Эволюция плана счетов бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:44, реферат

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цели данной работы: проследить историю плана счетов от начала становления до настоящего времени.
Основными задачами работы являются:
Рассмотрение эволюции плана счетов бухгалтерского учета
Понять принципы и методологические аспекты построения плана счетов в России
Раскрытие сущности, структуры и назначения плана счетов бухгалтерского учета

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.69 Кб (Скачать файл)

В плане счетов 1940 г. восстанавливался счет "Цеховые расходы" без  подразделения на субсчета расходов, связанных с работой оборудования, и накладных расходов цехов, что было шагом назад.

План счетов 1940 г. применялся с некоторыми изменениями до середины 1950-х гг. За этот период как в хозяйственной жизни страны, так и в области бухгалтерского учета произошли существенные изменения. В октябре 1949 г. вышло Письмо Минфина СССР о введении журнально-ордерной формы счетоводства. Изменились синтетический и аналитический учет, корреспонденция счетов, вышел ряд нормативных документов, в частности новое Положение о бухгалтерских отчетах и балансах.

Данные обстоятельства потребовали  пересмотра действовавших планов счетов. План счетов стал формироваться применительно  к журнально-ордерной форме счетоводства, что потребовало сократить количество синтетических счетов. Из Плана счетов, утвержденного в 1946 г. Минфином СССР (упрощенный план счетов для предприятий  местного подчинения), были исключены  счета "Ликвидация основных средств", "Текущий ремонт", "Заготовление и приобретение материалов", "Результаты выполнения плана" и счета разниц в оценке готовой продукции. Объединены в один счет все счета реализации, все счета расчетов с поставщиками, все счета краткосрочных ссуд Госбанка.

Можно спорить, насколько  правильно это было сделано, так  как исключенные из плана счета  существовали в бухгалтерской жизни  страны всегда. Без применения данных синтетических счетов становилось по меньшей мере проблематичным ведение учета на уровне предприятия. До плана счетов 1946 г. все нужные для бухгалтерской отчетности данные можно было получить из записей синтетического учета. При введении журнально-ордерной формы учета по ряду счетов были совмещены записи аналитического и синтетического учета. При такой форме учета аналитические записи по многим счетам либо предшествуют записям синтетического учета, либо их итоги становятся записями синтетического учета. Записи в Главной книге сохраняют контрольное значение, они служат для проверки равенства дебетовых и кредитовых оборотов всей совокупности счетных записей, а потому отпадает необходимость в развернутой номенклатуре счетов синтетического учета.

Все это привело к далеко не всегда оправданным различиям  между планом счетов и номенклатурой  балансовых статей.

Чтобы устранить параллельное применение в промышленности двух типовых  планов счетов - развернутого плана  счетов 1940 г. и краткого плана счетов 1949 г. - в ноябре 1954 г. Минфином СССР был  утвержден по согласованию с ЦСУ  СССР типовой план счетов бухгалтерского учета основной деятельности государственных  промышленных предприятий союзного и республиканского подчинения, состоящий  из 79 синтетических счетов и 142 субсчетов, а в сентябре 1956 г. - сокращенный план счетов бухгалтерского учета основной деятельности государственных промышленных предприятий местного подчинения, включающий 37 счетов и 64 субсчета. Это было предпосылкой для создания в дальнейшем единого плана счетов для ряда отраслей народного хозяйства.

 

 

1.3Переход к единому плану счетов

В условиях многоотраслевой  социалистической экономики, каким  являлось народное хозяйство нашей  страны в те годы, очень важно  было обеспечить максимум единообразия учета на различных предприятиях. Необходимо было создать такой план счетов, который можно применять  и в промышленности, и в других отраслях народного хозяйства.

В сентябре 1959 г. Минфин СССР по согласованию с ЦСУ СССР утвердил единый план счетов бухгалтерского учета  производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных  организаций союзного, республиканского и местного подчинения. Этот план назывался  единым еще и потому, что он был  обязателен для предприятий различных  форм подчинения.

Однако, на наш взгляд, название "единый" не совсем правильно отражало суть плана счетов. Дело в том, что  он не являлся основой для организации  бухгалтерского учета во внешнеторговых, коммерческих, общественных, бюджетных  предприятиях и организациях.

При разработке единого плана  были учтены все возможности уменьшения количества счетов первого порядка  для "уменьшения трудоемкости". В  едином плане счетов количество синтетических счетов составило 69, в то время как в отдельных типовых планах 1954 - 1956 гг. их число достигало 90. Но при сокращении счетов первого порядка необходимо было разукрупнить систему счетов второго порядка, что по мнению автора, никак не снижало трудоемкости учетных работ.

