Экономическая сущность кредитов и займов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является подробное изучение на основании практических данных ОАО «Глубокский МКК» и литературных источников правил организации учета, анализа и контроля кредитных и заемных операций в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, а также разработка предложений по их совершенствованию.
Целевая направленность курсовой работы обусловила постановку следующих задач:
- определение понятия кредитов и займов, классифицирование кредитов и займов по различным признакам;
- рассмотрение основных аспектов бухгалтерского учета кредитов и займов;

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (3).doc

— 684.00 Кб (Скачать файл)

Контроль выявляет слабые стороны предпринимательской деятельности, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Характерной особенностью контроля как функции управления является его продолжительность. Он осуществляется в течение всего времени, на всех стадиях практической реализации управленческого решения. Его основное содержание состоит в предупреждении незаконных и неэкономических с точки зрения интересов общества хозяйственных и финансовых операций на начальной стадии принятия управленческого решения, в выявлении нарушений нормального хода хозяйственной деятельности и установлении их причин, в обобщении передового опыта хозяйственной деятельности.

Один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективны. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, мы получаем возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности осуществляется путем:

изучения действующей        у       проверяемого       субъекта предпринимательской деятельности системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

проверки документов в целях установления законности проведены хозяйственных и финансовых операций;

проверки действительности  совершения  сделок,  получения   или выдачи  указанных  в  документах  денежных  средств  и  материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;

сопоставления данных  первичного бухгалтерского учета с данными отчетности,  данных учета и отчетности с соответствующими  плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и другими);

сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям   с   записями,  документами  и  фактическими  данными  по связанным с ними другим операциям;  

проведения встречных проверок  сличения в установленном законодательством порядке имеющихся  у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности выписок банка по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам  в  банке,  а также ознакомления с документами,  послужившими основанием для производства указанных записей, в целях сопоставления их с копиями;

сличения в предусмотренных законодательством случаях и  порядке копий   платежных  документов,  имеющихся  у  проверяемого  субъекта предпринимательской   деятельности,   с   платежными    документами, хранящимися в банке;

проверки соблюдения     установленного     порядка      ведения бухгалтерского  учета  денежных  средств  и  материальных ценностей, организации их охраны, состояния пропускной системы;

проверки состояния внутрихозяйственного контроля;

других контрольных действий,  связанных с  изучением  вопросов, определенных программой проверки (ревизии).[34, c.98]

Контроль  в системе управления выполняет несколько самостоятельных функций:

- информационная, которая  заключается в получении информации, являющейся основанием для принятия управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта;

- профилактическая функция, которая заключается в устранении  недостатков и  злоупотреблений, а также недопущении их в  дальнейшей работе;

- мобилизующая функция, которая заключается в том, что контроль обязывает всех субъектов хозяйствования  и лиц ответственно выполнять свои функции;

- воспитательная функция, которая заключается в том, что, наличие контроля воспитывает  потребность неукоснительного соблюдения законности и четкого исполнения своих обязанностей/

Задачами контроля являются:

- обеспечение сохранности собственности;

- обеспечение целевого, экономичного и рационального использования всех средств;

- выявление и использование резервов и повышение эффективности общественного производства;

- вовлечение широких масс в управление предприятием.

От  эффективности контроля во многом зависит эффективность функционирования не только отдельных субъектов хозяйствования, но и  экономики в целом. Этим определяется его  роль и место в экономической системе государства.

В зависимости от властных полномочий субъектов контроля различают государственный, общественный и аудиторский контроль.

1. Государственный контроль  осуществляют только государственные  органы и иные организации, уполномоченные на осуществление контроля (надзора) и включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов.

По целевой направленности государственный контроль, в свою очередь, подразделяется на общегосударственный, отраслевой, специальный.

Общегосударственный контроль осуществляется в масштабах всей экономики органами государственной власти и управления.

Отраслевой контроль организуется  по отраслевому признаку и способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики.

Специальный контроль возложен на специализированные органы, которые осуществляют проверку в пределах своей компетенции.

2. Общественный контроль  в форме проведения проверок  вправе осуществлять профессиональные  союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры.

3. Аудиторский контроль  − это независимый контроль, который  осуществляется специалистами, имеющими  лицензию на осуществление аудиторской  деятельности, и представляет интересы  всех пользователей  бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В зависимости от охватываемой контролем сферы выделяют следующие виды контроля:

1. Административный, который  осуществляют комиссии административных  органов Республики Беларусь. Он  обеспечивает точное и неуклонное  соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами.

2. Производственно-технический  контроль осуществляется в производственной  сфере и является способом  оперативного регулирования процесса  производства. Его осуществляют  специализированные службы организаций, например,  отделы технического контроля, диспетчерские службы, службы контроля качества и др.

