Анализ Государственного бюджета Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система КР (Автосохраненный).docx

— 75.03 Кб (Скачать файл)

-организации бюджетного  процесса;

-санкций за нарушение  бюджетного законодательства.

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением.

Принцип самостоятельности  бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

Принцип полноты  отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах.

Принцип сбалансированности обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита.

Принцип эффективности  использования бюджетных средств определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность его показателей.

Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели.

Принципы распределения  доходов и расходов между бюджетами  разного уровня:

Принцип централизованного  регулирования в распределении доходов и расходов между бюджетами выражается в установлении республиканским законодательством общих основ, определяющих систему доходов и расходов разного уровня:

– порядок утверждения нормативов отчислений от регулирующих источников доходов;

– условия использования заемных средств бюджетов;

– распределение видов доходов между бюджетами разного уровня.

Принцип максимально  возможного сбалансирования бюджетов осуществляется в условиях хронического бюджетного дефицита через специально разработанную систему мер, направленных на устранение (уменьшение) дефицита бюджетов.

Принцип подведомственности и значимости финансируемых объектов (мероприятий) означает, что из бюджетов финансируются объекты и мероприятия, относящиеся к предмету ведения органов власти соответствующего уровня. Так, из республиканского бюджета финансируются объекты, находящиеся в республиканской собственности, и мероприятия республиканского значения; из бюджетов другого уровня – объекты, находящиеся в собственности соответствующего административно-территориального образования, и мероприятия того же значения.

Принцип территориальности  в зачислении доходов применяется при формировании местных бюджетов. Согласно этому принципу предприятия, функционирующие на территории органов местного самоуправления, независимо от своей подчиненности (подведомственности) обязаны производить отчисления от получаемых доходов в бюджет этой территории. Кроме того, принцип территориальности проявляется в том, что закрепление дохода за бюджетом того или иного уровня законодательство связывает с местом нахождения или местом проживания платежника или его объекта обложения.

 

1.3 Бюджетная классификация и сбалансированность бюджетов

Бюджеты всех уровней формируются  и исполняются в пределах показателей  единой бюджетной классификации  – группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации  группировочных кодов.

Бюджетная классификация  – это законодательно устанавливаемая  по однородным признакам группировка  доходов и расходов бюджета, а  также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и  исполнения бюджетов всех уровней.

В Кыргызской Республике используется единая классификация доходов и  расходов бюджета для республиканского и местных бюджетов, утверждаемая Министерством финансов Кыргызской Республики.

Бюджетная классификация  должна обеспечивать унификацию форм бюджетной статистики и сопоставимость с международной практикой.

Доходы бюджета образуются преимущественно за счет поступлений прямых и косвенных налогов, неналоговых и других доходов, установленных Налоговым кодексом и законами Кыргызской Республики.

Неналоговые доходы – это поступления денежных средств в республиканский и местные бюджеты Кыргызской Республики в виде сборов, платежей и иных неналоговых доходов, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, а также поступления денежных средств за оказанные органами государственной власти и местного самоуправления услуги и работы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Внешние и внутренние источники финансирования дефицита бюджета в доходной части бюджета не отражаются.Закон Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» от 11 июня 1998 г. определяет перечень доходов, закрепленных за республиканским бюджетом с одной стороны и местными бюджетами с другой.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования  средств централизованного фонда  денежных средств государства по различным направлениям. Расходная  часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает  экономические интересы общества в  целом. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды.

Сбалансированность  бюджета – один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Сбалансированность бюджета  призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет  к задержке финансирования государственных  и муниципальных заказов.

Наилучший вариант обеспечения  сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором  объем расходов, включая затраты  на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает  величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью  обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета  приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации  размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

ГЛАВА 2. Анализ Государственного бюджета  Кыргызской Республики

2.1. Анализ доходов государственного бюджета

В государственный бюджет доходы поступают из разных источников, и имеют разную фискальную и регулирующую природу. Фискальная функция состоит  в мобилизации средств в бюджет государства. Для решения многих государственных задач социального, экономического, политического и  оборонного характера нужны значительные средства, и адекватность этим потребностям мобилизуемых в бюджетную систему  доходов зависит от фискальной составляющей доходообразующего потенциала экономики. Регулирующая функция присуща налогам. Посредством налогов, государство  влияет на поведение экономических  агентов, усиливая или ослабляя стимулы  капиталовложения в различные отрасли  экономики, расширяя или сокращая платежеспособный спрос частного сектора. К этим доходам относятся следующие виды поступлений:

- налоговые поступления;

- неналоговые поступления;

- доходы от операций  с капиталом;

- полученные официальные  трансферты;

- остатки бюджетных средств.

