Экономическая сущность и классификация основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Теоретической основой исследования послужили научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов, раскрывающие закономерности и пути развития бухгалтерского учета и аудита основных средств.
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:
– контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования; правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;
– контроль за рациональным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств;
– исчисление доли стоимости основных средств в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 181.52 Кб (Скачать файл)

Переоценка объектов основных фондов может быть представлена дооценкой или уценкой. Сумма дооценки остаточной стоимости объекта основных средств включается в состав дополнительного капитала, а сумма уценки  в состав расходов, кроме случаев, приведённых в пункте 20 П(с)БУ7.

Проблемами переоценки основных средств являются: проблема признания активов, в соответствии с пунктом 6 П(с)БУ 7 «Основные средства»; правильная классификация основных средств в системе бухгалтерского учёта и отчётности; установление степени износа; оценка основных средств для целей финансовой отчётности при представлении её в международные финансовые организации; установление оставшегося срока использования (эксплуатации).

К преимуществам переоценки основных средств можно отнести: переоценка основных средств позволяет привести бухгалтерский учёт в соответствии с П(с)БУ, даёт достоверную оценку основным средствам; оказывает эффективное влияние на амортизационный фонд, способствующий обновлению основных производственных фондов; способствует установлению доверительных отношений с потенциальными инвесторами; может способствовать росту рыночной стоимости акций предприятия.

 Переоценка основных  средств необходима, исходя из  ряда причин: проведение переоценки  предусмотрено законодательно, а  именно П(с)БУ 7 «Основные средства»; постоянное использование основных  средств приводит к их обесцениванию  и требует обязательной переоценки; улучшение основных средств –  модернизация, реконструкция, ремонт, дооборудование увеличивает их  балансовую стоимость, вследствие  чего она может быть выше  справедливой.

Переоценку основных средств проводить необязательно, но желательно. При её осуществлении главной проблемой является достоверное определение справедливой стоимости объектов основных средств. Для этого необходима помощь экспертов-оценщиков, что, разумеется, требует соответствующих затрат. Однако при пренебрежении переоценкой может возникнуть более серьезная проблема – недостоверное отражение в бухгалтерском учёте активов предприятия, искажение информации, а, как результат, ошибки в балансе. В соответствии с П(с)БУ 7 переоценка основных средств вызывает изменение величины собственного капитала предприятия в общей величине источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия.

Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях с учётом действующего уровня цен, тарифов, расценок и норм. Определяется в результате переоценок. Остаточная стоимость – разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и износом. [18]

 

 

Сравнительная оценка согласно МСФО 16.

Существует две модели учета:

  • Модель учета по фактическим затратам -после признания в качестве актива объект основных средств должен учитываться по себестоимости за вычетом накопленной амортизации основных средств и накопленных убытков от обесценения

  • Модель учета по переоцененной стоимости - после признания в качестве актива объект основных средств, справедливая стоимость которого может быть надежно измерена, подлежит учёту по переоцененной стоимости, представляющей собой справедливую стоимость этого объекта на дату переоценки за вычетом накопленной впоследствии амортизации и убытков от обесценения. Переоценка должна производиться с достаточной регулярностью, не допускающей существенного отличия балансовой стоимости от той, которая была бы определена с использованием справедливой стоимости на отчетную дату.

 

  Если выполняется переоценка отдельного объекта основных средств, то переоценке подлежат и все прочие активы, относящиеся к тому же классу основных средств, что и данный актив.  

Если балансовая стоимость актива в результате переоценки увеличивается, то сумма такого увеличения относится непосредственно на собственный капитал с отражением по кредиту в статье "прирост стоимости от переоценки". Однако такое увеличение должно признаваться в составе прибыли или убытка в той мере, в которой оно восстанавливает сумму уменьшения стоимости от переоценки того же актива, ранее признанную в составе прибыли или убытка. 

