Финансовый учет нематериальных активов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Данные бухгалтерского учета – это международный язык предпринимателей всех уровней. Опытный бизнесмен обязан разбираться в бухгалтерской отчетности в такой мере, в какой охотник «читает» следы зверя и птицы по первому снегу. Понимая публикуемые отчетные показатели, предприниматель устанавливает, можно ли при деловых сделках доверять партнеру. Без правильного ведения учета невозможно:
обеспечить контроль за наличием и движением имущества и рациональным использованием ресурсов;
своевременно предупреждать негативные факты хозяйственной деятельности, выявлять и мобилизовывать резервы, разрабатывать меры по их использованию;

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
1 Теоретические аспекты учета нематериальных активов………………5
1.1 Понятие, сущность и классификация нематериальных активов……5
1.2 Оценка нематериальных активов и раскрытие информации
в бухгалтерской отчетности…………..…………………………………10
1.3 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности
объекта ЗАО «Трест №7» …………………………….………………….14
2. Финансовый учет нематериальных активов предприятия…………..19
2.1 Анализ учетной политики предприятия……………………………..19
2.2 Документальное оформление и аналитический
учет нематериальных активов предприятия…………………………….23
2.3 Синтетический учет и отражение в отчетности
нематериальных активов предприятия……………..……………………25
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

К_нма_курсовая_24_05 2.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

Отдел экономики ведет статистический учет, анализирует деятельность предприятия.

Бухгалтерия осуществляет учет материальных и денежных ценностей, расчеты за перевозки и другие услуги, расчеты с рабочими и служащими, учет всей деятельности предприятия в денежном выражении, составляет бухгалтерскую отчетность.

Отдел кадров оформляет прием, увольнение и ведение личных дел всех работников предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Финансовый учет нематериальных активов предприятия

2.1Анализ и оценка учетной политики предприятия

 

На основании и в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона под № 402-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, а также в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации на предприятии принимается учетная политика на соответствующий год.

В учетной политике ЗАО «Трест №7»  определены правила и порядок заготовления и приобретения материальных ценностей, их оценку, учет затрат на производство и калькулирования себестоимость продукции, ее оценки и реализации и прочее.

Учетная политика ЗАО «Трест №7» формируется главным бухгалтером и учреждается руководителем организации. В приказе учетной политики оговаривается:

1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

2. Формы первичных учетных документов.

3. Методы оценки активов и обязательств

4. Проведение инвентаризации активов, ее порядок и обязательства.

5. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации.

6. Контроль за хозяйственными операциями, необходимый для организации бухгалтерского учета.

Утвержденная учетная политика руководителем организации приобретает статус юридического документа.

Учетная политика по ЗАО «Трест №7»  включает в себя следующее:

1. Утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические и аналитические счета, которые необходимы для ведения бухгалтерского учета согласно требованиям своевременности и полноты учета и отчетности.

2. На предприятии ЗАО применяются формы первичных учетных документов, утвержденные Госкомстатом, Центробанком, Правительством РФ.

3. Следуя пункту в учетной политике основные средства, которые стоят дешевле 10000 рублей списываются на затраты, как только это имущество передано в эксплуатацию. При данном случае амортизация не начисляется. В налоговом учете способ начисления амортизации линейный, аналогичен тому, что следует применять и для бухучета. Сумму амортизации рассчитывается исходя из срока полезного использования основных средств. Срок определяется из 10 амортизационных групп, предусмотренных статьей 258 Налогового Кодекса РФ, на основании классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

4. К материально-производственным запасам относят сырье, материалы, готовая продукция. Сырье и материалы отражают в бухгалтерском учете по учетной себестоимости. В налоговом учете стоимость материально-производственных запасов складывается из фактических затрат на их приобретение (пункт 2 статья 254 Налогового Кодекса РФ подпункт 2 пункт 1 статья 265 Налогового Кодекса РФ). Способы описания материально-производственных запасов в производство, как и в налоговом учете (п. 6 статья 254 Налогового Кодекса РФ) так и в бухгалтерском. В бухгалтерском и налоговом учете незавершенное производство и готовую продукцию оценивать по прямым затратам (статья 319 Налогового Кодекса РФ) Списание общехозяйственных затрат производится в конце отчетного периода на счет 20 (основное производство). В налоговом учете общехозяйственные расходы вычитать из доходов отчетного периода.

5. Согласно статье 167 Налогового Кодекса РФ начисление НДС согласно учетной политике производить по мере поступления денег на счет или в кассу (метод по оплате). Отчетность предоставляется в налоговую инспекцию каждый квартал.

6. Учет доходов и расходов для расчета налога на прибыль. Согласно главе 25 Налогового Кодекса РФ налогооблагаемую прибыль определять на предприятии методом начисления, т.е. доходы и расходы признаются в том периоде в котором они произведены независимо от даты оплаты. Декларацию по налогу на прибыль сдавать в налоговую инспекцию ежеквартально. Авансовые платежи по прибыли уплачивать ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли за прошлый год.

7. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. В соответствии со статьей 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности проводить инвентаризацию имущества и обязательств ЗАО не реже одного раза в год для проверки и документального подтверждения их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация материально-производственных запасов на складе ЗАО должна проводиться один раз в год или чаще при необходимости(н-р смена ответственного лица). Для проведения инвентаризация специально назначается комисся.

8. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации. Все первичные документы принимаются материально-ответственными лицами ЗАО, подбираются в соответствующие отчеты и сдаются в бухгалтерию ЗАО. Где в свою очередь документы проходят аналитическую обработку и таксировку (проверка правильности арифметических действий). По окончанию отчетного года документы предприятия за этот год сшиваются в специальные папки и архивируются.

9. Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Контроль и ревизию за состоянием бухгалтерского учета осуществляет главный бухгалтер ЗАО. Контроль за состоянием и наличием материальных ценностей ЗАО осуществляет специально созданная комиссия посредством проведения инвентаризаций и сличения фактических остатков материальных ценностей с учетными данными. В состав комиссии обязательно входит работник бухгалтерии ЗАО.

При оценке системы бухгалтерского учета ