Социально-экономическое значение бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 12:01, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время актуальность приобретает изучение проблем, связанных с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, обеспечение снижения социальной напряженности в стране. Организация бюджетного процесса в государстве – немаловажная задача страны.
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. Бюджетная система РФ - копия.docx

— 43.60 Кб (Скачать файл)

   Аналогии с экономическим кризисом 90-х годов.

   Существует мнение, что социальные катастрофы даются людям для того, чтобы извлечь из них уроки на будущее и прийти в конечном итоге к более совершенному общественному устройству. Увы, похоже, что пока общественная память коротка: государства не вырабатывают, как собака Павлова, условные рефлексы на ситуации и наступают на одни и те же грабли много раз.

   Экономический кризис 90-х годов удивительно совпадает по многим показателям с хозяйственной разрухой революции и гражданской войны. За пять лет начала 90-х годов, так же, как и за пять лет с 1917 по 1921 гг., национальный доход сократился в два раза, еще в большей степени упало промышленное производство, на треть сократился выпуск сельскохозяйственной продукции. Неумелое управление и реформирование экономики может иметь такой же разрушающий эффект, как несколько войн и революций.

   Конечно, имеются и существенные различия. В 90-х годах сокращение производства происходило со значительно более высокого уровня развития, и в экономике, не обремененной всеобщей мобилизацией и необходимостью поддержания сверхвысоких военных расходов. Наоборот, происходило резкое сокращение расходов на военно-промышленный комплекс. К 90-ым годам были накоплены колоссальные запасы материальных ценностей, имелось много открытых и разработанных месторождений природных ресурсов. Все это смягчило на время социальные последствия кризиса.

Важно выделить общие причины кризисов.

1. Накапливавшаяся в течение  предшествующего длительного периода  несостоятельность правительства  в условиях невозможности его  замены. Правительства Людовика XVI, Николая II и дряхлеющего Политбюро  ЦК постепенно утрачивали контроль  над экономической ситуацией, не  были способны вырабатывать сколько-нибудь  эффективные решения, теряли моральное  доверие.

2. Внезапный приход к  власти совершенно новых лиц, которые уверенно знают (прочтя  несколько книг или просто  веря в провидение), как следует  изменить общественное устройство дабы решить все проблемы. Это и молодые, порой экстерном выучившиеся юристы, лидеры французской и русской революций, жаждущие на практике применить не очень ясные и для самих авторов теоретические схемы. Это и российское правительство "завлабов", члены которого гордо носили звания кандидатов и докторов почти не существовавшей после 20-х годов в России экономической науки.

3. Расстройство финансов  и денежного обращения. К 1990 году  окончательно осложнилось финансовое  положение России. Избыток наличных  и безналичных денег привел  к расстройству денежного обращения. Покупательная способность рубля  начала катастрофически падать. В 1991 г. и в дальнейшем кризис  финансов продолжал усугубляться. Постоянно увеличивающийся разрыв  между государственными доходами  и расходами привел к дефициту  госбюджета, к росту внутреннего  государственного долга, к росту  эмиссии и обесцениванию денег. К концу 1991 года дефицит госбюджета составил 26% ВНП. Для покрытия этого дефицита использовалась главным образом эмиссия.

   Финансовый кризис повлек за собой кризис потребительского рынка. Увеличение денежной массы, обесценивание рубля и фиксированные цены в 1990-1991 гг. стали причиной тотального дефицита продовольственных и непродовольственных товаров (в т.ч. товаров повседневного спроса), роста черного рынка. В 1990 г. был всплеск ажиотажного спроса, вызванный общей нестабильностью в стране и надвигающейся денежной реформой. Почти все бытовые и хозяйственные товары исчезли из свободной продажи и реализовывались путем распределения. Свободная продажа товаров ограничивалась талонной системой, нормированием отпуска и другими мерами. С 1 января 1992 г. отпустили цены и они стали стремительно нарастать. В продаже появились товары по недоступно высоким ценам. Начались кризисы неплатежей, наличности, нарастание дефицита, отсрочки выплат зарплат и пенсий и другие эффекты, свидетельствующие о продолжающемся развале денежной системы.

   Все это позволяет провести аналогию кризиса начала 90-х гг. с разрухой периода "военного коммунизма".

   Голод и коммунизм. Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые

Ф. Тютчев

   Счастливы те народы, чьи летописи производят скучное впечатление

Ш. Монтескье

   У России весь ХХ век был переполнен счастьем по Тютчеву, но не по Монтескье. Впрочем, и французы не последовали мудрому совету своего великого ученого (книга которого "О духе законов" легла в основу построения конституции США и использовалась при организации государственного устройства многих стран, которые теперь называются развитыми). Вторая половина XVIII и весь XIX век для Франции были наполнены социальными потрясениями.

   Существует в разных видах теория, по которой войны и революции выполняют очистительную роль в обществе. Так же, как в теории Дарвина естественного отбора биологических видов (кстати, далеко не бесспорной), в теории социального отбора войны и революции предназначены для того, чтобы могли побеждать наиболее прогрессивные общественные силы и идеи. Именно этим в годы советской власти (кстати, здесь известная подмена понятия – вплоть до 90-х годов, власть была не у Советов) объяснялась целесообразность спровоцированной большевиками Октябрьской революции 1917 г. и последующей гражданской войны.

   Непродолжительное время в 1922 г. в Петрограде выходил журнал "Экономист". Он был закрыт властями в том же 1922 году, но имеется во многих областных библиотеках. Там был ряд очень интересных статей. Например, дневниковые записки очевидца голода 1921 года в Поволжье. Излагаемые в этих записках факты удручающие. Многие из них страшнее любых фильмов ужасов. Их знание необходимо для понимания истории и предотвращения потрясений в будущем.

