Новые индустриальные страны: особенности и преимущества экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - сформировать представление о важнейших чертах и особенностях экономики новых индустриальных стран Азии. Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
дать понятие и описать виды развивающихся стран;
охарактеризовать экономические модели новых индустриальных стран;
описать важнейшие черты и особенности экономики новых индустриальных стран Азии.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Новые индустриальные страны в системе мирового хозяйства
1.1. Понятие и виды развивающихся стран……………………….5
1.2. Характеристика экономической модели новых индустриальных стран…………………………………………….....10
2. Современные тенденции развития новых индустриальных стран Азии
2.1. Причины и факторы развития экономики стран на современном этапе …………………………………………………..19
2.2. Анализ показателей развития Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Гонконга……………………………………………………25
2.3. Малайзия, Таиланд, Филлипины, Индонезия как новое поколение новых индустриальных стран Азии...………………….38

Заключение…………………………………………………………...42
Библиографический список………...………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

терехова курсовая мировая экономика.docx

— 71.84 Кб (Скачать файл)

-экспортная ориентация  экономики;

-высокая конкурентоспособность  в связи с относительно низкими  ставками заработной платы;

-значительный приток  прямых иностранных и портфельных  инвестиций в силу; относительной  либерализации рынков капиталов;

-благоприятные институциональные  факторы становления "рыночно  ориентированной" экономики.

 

Следует отметить, что в  развитии экономических циклов особую роль всегда играли различные отрасли  промышленности. В разные исторические периоды (XIX - XX вв.) в роли локомотивов  циклического подъема выступали  хлопчатобумажная и металлургическая отрасли, железнодорожное строительство  и машиностроение. При этом последующий  спад оказывался наиболее глубоким тогда, когда во времени совпадали два  процесса: спад как фаза экономического никла в целом и истощение  ресурсов экстенсивного развития соответствующих "циклообразующих" отраслей (переход к нисходящей стадии в цикле жизни отрасли).

В новых индустриальных странах  роль ведущих отраслей циклического подъема играли, прежде всего, экспортные отрасли, в особенности, электроника  и автомобильная промышленность. В движении этих отраслей отчетливо  прослеживались черты "догоняющего  цикла жизни продукта" (catching-up product cycle). Сочетание ряда благоприятных факторов вплоть до середины 90-х годов обеспечивало особую продолжительность и интенсивность промышленного подъема в рассматриваемых странах. В последнее время, однако, на первый план стали выдвигаться внутренние конфликты, присущие рассматриваемым формам индустриализации.

Добавлю к этому, что в  рассчитанных Э.Янгом, а также Дж. Кимом и Л.Лау уравнениях регрессии, описывающих процессы экономического роста в новых индустриальных странах, высокие темпы роста производства определялись, главным образом, рекордной долей накопления в совокупном продукте и численностью работников, переходящих от низко производительного сельскохозяйственного труда к работе в современной промышленности. Ясно, однако, что рост обеих переменных имеет четкие экономические ограничения.

Можно добавить, что по мере увеличения производства все отчетливей ощущались границы возможного роста  нормы накопления и экстенсивного  использования сравнительно дешевой  слабо обученной рабочей силы. Так, длительный процесс роста нормы  накопления (измеряемой отношением совокупной суммы капиталовложений к валовому внутреннему продукту), наблюдавшийся  с начала 50-х годов практически  во всех странах - "тиграх" Юго-Восточной  Азии, к середине 80-х годов стал постепенно выдыхаться. В 90-е годы в  этих странах отчетливо обнаружилась тенденция к снижению показателей  рентабельности.

К тому же во второй половине 90-х годов на индустриализации в  новых индустриальных странах все  сильней сказывались серьезные  затруднения.

По ряду ведущих экспортных товаров наметился переход к  фазе замедленного роста в "догоняющем цикле жизни". Во второй половине 90-х годов в этих странах обозначилась тенденция к сокращению темпов роста (или даже объема продаж) не только электроники, автомобилей, но и продукции обувной  и легкой промышленности региона. Однако происходило сокращение не только экспортной продукции, но и импортной.

