Внутренний контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Важной функцией контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность внутрибанковского контроля……………………………….....5
1.1. Понятие внутрибанковского контроля………………………………………...5
1.2. Принципы и элементы внутрибанковского контроля………………………...9
1.3. Основные направления и виды внутреннего контроля………………………25
Глава 2. Практика организации внутрибанковского контроля…………………...34
2.1. Основные положения организации системы внутреннего контроля в банке.34
2.2. Основные направления повышения эффективности оценки качества
внутреннего контроля банков……………………………………………………...38
Заключение………………………………………………………………………….45
Список литературы…………………………………………………………………48

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Принцип 11. В отношении системы внутреннего контроля необходимо обеспечить эффективный и всесторонний внутренний аудит, проводимый независимыми в операционном отношении, должным образом подготовленными и компетентными сотрудниками. Служба внутреннего контроля как часть мониторинга системы внутреннего контроля представляет отчеты и передает сообщения непосредственно Совету директоров или его аудиторскому комитету и старшим должностным лицам в управлении.

Внутренние  аудиторы предоставляют объективную  информацию о деятельности банка  благодаря прямой подотчетности  совету директоров или аудиторскому комитету и менеджменту. Поскольку служба внутреннего аудита играет очень важную роль, она должна быть укомплектована компетентными, высококвалифицированными сотрудниками, хорошо понимающими свою роль и обязанности. Периодичность и глубина проверок, проводимых службой внутреннего аудита, должна соответствовать характеру, сложности и рискам деятельности банка.

Принцип 12. О недостатках внутреннего контроля, выявленных сотрудниками операционных служб, внутреннего аудита или других органов контроля, необходимо своевременно сообщать должностным лицам соответствующего управления, а по выявленным недостаткам - безотлагательно принимать меры. О недостатках материально-технического обеспечения службы внутреннего контроля следует сообщать старшим должностным лицам и Совету директоров. Важно, чтобы после получения информации соответствующие руководители обеспечивали своевременное исправление недостатков. Внутренние аудиторы должны проводить последующие проверки или осуществлять другие виды мониторинга и немедленно информировать менеджмент или совет директоров обо всех неисправленных недостатках.

Оценка  систем внутреннего контроля надзорными органами.

Принцип 13. Органы надзора должны требовать, чтобы все банки, независимо от размеров и капитала, поддерживали эффективную систему мер по осуществлению внутреннего контроля в соответствии с характером, сложностью и степенью рисков, присущим банковской деятельности, отражаемой на балансовых и внебалансовых счетах, а также с учетом изменений в банковской среде и условиях функционирования банков. В случаях, когда органы надзора приходят к заключению, что система внутреннего контроля в том или ином банке не является достаточной или эффективной, если принять во внимание конкретный диапазон рисков, принимаемых данным банком (например, не охватываются все принципы, изложенные в рекомендациях Базельского комитета для оценки систем внутреннего контроля) они должны предпринять надлежащие действия.[7]

Органы  надзора обязаны устанавливать, реагируют ли оперативно руководители конкретного банка на все проблемы, выявляемые в ходе осуществления внутреннего контроля. Органы банковского надзора должны требовать от проверяемых банков высокой культуры внутреннего контроля и должны использовать в своей деятельности подход, ориентированный на оценку рисков (risk focus approach). В случаях, когда органы банковского надзора приходят к выводу, что система внутреннего контроля банка неадекватно или неэффективно оценивает специфические для данного банка виды риска, они должны предпринять соответствующие меры. Эти меры включают доведение выявленных проблем до сведения менеджмента и мониторинг действий, предпринимаемых банком для улучшения системы внутреннего контроля.

Для проведения оценки внутреннего контроля органы банковского надзора могут применять различные методы и подходы. Органы надзора могут проанализировать работу отдела внутреннего аудита банка путем проверки рабочих документов, включая методологию, применяемую для выявления, оценки, мониторинга и контроля риска. В случае, если качество работы службы внутреннего аудита признано удовлетворительным, органы надзора могут использовать отчеты внутренних аудиторов в качестве первичного материала для выявления проблем, связанных с контролем в банке, или для выявления областей потенциального риска, не проверявшихся в последнее время аудиторами.

Итак, исходя из перечисленных  принципов, можно заключить, что  эффективная система внутреннего  контроля является критически важным компонентом управления банком и основой для обеспечения безопасности и устойчивости банковских операций. Эффективная система внутреннего контроля призвана обеспечивать реализацию целей и задач банковских учреждений, с тем, чтобы банки могли достигать долгосрочных целей в области рентабельности и поддерживать надежную систему финансовой и управленческой отчетности. Помимо этого, такая система будет способствовать соблюдению законов и регулятивных норм, а также политики банка в разных областях деятельности, принятых планов, внутренних правил и процедур и снижать риск непредвиденных убытков или подрыва репутации банка.            