Если балансовая стоимость актива в результате переоценки уменьшается, то сумма такого уменьшения включается в прибыль или убыток. Тем не менее, данное уменьшение должно быть отнесено непосредственно на собственный капитал с отражением по дебету в статье "прирост стоимости от переоценки" в размере существующего кредитового остатка при его наличии, отраженного в статье "прирост стоимости от переоценки", относящегося к тому же активу.

Вывод: Таким образом, оценка основных средств на предприятии проводится обязательно. Её грамотное проведение способствует получению пользователями достоверной и правдивой информации о финансовом состоянии предприятия, выявлению проблемных вопросов учёта основных средств, разработке путей их решения, дальнейшему прогнозированию развития предприятия.

 В соответствии с МСФО сумма уменьшения стоимости объекта основных средств, превышающая сумму ранее созданного в отношении этого объекта резерва переоценки, в части превышения относится к расходам отчетного периода. Такие финансовые потери компании в отечественном бухгалтерском учете относятся на нераспределенную прибыль. 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проблемы автоматизации основных средств

В период развития полноценной рыночной экономики оперативность получения экономической информации для принятия управленческих решений является решающим фактором успешного развития любого предприятия. Оперативность получения необходимой информации возможна при использовании автоматизированных систем ведения бухгалтерского учета.

Проблемы компьютерных информационных систем исследовали многие ученые. Однако большинство исследований касаются проблем автоматизации общих участков учета, не углубляясь в специфику отдельных составляющих, в то время как проблемы автоматизации учета основных средств являются наиболее актуальными, так как этот участок, как правило, автоматизируется одним из первых, поскольку без основных средств невозможна деятельность субъектов хозяйствования. [22]

Так на «Шахтоуправлении»Трудовское» (далее Ш/у Трудовское) все документы учета составляются частично на машинных носителях и частично на бумажных носителях что приводит к неудобству и потери документов. Что касается документооборота основных средств то они составляются в ручную. В Excel создаются таблички, формы и графики по движению основных средств  на  Ш/у Трудовское затем распечатываются, подписываются и сохраняются и так по каждому объекту.

Существует множество программ бухгалтерского учета, которые содержат соответствующий модуль для учета основных средств  («1С: Бухгалтерия», «Парус-Предприятие», «Акцент») показал, что в них предусмотрены такие возможности, как: создание инвентарной картотеки основных средств; ведение первичной документации по учету основных средств; начисление износа; переоценка объектов основных средств; группировка объектов основных средств ; учет расходов на содержание и улучшение основных средств ; формирование отдельных отчетных форм по учету основных средств . В то же время, вышеуказанные программы в своем базовом варианте не приспособлены к учету аренды основных средств. В этом случае автоматизация учетного процесса должна учитывать специфику арендных операций и охватывать, помимо вышеуказанных, и такие элементы, как оформление договоров аренды, расчет арендных платежей, контроль за состоянием расчетов с контрагентами и т.д.[22]

Учитывая тот факт, что в Украине отсутствует специализированное программное обеспечение арендного бизнеса, отечественным предприятиям целесообразно использовать модифицированные программные продукты. Наиболее оптимальной с точки зрения возможности ее модификации является программа «1С: Бухгалтерия», в которой можно автоматизировать все необходимые участки учета арендных операций с помощью Конфигуратора.

Не менее актуальной является проблема автоматизации расходов на ремонт основных средств. В базовых версиях «1С: Бухгалтерия» «Парус-Предприятие», «Акцент 6.0» для этой цели используется электронный документ «Модернизация необоротных активов». С целью решения проблемы дефицита средств на проведение ремонтных работ, а также с учетом необходимости сглаживания колебаний финансового результата предприятиям целесообразно в бухгалтерском учете формировать ремонтный фонд на основе обеспечений предстоящих расходов и платежей, используя для этих целей субсчет 474 «Обеспечение прочих выплат и платежей». Стоит отметить, что ни в одном нормативно-правовом акте Украины не предоставлены типовые формы для расчета обеспечений предстоящих расходов и платежей. Поэтому возникает необходимость не только в автоматизации расчета отчислений в резерв, но и в разработке типовых форм. В настоящее время предприятие может сделать это самостоятельно. [21]

С целью применения вышеуказанной методики системы «1С: Бухгалтерия » сохраняет несокрушимость и уверенность позиций лидера. Закончив прошедший кризисный год с рекордным оборотом в 17,2 млн. долл., фирма не свернула ни одного своего проекта. Продукция фирмы «1С» и ее деятельность получают все большее признание и распространение. Опрос показал, что около 46% фирм – пользователей ПО отдают предпочтение продукции «1С».