Таким образом, исчерпание возможностей данного типа экстенсивного промышленного  развития стало проявляться в  резком снижении темпов роста производительности труда и эффективности капиталовложений. В последнее время наблюдалась  отчетливо выраженная зависимость  между динамикой инвестиций и  строительством, тогда как отсутствовала  столь же четкая зависимость между  динамикой инвестиций и промышленным производством. Кризис, развернувшийся в новых индустриальных странах  Азии, свидетельствует о необходимости  серьезной структурной перестройки  и перехода к преимущественно  интенсивным формам экономического роста.

Отметим, что к числу  специфических факторов, способствовавших существенному ослаблению конкурентоспособности "азиатских тигров" на мировых  рынках, можно отнести также особую конфигурацию валютных связей и динамику курсов ведущих валют. Дело в том, что в сложившейся системе  валютного регулирования денежные единицы "тигров" по существу оказались  привязанными к доллару США (тогда  как в их экономических связях гораздо большую роль играла Япония). Привязка национальных валют к корзине, н которой доллар составлял около 4/5, на протяжении длительного периода, создавала условия для привлечения иностранного капитала (отсутствие курсового риска, более высокие процентные ставки и др.).

Подобная система особенно успешно функционировала в ситуации, когда курс доллара США к японской йене снижался. Однако после 1995 года с удорожанием доллара США стали быстро повышаться и курсы национальных валют "азиатских тигров". В результате, согласно некоторым расчетам, филиппинское песо оказалось переоцененным па 20%, таиландский бат - на 10%, малайзийский рингит и индонезийская рупия - на 7%. С 1995 года стали все сильней падать темпы роста валовой выручки стран - "тигров" (соответствующие суммы исчислялись в долларах США). При четко обозначившемся к этому времени отрицательном сальдо по текущим операциям указанные изменения провоцировали все новые спекулятивные атаки и игру на понижение курса валют новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии.

Добавлю, что среди особенностей индустриализации новых индустриальных стран особенно выделялась чрезвычайно  высокая доля иностранного капитала в финансировании инвестиций. Это  уменьшало устойчивость процессов  индустриального развития.

Приток долгосрочного  иностранного капитала в эти страны, в т.ч. прямых инвестиций, был велик, но не достаточен, чтобы уменьшить  разрыв между нормой сбережений (от 20% ВВП на Филиппинах до 35% в Таиланде) и нормой инвестиций (40% в среднем  в регионе), В результате потребность  в финансировании покрывалась краткосрочными кредитами.

При циклических подъемах всегда происходила "трансформация" части краткосрочных ссуд (вкладов) в среднесрочные и долгосрочные инвестиции. В качестве институтов, обеспечивающих возможность такой "трансформации", обычно выступают  банки и другие финансовые посредники. В новых индустриальных странах  эти процессы в последнее время  приобрели особый размах, что усиливало "хрупкость" их финансово-банковских систем. Поскольку движение краткосрочного капитала ориентировано, прежде всего, на столь частые изменения процентных ставок, а также на перспективы  движения валюты страны-реципиента. Кроме  того, краткосрочный характер таких  вложений обусловливает и особенную  масштабность его оттока при кризисе.

Быстрый уход из страны этих "горячих денег" может резко  подорвать всю хозяйственную  активность в стране. Особенность  краткосрочных внешних займов заключается  также в том, что национальный кредитор в последней инстанции  не может вмешиваться, если возник кризис доверия. Поэтому, если доверие нарушено, то возникает замкнутый круг девальваций, массовых банкротств, атак на валюту, новых девальваций и т.д.

Ко второй половине 90-х  годов проблемы нарастания краткосрочного внешнего долга обнаружились с особой отчетливостью. Так, по данным Банка  Международных Расчетов (BIS), к концу 1996 года внешний долг с дюрацией менее одного года в Таиланде составлял около 120% от резервов в иностранной валюте, а в Южной Корее и Индонезии -около 200%.