3. Финансово-хозяйственный  контроль представляет собой  систему надзора за финансовыми  операциями и хозяйственными  процессами, совершаемыми субъектами  хозяйствования с целью объективной оценки экономической эффективности их деятельности, установления ее законности, достоверности и целесообразности. [33, c.164]

В зависимости от субъектов контроля финансово-хозяйственный контроль, в свою очередь, подразделяется на внутрихозяйственный; ведомственный и вневедомственный.

Внутрихозяйственный контроль деятельности коммерческой организации осуществляется специалистами данной организации. Его задачей является контроль за предпринимательской деятельностью в производственных единицах (филиалах, дочерних предприятиях и др.). Он защищает интересы организации и направлен на повышение эффективности  ее функционирования.

Ведомственный контроль организуется контрольно-ревизионными  службами министерств, ведомств  и других вышестоящих органов. Он представляет интересы ведомства.

Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных функций специалистами  контролирующих (надзорных) органов, независимо от ведомственной подчиненности  и форм собственности проверяемых субъектов. Он осуществляется органами общей и специальной компетенции в соответствии  с их функциями и в пределах их компетенции.

По времени осуществления контроль подразделяют на предварительный, текущий  и последующий.

1. Предварительный контроль  применяется на стадии принятия управленческих решений, до начала совершения хозяйственных операций путем оценки их допустимости по данным соответствующих распорядительных документов.  Его целью является предупреждение нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного использования имущества и принятия необоснованных решений путем проверки проектно-сметной документации,  договоров, смет, документов, отражающих  поступление и движение товарно-материальных ценностей и денежных средств.

2. Текущий контроль осуществляется в ходе хозяйственных операций. Он представляет собой наблюдение за хозяйственными процессами и операциями по данным оперативно-технической, технологической и бухгалтерской документации. Он организуется, как правило, самой организацией. Его цель — оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства.

3. Последующий контроль  осуществляется после совершения  хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Цель данного вида контроля — установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений.

В зависимости от источников информации, используемой при выполнении контрольных действий, различают  документальный и фактический контроль.

1. Документальный контроль  базируется на использовании  документальных носителей экономической  информации о совершенных хозяйственных операциях. Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности этих операций.

2. Фактический контроль  основывается на установлении  количественного и качественного  состояния проверяемого объекта  и осуществляется с  помощью специальных приемов, например, обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания и др.  Его целью является обеспечение безусловной достоверности контрольных данных об имуществе организации, выполненных объемах работ, оказанных услуг  и т.д.

Рассмотренные выше признаки для классификации и соответствующие им виды контроля можно представить в виде схемы.

 Форма контроля –  способ конкретного выражения  и организации контрольных действий.

Различают такие формы финансово-хозяйственного контроля, как проверка и аудит.

Проверка – совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой ими деятельности, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

Аудит − это независимая проверка бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности и других документов аудируемых лиц с целью выражения мнения о достоверности  отчетности и соответствия совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Таким образом, формирование рыночных экономических отношений повышает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности предприятий. Особая роль в повышении эффективности производства, рациональном и экономном использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укреплении дисциплины принадлежит аудиту и ревизии. Аудит и ревизия способствует повышению эффективности производственной и финансово – коммерческой деятельности субъектов хозяйствования. Проверка соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, выявление нарушений и злоупотреблений, их причин и виновных в этом лиц, вскрытие внутрипроизводственных резервов повышения эффективности деятельности предприятий, разработка конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений требуют глубоких знаний методологии и техники проведения контрольно-ревизионной работы.

4.2 Цели, задачи контроля хозяйственных операций по учету кредитов и займов, источники информации по проведению проверки

Целью проверки операций по кредитам и займам является установление законности и обоснованности получения, использования и возврата кредитных ресурсов, правильности и своевременности отражения их и процентов по ним в бухгалтерском учете и формирование достоверной информации в отчетности.

Для достижения поставленных целей проверяющему необходимо решить следующие  задачи:

- оценка системы бухгалтерского  учета и внутреннего контроля операций по кредитам и займам;

- проверка структуры заемного  капитала, состава кредитов и  займов;

- проверка правильности  отражения процентов по полученным  кредитам и займам на счетах бухгалтерского учета;

 -  анализ условий кредитования (процентные ставки);

- проверка целевого характера  использования полученных кредитов  и займов;

- проверка своевременности  расчетов по кредитам и займам, процентам по ним и другим  расходам, связанным с обслуживанием  кредитов и займов (залог, обеспечение, гарантийные обязательства и др.).[38, c.134]

Информация о работе Экономическая сущность кредитов и займов