Ценовая политика как экономический механизм управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, так как её показатели и социально-экономические последствия отрицательно влияют на все стороны жизни общества, а также играют большую роль в экономической безопасности страны и мирового хозяйства.
Инфляция – повышение общего уровня цен; обесценение бумажных денег, которые находятся в обращении (падение их покупательной способности, которое проявляется в повышении цен на все товары и услуги).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3
1. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Инфляция: сущность, причины возникновения и виды……………...6
1.2. Ценовая политика……………………………………………………....8
1.3. Формы, методы и границы государственного вмешательства в экономику………………………………………………………………………...10
2. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..14
2.2. Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь………………………………………………………..............................17
2.3. Регулирование цен в Республике Беларусь. Закон РБ «О ценообразовании»………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........…………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..………….……...34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

2. определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров; (Приложение Г )

3. обязательное  обоснование цен отечественными  предприятиями на производимую  продукцию и импортируемые товары  со стороны затрат, прибыли, налогов;

4. установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

5. установление  предельных максимальных (такси,  бытовые услуги) и минимальных  (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые  товары) цен;

6. ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

7. ограничение  размеров оптовых и розничных  торговых надбавок;

8. обязательное  обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;

9. индексация  тарифов (на грузовые перевозки  железнодорожным транспортом, коммунальные  услуги), квартплаты с учетом инфляции;

10. декларирование  цен на продукцию предприятий,  занимающих доминирующее положение  на рынке;

11. ограничение  цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);  

12. контроль  за соблюдением законодательства  о ценообразовании.

Следует заметить, что в условиях переходного периода  используемые меры государственного ценового регулирования должны соответствовать целям антикризисного или антиинфляционного управления. Средства и способы ограничения цен должны быть достаточно просты и понятны на практике, не должны дублироваться, иначе возникает опасность получения обратного эффекта в виде скрытого потенциала роста цен. [6, с.47].                              Ценовая политика Республики Беларуси направлена на сдерживание темпов инфляции путем регулирования в кредитно-денежной  и валютной сферах, снижения уровня затрат на производство продукции и услуг. Формирование и регулирование цен основано на использовании традиционных, преимущественно экономических инструментов кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной и таможенной политики. Учитывая неразвитость в стране рыночных отношений, отставание институциональных и структурных преобразований, недостаточно сформировать конкурентную среду, монетарные методы ценового регулирования дополняются активным воздействием государства на инфляцию издержек, связанных с производственными затратами. [7, с.249].  (Приложение Д)                                                Учитывая ресурсную и энергетическую зависимость белорусской экономики от одного импортера, Беларуси необходимо расширять интеграционные связи по поставке энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих для базовых отраслей экономики. Это направление ценовой политики перспективно: во-первых, цены поставки на основные энергоносители из России уже приблизились, а по некоторым вышли на уровень мировых; во-вторых, выбор альтернативных партнеров создаст конкурентную среду, что будет сдерживать рост цен на промышленную продукцию, а также даст возможность импортировать ресурсы и технологии на более выгодных условиях.                                                                                                 Совершенствование ценообразования будет проводиться в органической взаимосвязи с кредитно-денежной, валютной, бюджетно-налоговой политикой, доходами населения. Приоритетным направлением государственного регулирования ценообразования станет устранение имеющихся диспропорций и перекосов в ценах, сокращение перекрестного субсидирования и бюджетного дотирования. В агропромышленном комплексе ценовое регулирование будет направлено на обеспечение рентабельного ведения сельского хозяйства эффективно работающими предприятиями.                                                                                                   Кроме того, в области ценообразования в республике в соответствии с Программой действий по реализации положений договора о создании Союзного государства будет проводиться поэтапная работа по сближению подходов к ценовому регулированию, унификации нормативно-правовых актов Республики Беларусь и Российской Федерации.                                 Многие предприятия повышают цены значительно выше, чем показатель инфляции по стране. Все зависит от того, насколько продукция конкурентоспособная, как продается на внешнем и внутреннем рынках. При продаже на экспорт ограничений по ценам для производителей практически никаких нет. Он может продавать продукцию по любой цене, за исключением отдельных товаров, для которых установлена минимальная экспортная цена.                                                                                                      Что касается импортных товаров, то здесь устанавливать свою цену импортерам вообще никто не запрещает. 30-процентное ограничение цены применяется лишь в отношении товаров, «близких к социально значимым» (рыба, морепродукты и т.д.), а также на продукцию, ввозимую для дальнейшей переработки.

Правительство не будет серьезно повышать закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, поскольку по цепочке это может  привести к ускорению инфляции на потребительском рынке. У государства  четкая позиция: не допускать ни в коем случае снижения жизненного уровня населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И в XIX веке, и  в настоящее время инфляция называлась проблемой бумажных денег и считалась  одним из основных факторов, тормозящих экономическое развитие страны. С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны, и каждая для решения этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.                                                  Как показывает зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно, однако ее можно сделать умеренной и управляемой. Выходя из-под контроля, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает рост количества денег в обращении, инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, усиливает социальную дифференциацию населения, ведет к снижению реальных доходов и обесцениванию сбережений населения. Инфляция приводит к потере у производителей заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров. Инфляция приводит к ухудшению условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета). Но кроме негативных последствий, инфляция имеет и ряд позитивных функций. Многие экономисты придерживаются такой точки зрения, что незначительная инфляция, при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. Процесс инфляции ведет к тому, что рост массы денег в обращении ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Развитие инфляционных процессов в экономике зависит, прежде всего, от проводимой государством экономической политики.                                         Для борьбы с инфляцией, государство вынуждено разрабатывать и приводить в действие комплекс мероприятий, способствующих снижению уровня инфляции. Основой любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий, благоприятных для ее возникновения и развития.                                                                                                                 Анализ инфляционных процессов в Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности применения антиинфляционных мер, принимаемых в странах с рыночной экономикой на нашу действительность, т.к. в белорусской экономике еще полностью не сформировались рыночные отношения и инфраструктура.                                                                                                 Можно сформулировать следующие требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси:                                                        ·  Демонополизация экономики, предполагающая поощрения развития предпринимательства, разгосударствления и приватизации собственности;      · Развитие малого и среднего бизнеса;                                                          · Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля;                                  · Ограничение прироста денежной массы в обращении;                                    · Развитие конкуренции;                                                                                  · Создание денежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность;                                                                                     ·  Скоординированность бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, имеющих общей целью обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции;                                                                  · Денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства;