Отток иностранного капитала дестабилизирует национальную валютную систему и подрывает национальный рынок ценных бумаг. Существенно  при этом то обстоятельство, что для развивающихся рынков характерны гораздо более резкие амплитуды колебаний, как притока (оттока) иностранного капитала, так и конъюнктуры финансовых рынков в условиях макроэкономической или политической нестабильности.

Указанные обстоятельства определили масштабы оттока капитала при первых признаках развертывания валютно-финансового  кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ показателей  развития Южной Кореи, Сингапура,  Тайваня, Гонконга

 

Азиатские страны различны по размерам территорий и населению, географическим условиям и предыстории, культуре, религии и даже по социальным и экономическим системам, но есть фактор, который их объединяет –  всем странам были свойственны самые  высокие темпы экономического роста  в мире. Именно этот вопрос мы попытаемся рассмотреть в данной главе.

Южная Корея

На протяжении трех последних  десятилетий человечество имело  возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру «экономические чудеса». Конечно  же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в  отдельную группу, получившую название «НИС». Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее  входят около полутора десятков стран  и территорий. Прочное место среди  них занимает Южная Корея.

О быстром экономическом  росте Республики Корея говорилось немало. Эту «историю успеха» связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962-1988 г. и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой – уровень ВНП на душу населения (боле 5000 $) и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали  и оказывают влияние самые  различные факторы

- объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние  и внешние, такие как: ориентирование  на экспорт, на взаимодействие  с внешним миром; стратегия  развития: благоприятный международный  экономический климат 60-х первой  половины 70-х годов, облегчивший  доступ к внешним источникам  ресурсов;

-сильное и эффективное  руководство в лице авторитарных  правительств, отложивших демократические  и политические преобразования  в пользу экономического развития;

-относительно малые затраты  на содержание военно-промышленного  комплекса (2-3% против 60-70% северо-корейских затрат); -привлечение иностранных капиталовложений – как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование;

-этническая и культурная  однородность, а также конфуцианская  традиция, особую ценность придающая  трудолюбию, образованию, жизненному  успеху и преданности своей  нации.

Что касается фактора экспортной политики, то было бы справедливо считать  его наиболее весомым фактором, служившим  движущей силой роста корейской  экономики.

О роли государства, т.к. этот фактор является одним из определяющих факторов быстрого темпа развития экономики  Кореи. Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям  явилось естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому  нельзя не оценить рол этого фактора  в формировании современной экономики  Кореи и приобщении страны к мировым  достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно широко освещен в русской  литературе по сравнению с другими  факторами, но тем не менее на мой взгляд он представляет интерес для изучения, а может быть и частичного применения (естественно в адаптированном к местным условиям виде) в России.

Следует заметить, что одним  из факторов, объясняющий стремительный  рост экономики Южной Кореи, явилось  сильное и эффективное руководство  в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития.

Правительство принимало  новые законы и тщательно пересматривало уже существующие, а также принималось  множество мер политического  характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так  и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.

Высокая активность государственного регулирования с большой отчетливостью  обнаруживается в формировании отраслевых пропорций. Например, при проведении аграрной реформы наиважнейшей составной  частью стало принудительное дробление  крупных земельных наделов на более мелкие – мера, невозможна без прямого активного вмешательства  государства.

В этой связи следует сослаться  на программу «целевого развития». Начиная с 70-х годов специальными законами выделились 7 отраслей первоочередного внимания: машиностроение, электротехника, текстильная, промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, нефтехимия, кораблестроение. Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и другими льготами. Одновременно государство жестко регулировало конкуренцию в приоритетных отраслях, принуждая к объединению частные компании или к уходу с данного рынка. Государство нередко шло на прямую убытков «избранных экспортеров».

Информация о работе Новые индустриальные страны: особенности и преимущества экономического развития