Среди наиболее популярных программных продуктов фирмы «1С» особое место занимают программы системы «1С:Предприятие 7.5». Существуют модификации этого комплекса для отраслевых применений, бюджетных организаций, для торговли, медицины, автотранспортных предприятий, учета по международным стандартам и др., системы «1С:Предприятие 7.5» с англоязычным и украинским интерфейсами, конвертор табличных документов «1С:Предприятия 7.5» для Microsoft Excel и многое другое. Отметим, что объемы продаж программ «1С:Предприятие 7.5» (платформа V7) составили, к примеру, в феврале 1999 г. 66% общего объема фирмы.

Это говорит о желании пользователей получить самые современные технологии и программы (хотя может быть и более дорогие), а также об эффективности и правильности предпринимаемых усилий и вложений фирмы.

Компонента «Бухгалтерский учет» предназначена для учета наличия и движения средств предприятия. Она может использоваться как автономно, так и совместно с другими компонентами «1С: Предприятия» в любых «соотношениях».

«1С: Бухгалтерия» позволяет автоматизировать ведение всех разделов бухгалтерского учета, а именно:

- учет основных средств и нематериальных активов;

-учет материалов и МБП;

3.1 Настройка справочников аналитической  информации по основным средствам

Для хранения информации об объектах основных средств используется справочник «Основные средства», в котором для каждого объекта можно указать место хранения выбором из справочника «Подразделения».

 «1С: Бухгалтерия» позволяет реализовать самые гибкие схемы учета. А именно, предусмотрено:

- использование нескольких планов счетов одновременно;

-многоуровневые планы счетов;

-многомерный, многоуровневый количественный аналитический учет;

1С: Бухгалтерия» позволяет автоматизировать подготовку, печать и хранение  любых первичных документов

Средства работы с документами позволяют организовать ввод документов, их произвольное распределение по журналам и поиск любого документами по различным критериям: номеру, дате, сумме, контрагенту.

Исходной информацией в «1С: Бухгалтерии» является операция, которая отражает реальный хозяйственный акт, произошедший на предприятии.

Каждая операция может содержать бухгалтерские проводки для отражения совершённой хозяйственной операции в бухгалтерском учете. Проводки «принадлежат» операции и всегда существуют вместе с операцией.

Операции могут формироваться автоматически на основе вводимых документов. Вместе с операцией документ может порождать бухгалтерские проводки. Такой способ позволяет быстро вводить большое количество проводок, например, при начислении амортизации основных средств. 

«1С: Бухгалтерия» включает набор стандартных отчетов, позволяющих бухгалтеру получить информацию за произвольный период, в различных разрезах и с необходимой степенью детализации.  Это две группы отчетов:

Отчеты по синтетическому учету:

- оборотно-сальдовая ведомость;

-  шахматная ведомость;

-  главная книга;

-  журнал-ордер и ведомость по счету;

-  анализ счета - за период и по датам;

-  карточка счета.

Отчеты по аналитическому учету:

-  оборотно-сальдовая ведомость по счету в разрезе объектов аналитического учета;

-  анализ счета в разрезе объектов аналитики;

-  анализ объекта аналитики по счетам;

-   карточка операций по объекту аналитики.

3.2 Контроль корректности ввода входящей информации

«1С: Бухгалтерия»  включает набор форм бухгалтерской и налоговой отчетности «на все случаи жизни». Эти формы ежеквартально обновляются фирмой «1С» и бесплатно распространяются среди зарегистрированных пользователей программы.

Информация о работе Экономическая сущность и классификация основных средств