Счета второго порядка  было рекомендовано применять только в случае, если они необходимы для  контроля и анализа, планирования и  составления отчетности. Предприятиям и хозяйственным организациям предоставлялось  право вводить в план счетов субсчета исходя из особенностей их деятельности или исключать из него ненужные с разрешения совнархозов, министерств и ведомств. Возможность использования субсчетов в том количестве, которое необходимо предприятию, повышала аналитичность учета.

Были уточнены наименования многих синтетических счетов и субсчетов. Трехзначный код синтетических  счетов был заменен двухзначным.

В плане счетов 1959 г. были восстановлены счета: "Топливо", "Переоценка материальных ценностей", "Полуфабрикаты собственного производства", "Прочие денежные средства", "Расчеты  с бюджетом", а также увеличено  число субсчетов к ним, но номенклатура этих субсчетов была плохо увязана  с системой отчетных показателей.

Промышленные предприятия  для учета своих производственных запасов пользовались в то время  следующими счетами:

05 "Сырье и материалы", субсчета

1 "Сырье и основные  материалы",

2 "Покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия",

3 "Вспомогательные материалы",

4 "Запасы и продукция  подсобного сельского хозяйства",

- 5 "Тара и тарные  материалы";

- 06 "Топливо";

- 08 "Запасные части";

- 09 "Молодняк животных  и животные на откорме";

- 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся  предметы", субсчета

1 "На складе",

- 2 "В эксплуатации;

- 13 "Износ малоценных  и быстроизнашивающихся предметов";

- 15 "Разницы от текущего  регулирования оптовых цен".

Этот перечень счетов не совпадал ни с номенклатурой балансовых статей производственных запасов, ни с  номенклатурой затрат на производство по элементам.

В связи с расширением  прав предприятий Минфин СССР по согласованию с ЦСУ СССР Письмом от 28.04.1967 внес изменения в учет основных фондов, реализации продукции, прибыли, поощрительных  и специальных фондов, банковских кредитов и ссуд.

Возникла необходимость  в трансформации единого плана  счетов бухгалтерского учета. Письмом  от 30.05.1968 Минфин СССР объявил о введении с 1 января 1969 г. уточненного единого  плана счетов, в котором была оставлена  прежняя группировка счетов. Основные изменения касались количества синтетических  счетов, содержания и структуры отдельных  из них, а также группировки данных в разрезе субсчетов. Общее количество синтетических счетов возросло с 69 до 82. Увеличение произошло в основном за счет счетов, предназначенных для  использования в отдельных отраслях народного хозяйства, и разукрупнения  некоторых счетов для более четкого  отражения в них хозяйственных  операций.

Следующим этапом в развитии единого плана счетов бухгалтерского учета стал 1985 г.

Говоря о причинах уточнения  единого плана счетов, выделим: во-первых, совершенствование хозяйственного механизма в те годы потребовало  введения в учетную практику ряда новых показателей, повысились требования к контролю за сохранностью социалистической собственности и экономным расходованием государственных средств; во-вторых, за период, прошедший со времени утверждения предыдущего плана счетов, практика внесла значительные изменения в содержание отдельных счетов и, следовательно, в инструкцию по его применению.

План счетов 1968 г. с внесенными в 1970 и 1979 гг. уточнениями в целом  обеспечивал отражение всех хозяйственных  операций в отраслях народного хозяйства, поэтому причин для его коренного  пересмотра не было. Некоторые изменения  все же требовалось произвести, в  частности, предлагалось дополнить  его счетами: 04 "Семена, корма, посадочный материал", 18 "Растениеводство", 19 "Животноводство", 68 "Расчеты  по межхозяйственной кооперации", 88 "Специальные фонды", 97 "Расчеты с банком по ссудам населению".

Названия некоторых счетов были изменены, тем самым расширена  сфера их применения во всех отраслях народного хозяйства: 10 "Заготовление товарно-материальных ценностей", 11 "Транспортно-заготовительные расходы", 70 "Расчеты по заработной плате", 72 "Расчеты с населением", 87 "Поощрительные фонды".

