Бюджетные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 11:13, реферат

Краткое описание

Бюджетные правоотношения - это урегулированные нормами бюджетного права общественные правоотношения, субъекты которых, будучи участниками бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, наделены субъективными правами и обязанностями.
Бюджетное правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений и обладает как общими признаками, присущими правоотношениям вообще, так и особенными признаками.

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетное право.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетные правоотношения - это урегулированные нормами бюджетного права общественные правоотношения, субъекты которых, будучи участниками бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, наделены субъективными правами и обязанностями.

Бюджетное правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений и обладает как общими признаками, присущими правоотношениям вообще, так и особенными признаками. Общими признаками бюджетных правоотношений следует считать те, что, во-первых, возникают на основе норм бюджетного права; во-вторых, имеют волевой характер; в-третьих, охраняются государством; в-четвертых, характеризуются индивидуализированностью субъектов, определенностью их поведения; наконец, субъекты правоотношения связаны между собой взаимными субъективными правами и обязанностями.

Характерные особенности бюджетных правоотношений заключаются в следующем.

 

1.         Бюджетные   правоотношения   -   вид   финансовых   правоотношений.   Финансовые правоотношения     возникают    в    сфере    образования     (формирования),    распределения (перераспределения) и использования денежных фондов, финансовых средств государства и муниципальных     образований.     Бюджетные     правоотношения     возникают     по     поводу определения     компетенции     органов     государственной     власти     и     органов     местного самоуправления  в связи с установлением  порядка составления  и  рассмотрения  проектов федерального    бюджета,    бюджетов    субъектов    РФ    и     муниципальных    образований, утверждения    и    исполнения    указанных   бюджетов,    осуществления    контроля    над    их исполнением   и   т.д.   Иными   словами,   бюджетные   правоотношения   возникают   в   сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

 

2.         Обязательным  субъектом бюджетных правоотношений  всегда является государство  в лице уполномоченного органа, органа местного самоуправления.

 

3.         Бюджетные  правоотношения возникают, изменяются  и прекращаются в процессе  функционирования   бюджетов   различных   уровней   бюджетной   системы   РФ.    При   этом трехуровневая  бюджетная  система  определяет особенности  бюджетных  правоотношений, возникающих    в    процессе    функционирования    федерального    бюджета,    региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований.

 

4.         Бюджетные  правоотношения в установленных  законодательством случаях подлежат  межотраслевому  регулированию.  Так,  бюджетный  кредит как  форма  расходов бюджетов может    быть     предоставлен     Российской     Федерации,    ее    субъекту,     муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским     законодательством     Российской     Федерации,     с     учетом     особенностей, установленных   Бюджетным   кодексом   РФ   и   иными   нормативными   правовыми   актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законами (решениями) о бюджете.

В структуру бюджетного правоотношения входят четыре элемента: объекты, субъекты, субъективное право и юридическая обязанность.

 

В зависимости от характера и видов бюджетных правоотношений объектами бюджетных правоотношений могут являться:

 

а) поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета  (доходы бюджета);

 

б)         часть бюджетных средств, которая используется и расходуется из соответствующих бюджетов (бюджетные расходы);

 

в)         часть      государственной      казны      (бюджетные     средства).      В     бюджетном законодательстве  отсутствует определение  государственной   казны,   несмотря   на  то,  что Бюджетный   кодекс   РФ   рассматривает   государственную   казну   как   объект   бюджетных правоотношений.   В данном  аспекте следует исходить  из  финансово-правовой  категории государственной казны;

 

г)         проекты федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;

 

д)         законы о федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ;

 

е)         деятельность по осуществлению бюджетного контроля, бюджетного учета и др.

 

 

 

В процессе  финансового   (бюджетного)   контроля   в  соответствии   с  нормами  действующего законодательства     между     субъектами     бюджетного     контроля     возникают     бюджетно-контрольные правоотношения - особый вид финансовых (бюджетных) правоотношений.

 

Субъекты бюджетных правоотношений - непосредственные участники бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, они принимают участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, являются участниками бюджетного процесса.

 

В круг субъектов бюджетного права по действующему законодательству входят:

 

а)         государство  и  его территориальные  подразделения  -  Российская  Федерация   в целом, ее субъекты, муниципальные образования;

 

б)         территории   со   специальным   правовым   режимом   (закрытые   административно-территориальные образования, особые экономические зоны);

 

в)         органы  государственной  власти  и  местного самоуправления - представительные (законодательные)    и    исполнительные    органы    государственной    власти    и    местного самоуправления;

 

г)         органы денежно-кредитного регулирования, кредитные организации;

 

д)         главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств в лице учреждений и иных организаций;

 

е)         главные администраторы и администраторы доходов федерального бюджета.

Теперь рассмотрим, что представляют собой субъективные права и обязанности субъектов финансовогобюджетного правоотношения в регулятивных финансовыхбюджетных правоотношениях пассивного типа. Как известно, развитие такого правоотношения происходит за счет активного поведения управомоченной стороны и соединено с правомочием требовать от других лиц воздержаться от действий, препятствующих осуществлению субъективного права.

 

Субъективным правом на активные действия в регулятивных финансовыхбюджетных правоотношениях пассивного типа обладают главным образом Российская Федерация, субъекты РФ, а также уполномоченные ими государственные органы. Причем права этого вида, как правило, четко выражены в законодательстве. Так, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, с Налоговым кодексом РФ Российская Федерация имеет право на установление федеральных налогов и сборов. Налоговый Кодекс РФ ряд прав на собственные действия закрепляет за налоговыми органами. В частности, им предоставляется право проводить налоговые проверки, вызывать налогоплательщиков в налоговые органы и т.д. Эти права, как и права-требования государственных органов в финансовых правоотношениях активного типа, не являются в полной мере правами, так как государственный орган не может свободно распоряжаться ими, т.е. решать: использовать это право или отказаться от его использования. Это обусловлено тем, что все перечисленные права на собственные действия государственных органов являются их компетенционными правами, которые, как отмечалось в науке, государственный орган обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах. Однако анализ показывает, что законодательство дает субъектам этих прав определенную свободу усмотрения в их реализации, а именно: позволяет самостоятельно оценивать обстановку и принимать в зависимости от этого решения. Например, налоговый орган, обладая правом и одновременно обязанностью осуществлять налоговую проверку, волен сам решать, когда и как это делать. 
В финансовом праве в числе юридических фактов, вызывающих движение финансовых правоотношений, могут быть названы и события. Здесь, как и во многих других отраслях права, имеют место относительные и абсолютные события. Относительные события — это явления, вызванные деятельностью человека, но выступающие независимо от причин, их породивших. Число относительных событий в финансовом праве невелико. Главным образом они выступают в качестве оснований налоговых правоотношений, а точнее, правоотношений по использованию налоговых льгот. Например, в соответствии с Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» к относительным событиям как юридическим фактам могут быть отнесены; проценты и выигрыши по вкладам в банках (в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ).

 Помимо относительных событий, движение финансовых правоотношений  нередко вызывается абсолютными событиями. «Абсолютные события — это обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее» (С.С.Алексеев). Например, достижение ребенком работающего родителя 18 лет, а в случае, если он является студентом или учащимся — 24 лет, является основанием изменения у родителя правоотношения по уплате подоходного налога.

 

 


Информация о работе Бюджетные правоотношения