Теоретические основы изучения зависимости федерального бюджета от нефредолларов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы – выполнить статистический анализ федерального бюджета Российской Федерации за 2011-2013 годы с целью разработки рекомендаций по снижению его зависимости от нефтедолларов.
Задачи работы:
раскрытие содержания федерального бюджета как экономической категории, его функций;
проанализировать долю нефтегазовых доходов в федеральном бюджете РФ за 2011-2013 гг.;
выявить перспективы снижения зависимости федерального бюджета России от нефтедолларов.

Вложенные файлы: 1 файл

15156 экономтеория (1).pdf.doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящей работы обусловлена следующими обстоятельствами.

Зависимость российского бюджета от нефти за два годы возрастает. Если расходы российского бюджета останутся неконтролируемыми, для сохранения баланса бюджета понадобится постоянный рост цен на нефть. Социальные расходы бюджета за последние три года росли в среднем на 33 процента ежегодно. Доходы от социальных отчислений за тот же период почти не изменялись, оставаясь на уровне примерно двух триллионов рублей.

Для нормального существования и развития нашего государства необходимо продумано и грамотно регулировать бюджетные экономические отношения, а вмести с ними и движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы в любом государстве. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля национального дохода (НД) (например, в США до 48% средств централизуется).

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.

Федеральный бюджет активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Целью настоящей курсовой работы – выполнить статистический анализ федерального бюджета Российской Федерации за 2011-2013 годы с целью разработки рекомендаций по снижению его зависимости от нефтедолларов.

Задачи работы:

  1. раскрытие содержания федерального бюджета как экономической категории, его функций;
  2. проанализировать долю нефтегазовых доходов в федеральном бюджете РФ за 2011-2013 гг.;
  3. выявить перспективы снижения зависимости федерального бюджета России от нефтедолларов.

 

1. Теоретические основы изучения зависимости федерального бюджета от нефредолларов

1.1. Характеристика федерального бюджета

Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств ¾ федерального бюджета. Федеральный бюджет ¾ ведущее звено финансовой системы страны.

Общее понятие федерального бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет ¾ форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону ¾ как «Форму образования и расходования денежных средств…»1.

В материальном понимании федеральный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность федерального бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда при помощи налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в федеральный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

Понятие федерального бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления федерального бюджета он рассматривается как финансовый план государства.

В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

Федеральный бюджет ¾ это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (федерального бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений2.

Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус ¾ главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Главное назначение федерального бюджета ¾ с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Федеральный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Федеральный бюджет страны ¾ основная форма планирования образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

Формирование и использование федерального бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт.

Будучи финансовым планом, федеральный бюджет характеризуется следующими чертами3:

  1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.

Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать вывод о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

  1. Формирование и использование федерального бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления ¾ экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.
  2. С помощью федерального бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами.
  3. Отличительной чертой федерального бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, роста накоплений.

Вывод

Федеральный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением ¾ с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Формирование федерального бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.

 

 

1.2. Этапы исполнения федерального бюджета

Основные этапы бюджетного процесса, предусмотренные Бюджетным кодексом и реализуемые информационной технологией, представлены на рис. 1. Система финансово-экономического обеспечения указанных выше участников бюджетного процесса может быть представлена в виде иерархической организационно-административной структуры управления, выполняющей следующие функции4:

  • разработка предложений о финансировании в проект бюджета на очередной год;
  • прогнозирование и исполнение доходной части бюджета;
  • планирование и казначейское исполнение расходной части бюджета;
  • организация и ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в ходе реализации бюджетного учета;
  • подготовка и представление отчетности об исполнении бюджета.

 

 

Рис. 1. Основные этапы бюджетного процесса, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ

 

Структура технологии исполнения этапов бюджетного процесса приведена на рис.2. 5

 

 

Рис.2. Обязанности и взаимодействие участников бюджетного процесса при исполнении бюджета

 

 

Обязанности всех участников бюджетного процесса и взаимодействие между ними согласно технологии исполнения бюджета представлены на рис. 3. 6

Рис. 3. Структура технологии исполнения этапов бюджетного процесса

 

 

1.3. Участники исполнения федерального  бюджета и их полномочия

При исполнении федерального бюджета установлен порядок, при котором решения Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, влекущие расходы за счет федерального бюджета, не предусмотренные на текущий финансовый год или сокращающие доходную базу бюджета,  принимаются исключительно на основании указов Президента РФ; при этом в них определяются конкретные сроки и суммы расходов и одновременно сокращаемые расходы по конкретным бюджетным статьям или источники дополнительных поступлений в бюджет. Проекты указов Президента РФ, реализация которых требует расходов за счет федерального бюджета либо влечет сокращение его доходной базы, представляются на подписание исключительно Правительством РФ.

Вывод

Контроль финансовой деятельности предприятий осуществляется  также с помощью бухгалтерского и  статистического учета и отчетности, законодательного регулирования объектов коммерческой тайны данные о составе имущества, численности работников, оплате труда, доходах), предоставления информации о своей деятельности в налоговые органы, учредителям.

Казначейская система исполнения федерального бюджета предполагает прохождение всех финансовых бюджетных потоков через органы федерального казначейства, что позволяет осуществлять сплошной и непрерывный контроль за федеральными бюджетными средствами. На предупреждение неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств направлен предварительный контроль, который проводится до совершения финансовых операций на стадии составления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов, договорных соглашений и других документов. Предварительный контроль предусматривает проверку обоснованности расходов, правильность представленных расчетов, полноты указанных источников ожидаемых доходов, возможности достижения цели в рассматриваемые сроки.

На практике в орган федерального казначейства учреждение представляет утвержденную вышестоящим органом смету доходов и расходов. Вышестоящий орган располагается в г. Москве, а учреждение в субъектах Федерации, районах и городах. Бывает, учреждения получают утвержденную смету с суммами по статьям экономической классификации, по которым у них никогда не было расходов, а по тем статьям, по которым необходимо, ассигнования не предусматриваются.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы финансово-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет определенные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.

В соответствии со ст. 164 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

Законодательные (представительные) федеральные органы РФ и представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают законы о бюджетах и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов.

Органы исполнительной власти РФ и органы местного самоуправления составляют проекты бюджета и вносят их на утверждение законодательных органов.

 

 

 

 

 

2. Статистический анализ доли федерального бюджета Российской Федерации с 2011 по 2013 гг. с целью выявления доли нефтегазовых доходов

Информация о работе Теоретические основы изучения зависимости федерального бюджета от нефредолларов