Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:58, реферат
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) является основным нормативным актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетный кодекс регулирует правовые отношения, возникающие в процессе планирования, составления и утверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов, а так же взаимоотношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, распорядителями финансов и прочими субъектами бюджетных отношений.
В чем отличия бюджетного и автономного учреждения . . . . . . 3
Понятие бюджетного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Принципы финансирования бюджетных учреждений . . . . . . . . . . 4
Понятие автономного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Основные отличия бюджетных и автономных учреждений . . . . . . . . 12
Выберите правильный вариант ответа . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Решите практическую ситуацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Схема «Основания прекращения обязательств» . . . . . . . . . . . 17
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Получатели бюджетных средств обязаны:
1) своевременно подавать
2) эффективно использовать
3) своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
4) своевременно и в полном
объеме вносить плату за
5) своевременно представлять
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства строго на определенные цели (статья 70 БК РФ):
- на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
- на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- на трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
- на командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
- на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном статьей 71 БК РФ.
Статья 71 БК РФ устанавливает, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.
Понятие автономного учреждения
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) автономными учреждениями считаются некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией (далее – РФ), субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, спорта и физической культуры, а также в иных сферах. То есть автономные учреждения в основном осуществляют свою деятельность в «некоммерческих» сферах. А согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения является деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых данное автономное учреждение создано.
В настоящее время законодательство предполагает два варианта создания автономных учреждений: либо путем учреждения, либо путем преобразования из государственного (муниципального) унитарного предприятия/государственного учреждения.
Создание автономного учреждения «с нуля» происходит на основании решения соответствующего органа управления, в подчинении которого находится данное автономное учреждение. В этом случае решение о создании автономных учреждений федерального подчинения принимает Правительство РФ, а решение по созданию автономного учреждения, находящегося в подчинении субъекта РФ или муниципального образования, принимает соответствующий субъект РФ/муниципальное образование.
Если же в автономное учреждение преобразовывается государственное или муниципальное учреждение, то решение должно быть принято именно тем соответствующим органом, в подчинении которого они находятся.
Наибольший интерес
Согласно п. 3 постановления № 662
федеральный орган
Органом управления, осуществляющим руководство текущей деятельностью федерального автономного учреждения, является его руководитель (исполнительный орган), который назначается на должность по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения. На основании ч. 2 ст. 8 Закона № 174-ФЗ в федеральном автономном учреждении высшим органом управления является наблюдательный совет, а также иные необходимые органы управления, связанные с отраслевой спецификой федерального автономного учреждения (ст. 10 Закона № 174-ФЗ).
В автономное учреждение может быть преобразовано и унитарное предприятие. Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ) решение о реорганизации государственного унитарного предприятия принимает собственник его имущества. Согласно ст. 29 Закона № 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества. В ряде случаев в автономные учреждения преобразуются те унитарные предприятия, которые по характеру и направлению своей деятельности не могут приносить прибыль.
Автономное учреждение, независимо от уровня подчиненности, наделяется имуществом, необходимым для выполнения им своих функций. Собственником данного имущества являются РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ имущество закрепляется за автономными учреждениями на праве оперативного управления. Однако это не означает, что автономное учреждение вообще не распоряжается никаким имуществом и даже канцелярские товары оно должно списывать только после получения одобрения от учредителя.
Автономное учреждение не может распоряжаться следующим имуществом:
- недвижимым имуществом, закрепленным за автономным учреждением учредителем или приобретенным учредителем в централизованном порядке или же на условиях централизованного финансирования;
- земельными участками, полученными автономным учреждением на праве бессрочного пользования;
- особо ценным движимым имуществом, отчуждение которого производится в специальном порядке (например, музейные фонды);
- особо ценным движимым имуществом, без которого автономное учреждение не сможет осуществлять свою деятельность;
- некоторыми категориями движимого имущества, стоимость которых составляет: для федеральных автономных учреждений – от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., для автономных учреждений субъекта РФ – от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб., для муниципального автономного учреждения – от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. Вопрос стоимости некоторых категорий движимого имущества вызывает неоднозначное толкование, так как его стоимость, приведенная выше, закреплена в Постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее – постановление № 538). Однако существует и норма, установленная Постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений» (далее – постановление № 337) в размере более 500 тыс. руб., причем независимо от того, какому уровню власти данное автономное учреждение подчинено. Какое же постановление Правительства РФ автономные учреждения должны использовать в работе? В этом вопросе мнения разделяются: так как постановление № 337 не отменено, его можно и нужно использовать в работе. Но постановление № 538 введено в действие уже после изменения законодательства об автономных учреждениях, и поэтому действует только оно и надо руководствоваться им.
Так как оба вышеуказанных постановления действуют и с целью избежания путаницы, необходимо, чтобы балансовая стоимость особо ценного движимого имущества была установлена учредителем и прописана в уставе автономного учреждения.
Самостоятельно автономное учреждение может распоряжаться следующими категориями имущества:
- недвижимым имуществом, приобретенным
автономным учреждением за счет собственных
средств, или же указанное в ст. 3 Закона
№ 174-ФЗ «недвижимое имущество, не
относящееся к закрепленному за учреждением
учредителем (собственником)». Но такое
в принципе невозможно, так как представляется
сомнительным, что какое-либо юридическое
или физическое лицо подарит автономному
учреждению объект недвижимости.
Однако направления расходования
выручки, полученной за счет оказания
автономным учреждением платных услуг,
должны быть закреплены в его уставе;
- движимое имущество, не включенное в категорию особо ценного движимого имущества. Согласно ст. 298 ГК РФ таким имуществом не может считаться имущество, приобретенное автономным учреждением за счет внебюджетной (приносящей доход) деятельности. Однако законодатель не разъяснил, как быть с приобретенным, например, объектом недвижимости? Остается только надеяться, что данная неясность будет разрешена уже в ближайшее время;
- материальные запасы, приобретаемые автономным учреждением для обеспечения своей текущей деятельности.
