Закон, понятия и основные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Закон как сложное, многогранное явление — предмет постоянного углубленного изучения специалистами различных наук: философии, социологии, права. На протяжении многих столетий исследователи пытаются постичь понятие, суть, содержание закона, его соотношение с такими правовыми категориями, как право, законодательство, законность.

Вложенные файлы: 1 файл

Закон, понятия и основные признаки.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

1.2. Понятие закона

Итак, из предыдущего раздела стало ясно, что предпосылкой для провозглашения формального принципа верховенства закона явилось распределение законодательных и исполнительных функций между различными органами: сосредоточение законодательной власти в руках парламента, а исполнительной — в руках министра, президента или монарха. Однако и в буржуазном обществе конкурентами закона часто выступали административные акты и судебная практика.

Закон, как источник права, имеет неодинаковое толкование в различных странах.

В некоторых странах англосаксонской правовой системы в узком смысле закон — это акт парламента (статут), а в широком — любая форма писаного и неписаного права, которое подлежит судебной защите. В частности, к закону может быть отнесен акт исполнительной власти или обычай. Парламент, как орган, принимающий статуты, может в форме закона регулировать практически любые вопросы11.

Своеобразно отношение к закону в некоторых мусульманских и иных странах, где источником права служат собрания религиозных норм. Основным источником мусульманского государственного права служат положения Корана (Священной книги) и Сунны — собрания преданий о высказываниях и действиях Мухаммеда. Отсюда законы (кануны) могут приниматься государственными органами только по вопросам, не урегулированным Кораном и Сунной12.

В большинстве современных стран под законом понимается нормативный правовой акт высшего законодательного органа власти (парламента), принимаемый, как правило, с обязательным участием главы государства или главы исполнительной власти (президента или премьер-министра), которые промульгируют и обнародуют закон13.

На современном этапе понятие «закон» является ключевым в российской правовой системе. Однако нормативное определение этого понятия в законодательстве до сих пор отсутствует. Рассматривая различные признаки закона, необходимо учитывать современное его положение в системе источников права, признание за ним основной и наиболее совершенной (цивилизованной) формы выражения права, а также учет содержательных характеристик закона в рамках продекларированного Российской Федерацией курса на формирование правового государства.

В теории права существует достаточно много определений закона. Но традиционным является представление о нем как «о нормативном акте, принятом высшим представительным органом государственной власти с соблюдением установленной конституцией процедуры либо в порядке референдума»14.

В некоторых случаях определение понятия закона дополняется положениями о том, что закон обладает высшей юридической силой и содержит первичные (изначальные) правовые нормы страны, регулирует важнейшие общественные отношения, непосредственно выражает общую государственную волю и др.15

В полном объеме разработка классического понимания закона, как особой формы юридического акта законодательного (представительного) органа государственной власти, в условиях реализации принципа разделения властей стало возможным в России после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года16. Правом принимать федеральные законы, по Конституции Российской Федерации, обладает Государственная Дума (ст. 105 Конституции Российской Федерации), являющаяся одной из палат Федерального Собрания, а законы субъектов Российской Федерации принимают законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Закон — это акт законодательной власти, принимаемый по основным вопросам жизни государства и общества. Только этот нормативный правовой акт, отражающий глубинные демократические ценности, соответствует закономерностям социального развития, является инструментом государственного управления и гарантом справедливости правосудия, прав и законных интересов граждан. В условиях строительства правового государства, демократизации сфер общественной жизни, роль закона возрастает. Казалось бы, накопленный отечественный и зарубежный опыт законодательной деятельности делает излишними пояснения о природе закона, тем не менее и в прошлом, и сейчас встречается немало упрощенных и ошибочных представлений о законе, затрудняющих законодательный процесс и неизбежно порождающих недолговечные, невысокого качества законы, не получающие поддержки общества.

Закон — это нормативный правовой акт, принятый высшим законодательным (представительным) органом государственной власти в особом процедурном порядке или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок принятия и опубликования законов — необходимое условие придания рассматриваемым актам должной юридической силы. Закон, выражая суверенную волю народов Российской Федерации, является важнейшим эталоном поведения для всех субъектов права и выступает как нормативная основа при осуществлении главных внутренних и внешних функций государства.

Законы издаются в установленном порядке, с соблюдением предусмотренных требований уполномоченными на их издание субъектами, имеют заранее очерченную сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Классификация и признаки закона

2.1. Виды законов

Существуют разные классификации закона. Изучение классификации законов имеет не только большое теоретическое, но и важное практическое значение. Ведущее положение отрасли, призванной регулировать наиболее существенные отношения в сфере установления и реализации народовластия, предопределяет особый интерес к характеру ее источников, а сложившаяся в последние годы тенденция к преимущественному закреплению конституционных отношений в форме закона обусловливает значимость изучения и углубленного анализа именно этого нормативного акта.

С философской точки зрения, всякая классификация представляет собой способ применения логической операции, деления объема понятия. Классификацию законов можно проводить по различным критериям, но при этом следует исходить из понимания сущности закона и его содержательных признаков17.

В. Е. Крутских отмечает, что, будучи единым по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулирования общественных отношений, закон в то же время делится на определенные виды. По значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные, органические и обыкновенные. Обычные законы делятся на кодификационные и текущие. В федеративных государствах различаются федеральные законы и законы субъектов Федерации. Особую группу составляют чрезвычайные законы18.

Некоторые авторы выделяют закон в широком и в узком смыслах слова. В широком смысле слова — это все нормативные правовые акты, любые установленные государством общеобязательные правила поведения, т. е. включают в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный обычай. В узком смысле закон — это акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (референдумом)19.

