Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в системе государственных финансов играет государственный и муниципальный кредит, который в целях упрощения, как правило, именуется просто государственным кредитом.
Государственный кредит выражает совокупность кредитных отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.
Государственный кредит в узком смысле слова как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита. Государственный кредит выделен в самостоятельную категорию потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних он носит возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. К тому же госкредит, как и кредит вообще, ограничен конкретным сроком, заранее известным участвующим сторонам. Бюджетный Кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Далее в отличие от налогов и сборов, госкредит носит сугубо добровольный и к тому же дискретный, разовый характер. Он может повторяться, а может и не повторяться. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер. Наконец, государственный кредит в силу его добровольности имеет селективный, избирательный характер, а налоги и сборы взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

БС.docx

— 24.73 Кб (Скачать файл)

 
    Межбюджетные трансферты из  федерального бюджета предоставляются  в форме: 
     финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Р Ф и иных дотаций и; 
     субвенций бюджетам субъектов РФ из Фед фонда компенсаций и иных субвенций; 
     финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных ф з; 
     иных безвозмездных и безвозвратных перечислений; 
     бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ…/ 
     1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Р Ф и органами местного самоуправления бюджетного законодательства Р Ф и законодательства РФ о налогах и сборах. 
     2. Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Р Ф предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов государственной власти субъектов РФ перед фед бюд. 
     Использование бюджетных кредитов, полученных бюджетами субъектов РФ из федерального бюджета, для предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам не допускается. 
     3. Дотации из Фед фонда финансовой поддержки субъектов Р Ф и бюджетные кредиты из фед бюд бюджетам субъектов РФ, для которых в двух из трех последних отчетных лет доля указанных дотаций в общем объеме собственных доходов превышала 50 процентов, в течение трех финансовых лет начиная с очередного финансового года предоставляются при условии подписания и соблюдения условий соглашений с Мин фин РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ. 
     4. Фз и принятыми НПА могут быть установлены дополнительные условия предоставления субсидий из фед бюд бюджетам субъектов Р Ф и (или) местным бюджетам. 
     5. При несоблюдении органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из ф б, определенных бюджетным законодательством, Министерство финансов Российской Федерации вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) соответствующим субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям). 
     6. Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административных территориальных образований предоставляются с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административном территориальном образовании".

Бюджетный федерализм

Бюджетный федерализм — это разграничение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в формировании и исполнении бюджетов различных уровней. Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами — основной принцип федерализма, предусмотренный в Конституции РФ, фед-х и иных (двусторонних) договорах между РФ и ее субъектами. Правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов России является заключенный между ними федеративный договор и иные (двусторонние) договоры. Статус республики определяется К РФ и конституцией республики. В Ведении Российской Федерации находятся: • федеральная государственная собственность и управление ею; • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; • федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; • федеральные фонды регионального развития; • внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; • внешнеэкономические отношения РФ; • оборона и безопасность. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (в соответствии со ст. 72 Конституции): • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; • разграничение государственной собственности; • координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; • установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

• координация международных  и внешнеэкономических связей субъектов  Российской Федерации, выполнение международных  договоров Российской Федерации.

Важную роль в бюджетной  системе России играет местное самоуправление. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение  вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях  с учетом исторических и иных местных  традиций.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а  также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 132 Конституции  Российской Федерации могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Одним из недостатков в  реализации федерализма наблюдается  несоответствие законов и решений  субъектов РФ нормам федерального законодательства, несоблюдение федеральных законов  в ряде регионов. В целях укрепления исполнительной вертикали, повышения  эффективности деятельности федеральных  органов государственной власти и улучшения контроля за исполнением федеральных законов в России создано 7 федеральных округов. Каждый из них возглавляет полномочный представитель Президента Российской Федерации.

Согласно Указу Президента полномочный представитель федерального округа выполняет следующие функции:

• обеспечивает координацию  деятельности федеральных органов  исполнительной власти в федеральном  округе;

• организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными  и религиозными объединениями;

• разрабатывает совместно  с межрегиональными экономическими ассоциациями программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

• организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

• согласовывает проекты  решений федеральных органов  государственной власти, затрагивающих  интересы федерального округа или субъекта РФ, находящегося в пределах этого  округа; принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа; вносит Президенту РФ предложения  о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушениям прав и свобод человека и гражданства РФ.

Бюджетный федерализм реализуется  главным образом в ходе бюджетного процесса, при формировании бюджетных  доходов и расходовании бюджетных  средств.

Бюджетный федерализм основывается на следующих основных принципах:

1) законодательном разграничении полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов бюджетов;

2) обеспечении органов власти соответствующего уровня необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) самостоятельности и  равноправии каждого бюджета,  входящего в бюджетную систему.  Этот принцип предполагает самостоятельность  бюджетного процесса, в том числе  в определении использования  бюджетных средств, подконтрольности  исполнения бюджета соответствующим  представительным органом власти;

5) организации межбюджетных  отношений в рамках бюджетной  системы РФ.