Упразднили отдельные  счета, в частности, 15 "Разница  от текущего регулирования оптовых  цен", 22 "Расходы по эксплуатации транспорта и связи" (учет перенесен  на счет 20 "Основное производство" на соответствующие субсчета), 27 "Накладные  расходы" (на счета 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные  расходы"), 32 "Экспедиционные и  погрузочно-разгрузочные работы", 36 "Выполненные работы, оплачиваемые по степени готовности" (на счет 20), 52 "Счет в банке по доходам" (на счет 55 "Прочие счета в банках"), 53 "Счет в банке по разницам в ценах" (на счет 55), 65 "Расчеты по закупкам сельскохозяйственной продукции" (на счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"), 66 "Расчеты по перевозкам и услугам" (на счет 60), 81 "Прочие отвлеченные средства" (на счета 85 "Уставный фонд", 86 "Амортизационный фонд"), 95 "Финансирование геолого-разведочных работ" (на счет 96 "Целевое финансирование и целевые поступления").

Структура Плана счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной  деятельности объединений, предприятий  и организаций и Инструкция по его применению 1985 г. были утверждены по согласованию с ЦСУ СССР Приказом Минфина СССР от 28.03.1985 N 40 и вводились  в действие с 1 января 1986 г. Структура  Плана счетов 1985 г. в основном была сохранена по сравнению с планом 1968 г. Раздел VII назван "Финансовые результаты и использование прибыли", в который включены счета 80 "Прибыли и убытки", 81 "Использование прибыли", 82 "Использование кредитов банка за счет прибыли и фондов", 83 "Доходы будущих периодов" и 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей", а разд. VII "Отвлеченные средства", VIII "Недостачи и потери" и XI "Финансовые результаты" были исключены.

Уточнения эти производились  на основании экономического анализа  процессов, происходящих в хозяйственном  механизме.

 

1.4 План счетов в период становления рыночных отношений

После 1986 г. в стране происходили  глубокие изменения в управлении экономикой, внедрение и освоение новых методов хозяйствования. Нужно  было решать многие проблемы планирования, ценообразования, материально-технического обеспечения, финансов и кредита, организации  и оплаты труда. С перестройкой всей экономики остро встал вопрос совершенствования бухгалтерского учета, одним из первых шагов в  этом направлении оказался переход  на новый план счетов.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его  применению были утверждены Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56. Этот План счетов на территории Российской Федерации  применяли с 1992 г. все организации (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы  собственности, организационно-правовой формы, ведущие учет методом двойной  записи.

План разрабатывался с  участием экспертов транснациональных  корпораций ООН. Специалисты международных  организаций были привлечены для  разработки плана счетов и новой  методологии бухгалтерского учета  с целью привести отечественный учет в соответствие с международными правилами.

Для учета специфических  операций организации могли по согласованию с Минфином России (или другими  органами) вводить при необходимости  в план счетов дополнительные синтетические  счета (первого порядка), используя  свободные коды счетов. Субсчета, перечисленные  в Плане счетов, использовались исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организации могли уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять их. Организации не обязаны были использовать все синтетические счета, приведенные в плане счетов.

Порядок ведения аналитического учета устанавливался организацией, исходя из положений Инструкции по применению плана счетов и нормативных  актов по отдельным разделам учета.

Раздел I был переименован в "Основные средства и другие долгосрочные вложения", разд. VIII - в "Капитал  и резервы". Количество забалансовых счетов увеличилось, они не имели нумерации раздела.

В разд. I были включены новые  счета для отражения имущества, созданного в процессе научно-технического прогресса и новых экономических  отношений: 03 "Доходные вложения в  материальные ценности"; 04 "Нематериальные активы", 05 "Амортизация нематериальных активов"; 06 "Долгосрочные финансовые вложения". Счет 08 "Капитальные вложения" перенесен из разд. III и в нем изменены субсчета.

Раздел III дополнен счетом 36 "Выполненные этапы по незавершенным  работам". В счетах реализации были выделены счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация и  прочее выбытие основных средств" и 48 "Реализация прочих активов". Для учета ценных бумаг вводился счет 58 "Краткосрочные финансовые вложения".

В разд. VI появились счета 75 "Расчеты с учредителями" с субсчетами по вкладам в уставный капитал и по выплате доходов (необходимость в его образовании  возникла при создании в стране предприятий  различных форм собственности - акционерных  обществ, обществ с ограниченной ответственностью); 78 "Расчеты с  дочерними (зависимыми) обществами"; субсчета счета 61 стали самостоятельными счетами первого порядка.

Информация о работе Эволюция плана счетов бухгалтерского учета в России