Основные отличия бюджетных и автономных учреждений
Показатель |
Бюджетные учреждения |
Автономные учреждения |
Управление учреждением | ||
Органы управления |
- учредитель; |
- учредитель; (пункт 2 статьи 8, статья 9 ФЗ) |
Финансирование | ||
Участие
учредителя в финансировании |
Финансирует полностью или частично (п. 2 ст. 120 ГК РФ) |
Финансирует: (п. 3 ст. 4 закона) |
Источники финансирования деятельности |
- соответствующий
бюджет или бюджет |
- соответствующий
бюджет или бюджет |
Способ финансирования учредителем |
Смета доходов и расходов |
Субвенции и субсидии (п. 4 ст. 4 Закона) |
Способ доведения бюджетных средств |
Через лицевые счета, открытые в казначействе (п. 7 ст. 161и п. 2 ст. 155 БК РФ) |
Через расчетные счета, открытые в кредитных учреждениях (п. 3 ст. 2 Закона) |
Ответственность | ||
Ответственность по своим обязательствам |
Отвечает находящимися в распоряжении БУ денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК) РФ |
Отвечает закрепленным за АУ имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за АУ или приобретенных за счет средств, выделенных собственником на такие цели |
Ответственность учредителя по обязательствам учреждения |
Несет субсидиарную ответственность по обязательствам БУ при недостаточности у БУ денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК РФ) |
Не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (п. 5 ст. 2 Закона) |
Права при осуществлении деятельности | ||
Распоряжение доходами |
Доходы поступают в соответствующий бюджет (п. 4 ст. 41,собственнику п. 2 ст. 42 БК РФ) |
Распоряжается
самостоятельно. Собственник имущества
автономного учреждения не имеет
права на получение доходов от
использования имущества и |
Право участвовать в уставном складочном капитале, быть учредителем другого юридического лица |
Не имеют (п. 1 ст. 298 ГК РФ) |
Имеют право вносить имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц, передавать имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (с согласия своего учредителя) (п. 6 ст. 3 Закона) |
Право на привлечение заемных средств |
Не имеют (п. 8 статьи 161 БК РФ) |
Имеют право привлекать заемные средства (ст. 14 закона) |
Бухгалтерский и налоговый учет и отчетность | ||
Обособленно учитываются |
- бюджетные
средства (п. 1 ст. 321.1 НК РФ); (п. 2 ст. 298 ГК РФ) |
- средства,
полученные в виде субвенций
и |
Особенности учета для целей исчисления прибыли |
Регулируются статьей 321.1 НК РФ |
На общих основаниях (аналогично некоммерческим организациям) |
Аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности |
Не требуется |
Требуется (подп. 9 п. 13 ст. 2 Закона) |
Органы,
куда предоставляется информация о
своей |
- главный
распорядитель (распорядитель); |
- органы
государственной статистики; |
Публичность отчетов |
Публичные отчеты не требуются |
Ежегодно публикует отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за АУ имущества (п. 10 ст. 2 Закона) |
2. Выберите правильный вариант ответа. Ничтожная сделка считается недействительной с момента:
в) ее совершения;
Ничтожная сделка считается недействительной с момента ее совершения и в суд приходится обращаться для применения последствий недействительной сделки (реституция или/и возмещения ущерба).
Ничтожная сделка считается недействительной в силу самого закона. Ничтожная сделка недействительна сама по себе. Признание её ничтожной не требуется судом. Она недействительна с момента совершения. Ничтожность сделки означает, что её, как юридического факта, не было. У стороны по договору не возникает прав по данной сделки. У прежнего собственника сохраняются все права и обязанности. Прежний собственник будет нести все обременения и долги, возникшие за время сделки. Суд применяет лишь последствия ничтожности сделки.
3. Решите практическую ситуацию.
Терпилин подал заявление о приватизации с необходимыми документами администрации государственного предприятия, в чьем ведении находился ведомственный жилой дом.
В период нахождения документов на рассмотрении Терпилин умер, а договор на передачу квартиры в собственность подписал его сын, имевший генеральную доверенность, выданную его отцом при жизни. Администрация предприятия предъявила иск в суд, поставив вопрос о признании договора недействительным, поскольку сын Терпилина не вправе был подписывать договор, ибо доверенность прекращена смертью доверителя.
Какое решение может принять суд по данному гражданскому делу?
С учетом конкретных обстоятельств
дела, само по себе необращение Терпилина
или его представителей по доверенности
при его жизни с заявлением о приватизации
квартиры в жилищные органы не могло служить
основанием к отказу в удовлетворении
заявленного требования о включении квартиры
в наследственную массу.
Поскольку возможность
соблюсти правила оформления документов
на приватизацию исключалась в связи со
скоропостижной смертью Терпилина (то
есть по независящим от него причинам),
при этом последний при жизни своими действиями,
в том числе выдачей доверенностей (которые
отозваны не были) на совершение действий
по приватизации, выразил свою волю на
приватизацию занимаемого жилого помещения,
в которой по смыслу Закона Российской
Федерации "О приватизации жилищного
фонда в Российской Федерации" ему не
могло быть отказано, решение суда об отказе
в иске об истребовании квартиры из незаконного
владения Терпилина и его выселении нельзя
признать правильным.
С учетом того,
что обстоятельства дела установлены
полно и правильно, по делу допустимо вынесение
решения об удовлетворении исковых требований
сына Терпилина.