Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена рассмотрению и изучению рынка ценных бумаг. Эта проблема не утратила своего значения, так как развитие экономики страны не в последнюю очередь связано с рынком ценных бумаг, который позволяет предприятиям аккумулировать свободные денежные средства для расширения производства. В данной работе можно выделить четыре главные части или главы, а именно:
- первая глава посвящена описанию истории возникновения рынка ценных бумаг. Появление ценных бумаг и совершение с ними разного рода финансовых операций имеет многовековую историю. Появление первых ценных бумаг ознаменовало создание и рынков их обращения, т.е. сфер, где они продавались и покупались. Первые рынки ценных бумаг возникли в этот же период в развитых странах западной Европы.

Содержание

Введение.....................................................................................................................................3
I История возникновения рынка ценных бумаг...........................................................5
1.1 Возникновение рынка ценных бумаг........................................................................5
1.2 Этапы развития российского рынка ценных бумаг в России..........................9
II Понятие рынка ценных бумаг.......................................................................................12
2.1 Функции рынка ценных бумаг...................................................................................12
2.2 Субъекты рынка ценных бумаг..................................................................................15
III Виды ценных бумаг.........................................................................................................18
3.1 Признаки ценных бумаг...............................................................................................18
3.2 Классификация ценных бумаг....................................................................................20
IV Механизм функционирования рынка ценных бумаг..........................................25
4.1 Структура рынка ценных бумаг................................................................................25
4.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг.....................................31
Заключение...............................................................................................................................38
Список использованной литературы..............................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

РЦБ.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Задачами развития вторичного рынка ценных бумаг в России являются:

повышение финансовой активности хозяйствующих субъектов и физических лиц; развитие новых форм финансовой практики; совершенствование нормативно-правовой базы; развитие инфраструктуры рынка; соблюдение принятых правил и стандартов.

К особенностям российского вторичного рынка относятся: специфика становления рынка ценных бумаг; неравноценность ценных бумаг, обращающихся на вторичном рынке по их инвестиционным возможностям, качеству и характеристикам; отсутствие устоявшихся канонов и единых правил поведения на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг

 

  «Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, посредников, организаций и прочих участников) и операций между ними со стороны уполномоченных органов».[11] Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка и т.д.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.

«Регулирование фондового рынка охватывает все виды деятельности и операций, осуществляемых на нем, — эмиссионных, посреднических, инвестиционных, спекулятивных, залоговых, трастовых и прочих видов сделок».[12]

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

1) поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

2) защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

3) обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

4)создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

5) в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

6) воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

- создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

- отбор профессиональных участников рынка; современный р. ц. б., как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

- контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

Регулирование р. ц. б. осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

1. Государственное регулирование, осуществляемое со стороны государственных органов путем:

а) установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

б) регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

в) лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

г) создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

д) запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.

2. Регулирование рынка профессиональными участниками или саморегулирование рынка. Процесс, который в России развивается двояко: государство передает часть своих полномочий по регулированию определенным организациям профессиональных участников рынка, однако они и сами могут договориться о предоставлении созданной организации некоторых прав регулирования.

3. Общественное регулирование, которое осуществляется через общественное мнение, потому что именно реакция широких слоев населения является причиной проведения государством или профессиональными участниками рынка регулирующих мероприятий.

«Принципы регулирования российского р. ц. б. во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового р. ц. б.»[13].

Основные принципы:

1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

2. Выделение из всех видов ц. б. так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;

4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;

5. При Разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

7. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования р. ц. б., имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

8. Оптимальное распределение функций регулирования р. ц. б. между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).

В России государственное регулирование осуществляют следующие органы:

1. Правительство РФ, на которое возложены функции общего регулирования рынка ценных бумаг.

2. Министерство финансов, которое устанавливает правила совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами, аттестует специалистов на правоведения операций с ценными бумагами, регистрирует выпуски ценных бумаг, ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг и обеспечивает его публикацию, контролирует приобретение крупных пакетов акций.

3. Центральный банк РФ в соответствии с законодательством разрабатывает для банков правила совершения операций на рынке ценных бумаг, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами, осуществляет регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами, регистрацию выпусков ценных бумаг банками, регулирование и обращение государственных ценных бумаг, ведение реестра ценных бумаг банков, регистрацию и ведение реестров акционерных обществ — банков, контроль за приобретением и продажей крупного пакета акций банков.

4. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) стала правопреемницей Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, которая была образована в 1996 г. ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Эта служба находится в прямом подчинении Правительства РФ.

Помимо этого, определенные функции по регулированию российского рынка ценных бумаг осуществляют Комитет по имуществу, Федеральная антимонопольная служба, Министерство экономического развития и торговли.

Наиболее крупными проблемами рынка ценных бумаг в России являются отсутствие систематизации правовой базы, официальных справочников и баз данных юридических материалов по ценным бумагам. В целом российские нормативные акты, не имеющие необходимой детализации и иногда противоречивые, несут на себе отпечаток не разделения полномочий между различными государственными органами.

Основными источниками правового регулирования рынка ценных бумаг в России являются:

1)Конституция РФ, ст. 8, 34, 35, 71, 74

2)Гражданский кодекс РФ, Глава 7

3)ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ

4)ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ

5)ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 года № 136-

6)ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ

7)Постановление ФКЦБ РФ «Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» от 2 октября 1997 года № 27

8)Постановление ФКЦБ РФ «Об утверждении положения о депозитарной деятельности» от 16 октября 1997 года № 36

9)Приказ ФСФР РФ «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» от 10 октября 2006 года № 17

10)Приказ ФСФР РФ «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» от 25 января 2007 года № 07/4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Несмотря на большие трудности - законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России.

Подводя итог проделанной работе, можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с проблемой обращения ценных бумаг в РФ:

1. рынок ценных бумаг с его основными элементами (внебиржевым и биржевым оборотами) есть механизм, который функционально входит в рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг развивается и движется по своим законам, определяемым спецификой фиктивного капитала, однако тесно увязан с рынком капитала.

2. сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, государственные обязательства и другие, которые имеют широкое хождение в России.

3. рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются функция перераспределения капиталов и функция страхования риска вложения капитала. В целом же функционирование капитала в форме ценных бумаг способствует формированию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулирует мобилизацию свободных денежных ресурсов и их распределение в соответствии с потребностями рынка.

4. рынок ценных бумаг подвержен регулированию, как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

5. формирование рынка ценных бумаг в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников.

6. особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает.

Информация о работе Рынок ценных бумаг