1.3. Основные направления и виды  внутреннего контроля 

 

Особенность функционирования банковской системы  в рыночной экономике заключается  в необходимости организации регулирования и надзора. Во всех развитых странах банковские системы являются объектом усиленного контроля и надзора со стороны государства, более строгого, чем в отношении большинства других систем экономики. Необходимость банковского регулирования и надзора обусловлена рядом причинам, многие из которых уходят в далекое прошлое.

Банковская система  выполняет важную роль посредника, аккумулируя денежные средства государства, предприятий и организаций, частных  лиц и предоставляя их государству, юридическим и физическим лицам. Банки являются одним из важнейших хранилищ общественных сбережений, и прежде всего сбережений частных лиц. Банковские кредиты поддерживают потребительские расходы и инвестиционные нужды. Процессы, происходящие в банковской системе, имеют значение для всей экономики. Банки способны создавать деньги путем перераспределения кредитов или собственной инвестиционной деятельности, а следовательно, влиять на объем и структуру денежной массы и воздействовать на экономическую жизнь страны. И наконец, банки являются доверительными организациями. В основе их деятельности лежит доверие со стороны общества. При отсутствии доверия в банковскую систему не может поступить достаточно средств, что отрицательно скажется на развитии экономики. Например, важной причиной невысокой кредитной активности отечественных банков является отсутствие у них долгосрочных привлеченных ресурсов (средства, привлеченные на срок свыше одного года, составили по состоянию на начало декабря 2006 года примерно 8,5% обязательств банков), что связано, прежде всего, с низким уровнем доверия к банкам и государству со стороны кредиторов и вкладчиков.

В соответствии со статьей 55 Федерального закона Российской Федерации "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций. Однако в процессе применения указанного закона в части надзорных и регулирующих функций возникают трудности в понимании терминологии и ее использования на практике.

Банковский  надзор (или контроль) предполагает мониторинг, инспектирование и исследование банковских организаций для того, чтобы оценить их состояние и  их соответствие банковским законам  и инструкциям. Надзор предполагает также обеспечение деятельности каждого коммерческого банка в соответствии с денежно-кредитной политикой государства. В организации и осуществлении банковского надзора различают: внешний контроль и надзор (пруденциальный надзор, инспектирование, внешний аудит) и внутренний контроль и надзор (внутрибанковский контроль и внутренний аудит).

К банкам, нарушающим требования законов и  нормативных актов, применяются меры предупредительного и принудительного характера: от предписаний по устранению выявленных нарушений до отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Степень наказания определяется характером нарушений.

Главной целью надзорной деятельности Центрального банка Российской Федерации является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

В 2006-2006 годах Банк России много уделял внимания укреплению регулирования и надзора  за деятельностью кредитных организаций. В 2006 году в Центральном банке была проведена организационная реформа надзорного блока: разделены функции лицензирования и собственно надзора, создано специальное подразделение для контроля за деятельностью крупнейших банков (ОПЕРУ-2). Начался пересмотр действующей нормативной базы. Система контроля за деятельностью кредитных организаций приведена в соответствие Базельским принципам эффективного банковского надзора - основополагающего мирового документа в этой области. В практику вошли пруденциальные нормативы, принятые в качестве эталонных Базельским комитетом, были ужесточены требования к созданию новых банков, повышены требования к размеру капиталов существующих банков. Разработаны основы внутреннего контроля.

Однако  развитие банковского кризиса 2008-09 гг. года наглядно продемонстрировало, что Центральный банк Российской Федерации скорее следовал в своих действиях за событиями, нежели мог их предвидеть и предотвращать. В силу разных причин действия органов банковского надзора не смогли предотвратить кризис или локализовать его последствия. Среди них можно выделить следующие:

1. За  несколько лет объективно невозможно  создать полностью совершенную  нормативную базу и тем более  нельзя обеспечить ее адекватное  применение. Должны сформироваться и определенные профессиональные навыки сотрудников как надзорных органов, так и контролируемых ими банков.

2. Система  банковского надзора в России  децентрализована: основная работа  по надзору осуществляется региональными  подразделениями Банка России, центральный аппарат занимается вопросами создания нормативной базы, разработкой методологии надзора, анализом сводной информации. В такой ситуации региональные власти могут оказывать существенное "давление" на отношение Банка России к проблемам того или иного банка, на адекватность и беспристрастность оценок реального положения в банках. В силу организации надзора по принципу местонахождения головной конторы банка его филиалы и отделения могут находиться вне зоны внимания надзорного органа, если они расположены 
в других регионах страны.