Г. Т. Чернобель различает следующие виды законов20: основные, особые, текущие (обыкновенные). Критерием такого разграничения служит то, какой орган власти его издал и какие конкретные правоотношения он регулирует.

Перечень законов обширен, некоторые развивают и дополняют конституционные положения; одни законы действуют в течение установленного для них срока, для других же срок действия не обозначен; одни преимущественно материальные по своему содержанию, другие преимущественно процессуальные и т. д.

Современные российские законы состоят из двух уровней: законы Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации. Основой для разделения российского законодательства на два уровня является предоставление законотворческих полномочий субъектам Российской Федерации. Нормативной базой для осуществления законотворческой деятельности на двух уровнях являются положения ст. 71—72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми федеральные законы имеют верховенство не во всех случаях, а только по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов: республики, края, области, города федерального значения — автономные округи и автономная область осуществляют собственное правовое регулирование, принимая законы и иные нормативные правовые акты.

Фактическое существование двухуровневой системы законодательства нашло свое отражение и в особой терминологии, введенной Конституцией Российской Федерации. Законы, принятые Федеральным Собранием по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, именуются «федеральными». Субъекты же принимают самостоятельно законы и иные нормативные правовые акты. Юридическую базу, платформу всего законодательства в субъектах составляют их учредительные документы — конституции и уставы. Это основные законы субъектов Российской Федерации.

К понятию «закон» можно отнести следующие виды актов федерального уровня, которые действуют на всей территории Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы, принятые путем референдума. Также на территории Российской Федерации действуют законы СССР и РСФСР в части, не противоречащей законам Российской Федерации.

Необходимо отметить, что любая классификация условна и во многом зависит от подхода исследователя. В качестве разновидностей федеральных законов выделяют также федеративный договор и декларации о суверенитете, имеющие учредительное значение21.

На уровне субъектов Российской Федерации действуют конституции и уставы субъектов Российской Федерации, конституционные законы республик, кодексы и законы субъектов Российской Федерации, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Для третьего уровня российской правовой системы (акты органов местного самоуправления) издание актов в форме закона не характерно.

Закон представляет собой многомерное явление, и было бы неверно измерять его только с юридической точки зрения. Не менее важной является познавательная характеристика закона. Ведь закон рождается в результате трудного и противоречивого познания общественных явлений и отношений, несет в себе сгусток знаний, оценок и информации, что придает законодательной деятельности характер познавательного процесса22. Закон, по своей сути, не просто отображение действительности, а воспроизведение ее существенных характеристик, в нем находят свое отражение закономерности общественного развития. В законе воплощаются юридические и другие знания, и, в свою очередь, он становится источником получения новых знаний о праве.

Закон представляет собой специфический документ с точки зрения внутренней структуры и содержащихся в нем регуляторов. Именно закон отличается структурированностью нормативного материала особого рода и разделением его на составные части — преамбулу, разделы, главы статьи, заключительные (переходные) положения23. Такая сложная структура свидетельствует о сложности и масштабности решаемых законом задач. Именно закону присущи нормы наиболее широкого диапазона действия.

Форма закона определяет пределы влияния на регулируемые актом отношения. Выбор формы закона предоставлен издающему его органу и осуществляется на основе предполагаемого места закона как в системе конкретной отрасли законодательства, так и в системе российского права в целом17. Таким образом, выбор формы закона обусловлен спецификой отрасли законодательства, объемом правового регулирования, традициями, сложившимися в законодательной практике, целями, которые преследует законодатель.

Наиболее часто привлекают внимание ученых такие формы закона, как основы законодательства и кодексы. Некоторые правоведы определяют закон о поправках к Конституции РФ, закон о ратификации и денонсации международных договоров РФ как самостоятельные формы закона. По нашему мнению, это не формы, а виды законов. Для каждого вида законов существует своя процедура принятия. Также данные виды законов различаются по предмету правового регулирования. Но, по нашему мнению, это разновидности законов федерального уровня.

Закон выделяется среди других нормативных правовых актов значимостью регулируемых им общественных отношений. Поэтому нормы закона являются базой для создания других нормативных правовых актов, оказывают влияние на содержание всей правотворческой деятельности: определяют систему и объем правотворчества, устанавливают способы правового воздействия. Законы, с одной стороны,— акты первичного характера, они являются основой для нормотворческой деятельности, это предписания, которые дают начало всей правовой системе страны, а с другой — подобное регулятивное воздействие закона именно на эти отношения определяет его верховенство среди других нормативных правовых актов.

2.2. Признаки закона

В настоящее время закон как ведущий нормативно-правовой акт традиционно наделяется такими формально-юридическими признаками и чертами, как: а) нормативность и общеобязательность, ибо закон – это, прежде всего, нормативно-правовой акт; б) особый порядок принятия, изменения и отмены, в особенности когда речь идет о конституционных законах; в) непосредственное выражение государственной воли; г) опосредование наиболее важных общественных отношений; д) первичный характер содержащихся в законе норм; е) преследование стратегических целей, интересов и задач; ж) обладание высшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права24.

Безусловно, данный перечень признаков закона не является исчерпывающим. Однако он дает достаточно полное представление о сложившемся в настоящее время у отечественных теоретиков понимания закона. Формально-юридическое познание закона, выделение его видовых и родовых признаков – это только первый шаг в полном и всестороннем познании закона. Выделение формальных признаков законов есть своего рода технико-юридический аспект процесса изучения законов, который не может быть продуктивным, если он не дополняется другими сторонами процесса познания законов, в частности, социальным, экономическим и другими аспектами. Данная сторона процесса познания закона является глубинной, в теоретическом и практическом плане наиболее важной и труднопереоценимой стороной.

Информация о работе Закон, понятия и основные признаки