·  В целях регулирования инфляции спроса могут применяться такие меры, как стимулирование сбережений населения путем процентов по вкладам;    · Эффективной краткосрочной антиинфляционной мерой может быть снижение налогов и процентных ставок на кредит.                                 · Расширение интеграционных связей по поставке энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих для базовых отраслей экономики;                     ·  Либеральное законодательство, стимулирующее деловую активность; · Создание рыночного механизма ценообразования.                                     Ценовая политика Республики Беларусь, согласно Программе ориентирована на гибкое сочетание свободных и регулируемых цен, расширение сферы рыночного ценообразования. Приоритетным направлением государственного регулирования цен является устранение имеющихся диспропорций в ценах, ликвидация перекрестного субсидирования и сокращение бюджетного датирования. В социально ориентированной переходной экономике одной из важнейших задач выступает достижение важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение достойного прожиточного минимума, предоставление гражданам возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости. В условиях переходного периода частью системы регулирования внешнеэкономической деятельности государства выступает регулирование цен на экспортируемую и импортируемую продукцию.                                                              Взаимодействие  денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.                                                                                           Таким образом, реализация мер по снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур, как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным банком.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

1.  Макроэкономика: Учеб. Пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 426с.

2. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Г.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 380с.

3. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Н.И. Базылев, А.В. Бондарь,  С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550с.

4.Словарь современных экономических и правовых терминов/Авт.-сост. В.Н. Шимов, А.Н. Тур, Н.В. Стах и др.; Под ред. В.Н. Шимова и В.С. Каменкова. – Мн.: Амалфея, 2002. – 816с.

5. Ценообразование: учеб.-метод. комплекс / сост. и общ. ред. Т.Н. Середы. – Новополоцк: ПГУ, 2006. – 280с.

6. Полещук И.И., Терёшина В.В. Ценообразование: Учебник / Под общ. ред. И.И. Полещук. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 303с.

7.   Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775с.

8. Козаченко Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования/ Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2010. - №2.-с.71-77

9. Ермак Д. Цены под контролем: были, есть и будут / Д. Ермак //Экономическая газета. – 2011. – 31 августа (№65). – с.1.

10. Василега В. Тенденции и перспективы: ценовая политика / В. Василега // Экономическая газета. – 2006. – 16 июня (№46). – с.4.

11. Головачев А.С. Макроэкономика: курс лекций / А.С Головачев, И.В. Головачева. – 2-е изд., стер. – Мн.: Акад. упр. при  Президенте РБ, 2005. – 255с.

12. Государственное регулирование ценообразования /А. С. Морозова// Экономика. Финансы. Управление. – 2005. - №8. –с. 69-76

13.Емельянова Т.В. Ценообразование: учеб. пособие для студ. экон. спец. учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Т.В. Емельянова. – 2-е изд. – Мн.: Высш. шк.,  2005. – 247с.

14.Заико Л.Ф. Экономика Беларуси: через реформы к развитию / Л.Ф. Заико. – Мн.:Б.И., 1998. -53 с.

15.Криворотов Д. Выбор режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь в среднесрочной перспективе / Банкаўскi веснiк. –– 2009 . - №1. – с.25-31.

16.Маслова Г.Г. Рыночная экономика / Г.Г. Маслова. – Мн.: Агенство САДИ, 1997. – 53с.

17. Морозова А.С. Государственное регулирование ценообразования/ А.С, Морозова// Экономика, Финансы. Управление.-2005. - №8.-с.69-76

18. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика: Учеб пособие / Р.М. Нуреев.- Мн.: Финстатинформ, 1995. – 128с.

19. Поиск путей преодоления инфляции в начале ХХ века / Г.В. Носова // Финансы. - 2005. - №7. – с. 65-67.

20. Рост инфляции и ВВП / По материалам исследований аналитической группы экономического агентства «ПРАЙМ-ТАСС»//Экономика, Финансы. Управление.-2007. - №3.-с.74-75

21. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие / В.И. Тарасов. – Мн.: Мисанта, 2005. – 511с.

22. Трацевский И.П. Ценообразование: Учеб.пособие / И.П. Трацевский, И.Н. Грекова. – Мн.: Новое знание, 2000. – 159с.

23. Фетисов В.Г. Инфляция и рост регулируемых цен / В.Г Фетисов // Финансы. 2005. - №7. – с.15-18.

24. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Моногр. / В.Н. Шимов. 2-е изд. – Мн.-БГЭУ, 2003. – 229с.

25. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учеб пособие / Н.Я.Яковлев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркетинг, 2010. – 130с.

26. www.vsesmi.ru/news/3672826/6069779/

  1. www.vsesmi.ru/news/3672826/6070118/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ценовая политика как экономический механизм управления предприятием