3. Надзорные  органы (особенно в регионах) испытывают  острый недостаток квалифицированного  персонала. Это объясняется и  отсутствием опыта, и большим  количеством новых направлений  работы, неизбежно сопутствующих  деятельности государственных органов стран с переходной экономикой и материальными факторами.

4.   В России, как и во всем мире, существует проблема объективного противоречия интересов Центрального банка и коммерческих банков. Если Центральный банк заинтересован в развитии и укреплении системы надзора и контроля, то отдельные коммерческие банки считают, что это мешает успеху их бизнеса. В результате они целенаправленно дезинформируют надзорные органы, а при необходимости через органы государственной власти или средства массовой информации создают помехи работе Центрального банка.

5.   Отсутствие в коммерческих банках системы внутреннего контроля, соответствующей характеру и масштабу проводимых банком операций. Несоответствие уровня банковского менеджмента постоянно растущим банковским рискам является также одной из основных причин российского банковского кризиса семилетней давности.

Вслед за Базельским Комитетом Банк России предпринял попытку с помощью  нормативных документов (Положение "Об организации внутреннего контроля в банках" и Указания "О порядке организации внутреннего контроля в кредитных организациях - участниках финансовых рынков") улучшить управление в кредитных организациях путем введения относительно автономной системы внутреннего контроля.Появление указанных документов объясняется, во-первых, негативными тенденциями в банковском секторе российской экономики, во многом вызванными отсутствием высококачественной и высокоорганизованной системы управления в коммерческих банках, и, во-вторых, рекомендациями международных финансовых и правовых институтов.

В связи  с выходом этих документов для  всех коммерческих банков стали актуальны  вопросы организации системы  внутреннего контроля, создания и  функционирования службы внутреннего  контроля.

Контроль  является неотъемлемой функцией менеджмента. Контроль очень важен, чтобы организация функционировала успешно. С помощью контроля удается определить, достигла ли организация своих целей, обнаружить ошибки руководства и ошибки персонала. Было бы заблуждением сводить контроль только к ограничениям, заставляющим каждого действовать в рамках, установленных законодательством, нормативными актами и стандартами профессиональной деятельности. Прежде всего, контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Система внутреннего контроля может быть представлена в виде 3-х блоков, каждый из которых, в свою очередь, можно рассматривать в виде подсистем, состоящих из определенного числа элементов. К числу этих блоков относятся: среда контроля, учетная система, контрольные моменты (процедуры).

Среда контроля - это действия, мероприятия и процедуры, которые отражают общее отношение высшего менеджмента, директоров и владельцев к контролю и важность контроля. Для понимания среды контроля необходимо рассмотреть следующие наиболее важные элементы, ее составляющие. Прежде всего это отношение высшего руководства к контролю и стиль управления. Действия высшего менеджмента четко показывают ее отношения к контролю, например склонна ли администрация идти на существенный риск или она стремится избегать любых видов риска, насколько четко она придерживается принятых в банке процедур и правил и как часто допускаются отклонения. Организационная структура банка определяет существующие формы власти и подчинения, и ее рамках осуществляются и основные информационные связи.

Важным  элементом среды контроля являются способы предоставления управленческих полномочий и возложения ответственности, связанные с делегированием управленческих полномочий и возложением ответственности, а также с такими контрольно-ориентированными моментами, как меморандум (записка) высшего руководства о важности контроля и контрольно-ориентированных методов, организационные и рабочие планы, описание служебных обязанностей сотрудников и связанные с ними методики и методические документы. К элементам среды контроля также относят: управленческие методы контроля, функции службы контроля, внешние влияния, методики и процедуры работы с персоналом.

Управленческие  методы, используемые менеджментом для  контроля деятельности сотрудников банка, во-первых,демонстрируют важность контроля; во-вторых, позволяют выявить потенциальные погрешности в работе, и повышают, таким образом, эффективность работы системы внутреннего контроля. В свою очередь, обеспечение эффективности служб внутреннего контроля требует четкого определения их функций, гарантий независимости сотрудников контроля от других служб путем их прямого подчинения председателю или правлению банка. Эффективность контроля во многом зависит от компетентности и надежности персонала, поэтому важным элементом среды контроля становится система поощрений и вознаграждения. Внешние влияния оказывают непосредственное воздействие на укрепление среды контроля, поскольку требования надзорных органов к коммерческим банкам направлены на обеспечение контроля за ведением бухгалтерского учета и представлением отчетности.

Информация о работе Внутренний контроль