формирование доходной части бюджетов любого уровня власти или территориального образования.

К налоговым доходам относятся  все налоговые поступления от всех налогов (федеральных, региональных, местных) и их видов (например, налог  на прибыль организаций, налог на доход от капитала, налог на имущество  и т. д.), которые формируют доходную часть бюджета соответствующего уровню власти.

Неналоговыми доходами бюджетов различных уровней бюджетной  системы являются доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной  собственности и (или) от их деятельности, доходы от продажи имущества, находящегося в собственности соответствующего территориального образования, доходы от безвозмездных перечислений, доходы от других поступлений.

По способу получения  доходов в бюджеты их можно  классифицировать на принудительные, собственные, вынужденные и добровольные. В основу классификации положен  признак перелагаемости изъятия  дохода в соответствующий бюджет. В соответствии с данным признаком  все налоговые доходы бюджетов являются принудительными, неналоговые поступления  от имущества, находящегося в собственности, его продажи или его деятельности являются собственными. Вынужденными доходами являются доходы поступающие  в бюджет за счет внутренних и (или) внешних заимствований в целях  покрытия дефицитов бюджетов. В основу классификации положен признак  необходимости государства, его  субъекта или местного образования  обращаться к внешним или внутренним источникам получения дополнительных доходов в целях реализации бюджетной  политики.

К внутренним источникам получения  доходов можно отнести кредиты, получаемые от ЦБ РФ, доходы от продажи  ценных бумаг, бюджетные ссуды, получаемые за счет внебюджетных фондов и бюджетов других уровней, иных источников дохода.

Внешними источниками  получения доходов являются кредиты  международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и  фирм, иные внешние источники финансирования.

По времени поступления  средств в бюджеты доходы подразделяются на плановые и чрезвычайные. К плановым доходам относят налоговые и  неналоговые поступления, которые  непосредственно извлекаются из источников дохода и их называют текущими. К чрезвычайным доходам относят доходы от внешних заимствований, внутренних заимствований за счет выпуска краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг, налоговых поступлений за счет введения новых видов налогов, расширения налогооблагаемой базы, повышения налоговых ставок, а также печатания денежных знаков или введения в обращение денежных знаков из драгоценных металлов.

По территориальности  доходы бюджетов можно рассматривать  с двух сторон:

1) деление бюджетов по  территориальным образованиям (федеральные,  региональные, местные: районные, городские,  внутригородских районов, поселковые, сельские), в основе которых лежит  признак территориального деления;

Информация о работе Бюджетная классификация Российской Федерации