В основе межбюджетных отношений  лежат следующие положения:

• распределение и закрепление  расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы — закрепление расходов за федеральным бюджетом, за бюджетами субъектов Федерации, исключительно за местными бюджетами;

• разграничение (закрепление  на постоянной основе и распределение  по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной  системы РФ;

• равенство бюджетных  прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных  образований;

• выравнивание уровней минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом;

• равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Образование — процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. Образование — необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь получения образования — обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием. Наука об образовании вкладывает в образование также самообразование, участие в общественно-трудовой деятельности. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры. Под образованием в Законе "Об образовании" понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней , которые удостоверяются соответствующими документами. Гражданам РФ КРФ гарантируется возможность получения образования без ограничений. КРФ гарантирует гражданам бесплатность общего и среднего профессионального образования в гос или мун образовательных учреждениях и на предприятиях, на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в гос или мун учреждении и на предприятии Реализация конституционных прав граждан на образование должна быть обеспечена путем создания условий для получения образования, достигаемых, прежде всего финансированием образовательных учебных учреждений. В расходы на образование включены расходы на • дошкольное образование • общее образование • начальное профессиональное образование • среднее профессиональное образование • переподготовку и повышение квалификации • высшее профессиональное образование • прочие расходы в области образования Основные задачи в области финансирования учреждений образования: 1) увеличить размеры бюджетных средств на финансирование образования, сделав его приоритетным;

2) усовершенствовать структуру  расходов внутри отрасли "Образование", увеличив долю расходов на  школьное и высшее образование  по опыту зарубежных промышленно  развитых стран.

Вложения в отрасль "Образование" не пропадают бесцельно. Они дают эффективность как в производственной, так и в непроизводственной сфере.

При определении эффективности  вложений в отрасль "Образование" учитывается повышение производительности труда благодаря вовлечению в  производство более квалифицированных  рабочих и управленческих кадров. В непроизводственной сфере повышается качество услуг благодаря вовлечению в отрасль обучаемых, образованных кадров.

С развитием образования  повышается культурный уровень общества, коренной переворот в духовном развитии страны.

Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура включает в себя результаты познания произведений искусства, нормы морали и права. Культура меняется с переходом от одной формации к другой, при этом наследуется все ценное в культуре прошлого. Функции культуры в современных условиях состоят в обогащении человека духовными и научными ценностями. Комплекс "Культура" как отрасль представляет собой совокупность учреждений и организаций, решающих задачи обогащения человека духовными и научными ценностями. Правовая база сохранения и развития отечественной культуры — Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" С культурой тесно связано искусство и кинематография. Искусство — художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, а также живопись. Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. В литературе последних лет искусство рассматривается как форма общественного сознания, освоения мира, как органическое единство созидания, познания, оценки и человеческого общения, как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Кинематография — отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, один из массовых видов искусства, важное средство политической и научной пропаганды. Правовой базой поддержки кинематографии является Закон РФ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" Средства массовой информации — систематическое распространение сообщений через печать, радио, телевидение, кино с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей, распространение культуры, рекламы. Учреждения культуры и искусства не могут быть обеспечены только рынком, они поддерживаются обществом.

Здравоохранение — система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. В России по К РФ (ст. 41) каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов. Кроме этого в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется развитие физической культуры и спорта. Эффективность вложения средств в здравоохранение в обществе определяется тем, что здравоохранение увеличивает фонд фактически отработанного времени в смежных отраслях экономики вследствие снижения заболеваемости и продления работоспособности человека. Основным фактором роста социально-экономических результатов от здравоохранения являются строительство новых и расширение действующих учреждений здравоохранения и улучшение медицинского обслуживания.

Социальная политика — сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства. В КР Ф провозглашено: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет: средств федбюд, бюд субъ Федерации, местных бюджетов мун обра-й, а также гос внебюджетных фондов. Правовой основой социальной политики является Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов В расходы бюджетов включаются следующие виды затрат: • содержание учреждений социального обеспечения и службы занятости; • содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов; • содержание учреждений по обучению инвалидов; • социальная помощь; • возмещение вреда инвалидам вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф; • программы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; • средства, передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий и пособий военнослужащим в соответствии с законодательством РФ; • выплаты пособий и пенсий другим категориям граждан; • компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до  3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций; • финансирование кампаний и мероприятий по организации оздоровления детей и подростков; • субсидии из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств единого социального налога; • пенсии военнослужащим и членам их семей; • выплаты пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей; • расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами; • расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;

• расходы на оплату проезда  ветеранов и инвалидов;

• оплата на установки телефона ветеранам и инвалидам;

• прочие расходы социального  характера.





Информация о работе Государственный кредит