Основную часть доходов бюджета составляют налоги (69,15%) и неналоговые поступления (18,6%), а также источники доходов, как официальные трансферты (11,26%) доходы от операции с капиталом(0,98%) представляют небольшую часть. Доходы бюджета также могут включить остатки бюджетных средств предыдущих лет. Каждый из агрегированных видов доходов бюджета имеет сложную структуру, которая будет рассмотрена ниже.

Налоговые доходы. Налоги представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи государству  и подразделяются по типу базы, с  которой взимается налог или  по виду экономической активности, в результате которой возникает  налоговое обязательство. Налогами облагаются доходы от экономической  деятельности, сделки между экономическими агентами, отдельные виды товаров  и услуг.

Таблица 1.1.Налоговые  доходы государственного бюджета, тыс. сомов.

Года

2008

2009

2010

Налоговые доходы

35 925 036,3

36097770,5

32 047 750,0

Налоги на доходы и прибыль

6 909 070,1

10261015

11 203 852,6

Подоходный налог с  физических лиц-резидентов КР

3 373 527,1

3468760,7

2 997 033,3

Налог на прибыль 

2 492 726,7

1657695,4

1 598 213,2

Налог на транспортные средства

228 649,9

455249,6

390 165,6

Налог на добавленную стоимость 

16 539 977,8

13467394

11 507 488,9

Акцизный налог

1 575 019,2

1668559,8

1 359 250,4


 

 Налоги делятся на прямые  и косвенные. Прямые налоги взимается с фактического доходов факторов производства. К прямым налогам, приносящим доход в бюджет, относятся следующие виды:

- подоходный налог с  физических лиц;

- налог на прибыль с  юридических лиц.

К этой группе относятся  налоги, взимаемые с фактического дохода  отдельных физических лиц  или с прибыли предприятий. В  эту группу также включаются налоги на прирост рыночной стоимости капитала, налоги на доход от продажи земли, операций с ценными бумагами и  другими активами

Подоходный налог с  физических лиц взимается с совокупного  дохода физического лица после вычетов  необлагаемой суммы, зависящей от количества иждивенцев, права на льготы и расходов для получения дохода. Процентные доходы и дивиденды, полученные от акционерных  обществ, облагаются у источника. Подоходный налог с заработной платы удерживается работодателем и уплачивается в  налоговые органы.

  Косвенные налоги  включают все налоги, классифицируемые  как внутренние налоги  на товары  и услуги. Эти налоги привязаны  к объему продаж товаров и  услуг в денежной форме или  физическому объему товара. К  наиболее важным из числа этих  налогов относятся следующие:

- налог на добавленную  стоимость (НДС)

- акцизные сборы;

- налоги на автомобильные  транспортные средства;

- поступление средств  на предупреждение ликвидацию  чрезвычайных ситуаций;

- налоги на международную  торговлю и внешние операции.

Неналоговые доходы. Государственный  бюджет получает так же доходы в  виде неналоговых поступлений. Эти  доходы генерируются государственными организациями в ходе их деятельности за оказанные услуги или поступают  в виде дивидендов от акционерных  обществ с государственной долей  арендной платы за землю или арендной платы за имущество. (рис. 1.2.)

Как видно из табл. 1.2, большую  часть неналоговых доходов собирают в виде поступлений от оказание услуг  и других специальных средств. К ним относятся плата за оказание медицинских услуг населению. Такая плата взимается за оказание больничных услуг, за посещение поликлиники. Другим важным видом государственных услуг является оказание услуг в сфере образования. Школы, средние и высшие учебные заведения берут плату за поступление, за ремонт учебного заведения. Часть этих поступлений остается у самих учебных заведений, а часть перечисляется в республиканский бюджет. Другой важной группой неналоговых доходов являются доходы, полученные от государственной собственности. Большую часть доходов этой группы составляет прибыль Национального банка КР. Правительство держит денежные депозиты в Национальном банке, проценты, начисленные на них, являются неналоговым доходом. Также значительные суммы по ступают в виде дивидендов от предприятий.

Информация о работе Анализ Государственного бюджета Кыргызской Республики