   В одном из номеров этого журнала была опубликована статья Питирима Сорокина, молодого тогда российского ученого, коми по национальности. Он стал одним из основателей науки социологии, но уже в Америке. В этой статье Сорокин на огромном историческом материале, в том числе по Первой Мировой войне, доказывал, что войны ведут к регрессу – в них погибают лучшие.

   В результате Первой Мировой и Гражданской войн Россия понесла колоссальные людские потери. В боях, от голода, болезней, расстрелов погибло более 10 млн. человек. Конечно, в боях и расстрелах была задействована наиболее социально активная и физически здоровая часть населения. Более 1,5 млн. человек вынуждены были эмигрировать, и это были отнюдь не отбросы, а цвет российского общества.

   За период гражданской войны более 5 млн. человек перебрались из города в деревню. Численность промышленных рабочих (и без того малочисленного в России "гегемона революции") сократилась почти в 2 раза: с 2,4 млн. человек в 1913 г. до 1,3 млн. человек в 1920 году. Причем далеко не все рабочие были изначально пролетариями. Далеко не все из них поддерживали "правительство рабочих и крестьян", которое к тому же состояло совсем не из рабочих и крестьян (их там не было – лицемерие долгие годы стало править Россией). Так, высмеивавшиеся в некоторых советских фильмах капелевцы были совсем не белогвардейскими офицерами (как это можно было понять по фильмам). Это были полки, составленные из рабочих-добровольцев (!) Урала, выступавших в поддержку Учредительного Собрания, за установление подлинной демократии в России.

   Была жажда власти у пришедшей к ней в октябре 1917 года группы лиц, но у них не было четких идей по организации нового общественного устройства. У марксизма, социал-демократического и коммунистического движений в целом имелся хороший анализ и критика социальных язв сложившейся в XIX веке капиталистической экономической системы. Позитивной программы (что надо взамен) не было. Кстати, ее нет и до сих пор, через 100 лет. Это в те далекие годы признавали лидеры анархизма (наиболее последовательной и интеллигентной части коммунистического движения), многие социал-демократы и теоретики марксизма (к примеру, Плеханов). Единственная идея, имевшая широкий пропагандистский эффект, состояла в лозунгах установления общества с полным экономическим равенством людей. Фабрики – рабочим! Земля – крестьянам! Всем поровну: не должно быть бедных и богатых.

   В одном из номеров упоминавшегося журнала 1922 года "Экономист" была опубликована еще одна интересная статья П. Сорокина под названием "Голод и коммунизм". Под голодом в этой статье понимается полное обнищание в стране, сокращение до предельно низкого уровня располагаемых на душу экономических благ. Коммунизм определяется как идея экономического равенства, когда все имеющееся богатство страны делится поровну на всех. Идея так определяемого коммунизма не раз в истории под другими названиями овладевала массами. В том числе в виде изначального христианства и многочисленных протестантских движений в нем, в виде исходных принципов ислама, других религий и социальных учений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура бюджетной системы Российской Федерации на современном этапе.

   Показатели доходов и расходов консолидированных бюджетов используются при анализе экономической политики государственной власти и экономического роста территории.

   Поскольку Россия является федеративным государством, то бюджетная система РФ имеет многоуровневую структуру. В нашем государстве существует несколько уровней публичной власти - федеральный, региональный и местный, каждый из которых действует самостоятельно в пределах закрепленных за ним полномочий. Для исполнения своих функций каждый уровень государственной власти осуществляет расходы и соответственно должен иметь свои доходные источники, поэтому каждый уровень власти имеет свой собственный бюджет.

   Федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, из которого финансируются общегосударственные программы. Федеральный бюджет принимается государственной Думой, одобряется Президентом РФ и Советом федерации, за его исполнением следят Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ.

   Каждый регион (субъект РФ) принимает и исполняет свой собственный бюджет для того, чтобы обеспечить выполнение государственных функций на своей территории. В бюджетном процессе на региональном уровне принимают участие законодательные и исполнительные органы власти региона. В бюджетную систему РФ входят 89 бюджетов субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 1 бюджет автономной области; 10 бюджетов автономных округов и 2 бюджета городов федерального значения.

   Кроме федерального и регионального уровней власти на всей территории Российской Федерации в муниципальных образованиях осуществляется местное самоуправление. Муниципальными образованиями в Российской Федерации считаются муниципальные районы (несколько поселений, объединенных общей территорией), городские округа (город, не входящий в состав муниципального района), городские и сельские поселения (так называемый второй уровень местного самоуправления), а также внутригородские территории городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). Муниципальные образования имеют свои бюджеты, предназначенные для выполнения задач местного самоуправления.

   В бюджетной системе РФ вне федерального бюджета субъектов РФ существуют также такие формы образования и расходования денежных средств как для государственные внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан РФ на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации существует три таких фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные фонды).

   В соответствии с бюджетным Кодексом первый и второй уровни бюджетной системы РФ включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов.

   Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними происходит передача средств от одного бюджета другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения средств между бюджетами.

   Важной чертой бюджетной системы Российской Федерации является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в ней очень велика. Это в частности выражается в том, что с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   За последние несколько лет анализ экономики России позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень или полное отсутствие бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора.

   Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, государственный бюджет, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

   С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.     Бюджет, является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. Объединяя в себе основные финансовые категории налоги, государственный кредит, государственные расходы.

Информация о работе Социально-экономическое значение бюджета