Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный Кодекс Российской Федерации включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации……….5
2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ………..……13
Заключение……………………………………………………………….……21
Список использованной литературы…………………………….…………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Расходы и доходы ПФР.docx

— 43.68 Кб (Скачать файл)

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют  следующие виды: пенсия за выслугу  лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.

Установлены следующие размеры  пенсий федеральным служащим за выслугу  лет при наличии стажа государственной  службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

В настоящее время в  России используется так называемая накопительная система пенсионного  обеспечения.

При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе  за счет платежей работника и его  работодателя, не расходуются на выплаты  сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход  до тех пор пока плательщик не выходит  на пенсию. Все сбережения плательщика  и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая  и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут  на себя и частные компании. Может  существовать даже система конкурирующих  друг с другом негосударственных  пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым  все большее число стран переходит  с распределительной системы  на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь  между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его  пенсии. Деньги на  пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека  преклонного возраста постепенно приходится все меньшее  число работающих.

в) накопительная система  повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения  экономического роста, тем более  что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики  и производительности труда.

Таким образом, результатом  десятилетнего развития Пенсионного  фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного  обеспечения населения, при которой  такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный  для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно  данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в  какой-либо бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  доходов и расходов Пенсионного  фонда РФ

 

В бюджетную систему России поступило всего за период январь-апрель 2011 года 1324,55 млрд.руб. из них налоги и сборы в консолидированный бюджет составили 1118,11 млрд.руб. и в государственные внебюджетные фонды в размере 206,44 млрд.руб. А за тот же период в 2012 году всего 1880,83 млрд.руб., что в процентах к 2011 году составляет 142% и следовательно поступления увеличились на 556,28 млн.руб., а поступления в консолидированный бюджет составили 1648,83 млрд.руб., что больше чем в 2011 году на 530,72 тыс.руб. и в государственные внебюджетные фонды в размере 232,00 млрд.руб., что больше чем 2011 году на 25,56%.

В доходы бюджета Фонда  включены суммы единого социального  налога, поступающего из федерального бюджета, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату  пенсий и пособий, субвенции из федерального бюджета, передаваемые Фонду на покрытие дефицита бюджета Фонда в связи  с недостатком средств на выплату  базовой части трудовой пенсии, суммы  недоимки, пеней и иных финансовых санкций, а также иные источники  установленные законодательством  Российской Федерации.

Помимо того, что увеличился объем самого фонда с 206,44 млрд.руб. (за 2011) до 232,00 млрд.руб. (за 2012), увеличился так же объем отчислений во все фонды (территориальные фонды обязательного страхования, федеральные фонды обязательного медицинского страхования, фонды социального страхования, страховые взносы в Пенсионный фонд России на 25,92 млрд.руб. с 154,51 млрд.руб. (2011) до 180,43 млрд.руб. (2012)).

Изменение налогового законодательства в части снижения базовой ставки ЕСН с 28 до 20 процентов (ставка ЕСН  снижена с 14% до 6%) с одновременным  изменением до 280 тыс. рублей верхней  пороговой величины интервала налоговой базы, начиная с которой будет действовать регрессивная шкала налогообложения, приведет к сокращению поступлений доходов в бюджет Фонда более чем на 200 млрд. рублей.

Тариф страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  сохраняется на том же уровне - 14%. С 2012 года лица до 1967 года рождения выведены из накопительной системы, поэтому 2% страховых взносов ранее перечисляемые в накопительную составляющую будут направляться в ПФ РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Поступление страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой  части трудовой пенсии, предусмотрено  в сумме 558,44 млрд. рублей, что соответствует 147,2% к поступлениям страховых взносов, установленным бюджетом Фонда на 2011 год.

В 2011 году предусмотрены поступления сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 года, в сумме 12 млрд. рублей. В указанный объем включены поступления от проведения мероприятий по реструктуризации задолженности по страховым взносам в Фонд, пеням и штрафам.

Остаток средств резерва  бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2012 года, в части не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, оценивается в объеме 97,14 млрд. рублей, в том числе:

    • 58,22 млрд. рублей - денежные средства;
    • 38,92 млрд. рублей размещено в ценных бумагах, из них:
    • 37,66 млрд. рублей - в облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (в валюте Российской Федерации);
    • 1,26 млрд. рублей - в ценных бумагах кредитных организаций, принятых в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам в Фонд, образовавшейся до 1 января 2001 года.

В доходной части бюджета  Пенсионного Фонда на 2011 год учтены доходы от размещения временно свободных средств Фонда - в сумме 3,74 млрд. рублей.

В 2011 году в связи с переводом натуральных льгот в денежные выплаты, из федерального бюджета предусмотрена передача Фонду средств в сумме 99,9 млрд. рублей на финансирование ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан.

Налоговый потенциал региона.

Общее число пенсионеров  в 2009 году составило - 38,2 млн. чел в 2012 году - 38,3 млн. чел, а в 2012 году уже - 38,4 млн. чел1.

В долгосрочной перспективе  планируется снижение численности  постоянного населения России к 2017 году оно сократиться на 2,5% (т.е. на 3,5 млн. человек) и составит 144,5 млн.чел.

При этом численность населения  трудоспособного возраста сократиться  на 9,5 млн.чел. и составит в 2017 году 82,4 млн.чел или 56,6% от общей численности населения. Доля же населения старше трудоспособного возрастет к 2015 году до 23,7% против 20,4% в 2012 году.

Удельный вес численности  пенсионеров в общей численности  населения Российской Федерации  с 25,3% в 2012 года до 26,66% в 2017 году т.е. почти на 1,4%, нагрузка пенсионной системы на наемных работников будет возрастать к 2017 году на 100 получателей трудовых пенсий будет приходиться 124 наемных работника, тогда как в 2012 - 135 человек.

Расходы бюджета Фонда  в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием  трудовых пенсий, в 2012 году определены в сумме 1176,13 млрд. рублей, что составляет 125,1% по сравнению с указанными расходами Фонда, установленными бюджетом на 2011 год и 146,3% по сравнению с 2009 годом.

В целом расходы на выплату  и доставку трудовых пенсий в 2012 году составят 959,12 млрд. рублей, что составляет 113,9% к соответствующим расходам бюджета Фонда на 2011 год.

Общие расходы на выплату  и доставку базовой части трудовой пенсии, финансируемой за счет сумм единого социального налога и  средств федерального бюджета, предусмотрены  в сумме 341,17 млрд. рублей. Текущий  дефицит средств на выплату базовой  части пенсии, возникший в связи  со снижением ставок ЕСН, составляет 74,7 млрд. рублей. Расходы на выплату  базовой части трудовой пенсии определены с учетом дополнительных затрат по увеличению (индексации) размера базовой  части трудовой пенсии с учетом уровня инфляции в пределах 107,5-108,5%, исходя из прогноза Минэкономразвития России.

Проектом федерального бюджета  предусмотрен предельный объем субвенций  бюджету Фонда на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного  материального обеспечения, пособий  и компенсаций в объеме 64,99 млрд. рублей.

Вместе с тем, считаем  что финансирование из федерального бюджета расходов на выплату базовой  части трудовой пенсии и пенсий по государственному обеспечению должно осуществляться в порядке авансирования  в размере, необходимом для выплаты  указанных пенсий, а также для  оплаты расходов по их пересылке.

Общий объем средств на выплату, доставку, индексацию и увеличение страховой части трудовой пенсии предусмотрен в размере 617,95 млрд. рублей, в том числе на индексацию - 36,0 млрд. рублей, при планируемом поступлении  страховых взносов в сумме 558,44 млрд. рублей.

Планируемый объем текущих  поступлений страховых взносов  не покрывает расходов, предусмотренных  на выплату страховой части трудовой пенсии, включая расходы по их доставке и другие расходы.

Покрытие текущего дефицита в целях обеспечения сбалансированности доходной и расходной частей бюджета  в сумме 82,85 млрд. рублей будет осуществляться за счет остатка средств по распределительной  составляющей бюджета по состоянию  на 1 января 2012 года (97,14 млрд. рублей).

В связи с этим Пенсионный фонд Российской Федерации планирует  осуществить продажу всех активов, в которые были размещены временно свободные средства бюджета Фонда.

В результате остаток средств  на конец 2012 года составил 14,28 млрд. рублей при установленном нормативе средств на выплату пенсий в январе 2008 года в сумме 48,5 млрд. рублей. В складывающейся ситуации вызывает обеспокоенность финансовая устойчивость пенсионной системы не только в течение 2012 года, но и в 2008 году.

В этой связи необходимо в федеральном бюджете предусмотреть  передачу Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета в объемах, обеспечивающих переходящий остаток средств  на конец 2012 года, на уровне не ниже норматива оборотных средств.

По данным на 1 августа  2011 года величина задолженности федерального бюджета перед бюджетом Фонда по возмещению расходов на выплату пенсий и пособий, должна составляла на начало 2012 года 16,22 млрд. рублей. С учетом планируемого в течение года возмещения объема задолженности федерального бюджета перед Фондом на 1 января 2008 года составит 13,4 млрд. рублей. При ежегодно (начиная с 2009 года) планируемом объеме возмещения 500 млн. рублей погашение указанной задолженности может продлиться десятки лет. В этой связи считали бы целесообразным Правительству Российской Федерации разработать порядок реструктуризации задолженности федерального бюджета перед Фондом предусмотрев в нем погашение ее в более короткие сроки.

Проектом федерального бюджета  предусмотрено направление остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2012 года, образовавшихся в результате превышения в 2011 году суммы поступлений по ЕСН над объемом финансирования расходов федерального бюджета, направляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии.

Проектом бюджета Фонда  на 2012 год предусмотрено финансирование расходов на оказание социальной помощи в сумме 11,5 млрд. рублей, в том числе на2:

  • на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам - 1,4 млрд. рублей;
  • проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в размере до 0,1 млрд. рублей;
  • оказание дополнительной медицинской помощи, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами пенсионеров и инвалидов - 10 млрд. рублей.

Указанные расходы предусмотрено  осуществлять за счет сумм недоимки, пеней  и иных финансовых санкций по взносам  в Фонд, образовавшихся по состоянию  на 1 января 2001 года.

Впервые за ряд лет в  2012 году не предусмотрено финансирование работ по укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания населения.

Учитывая ситуацию с доходами бюджета Фонда, текущим дефицитом  по средствам на финансирование страховой  части трудовой пенсии, считаем нецелесообразным отвлекать средства на финансирование дополнительной медицинской помощи, в том числе на обеспечение  лекарственными средствами пенсионеров  и инвалидов.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации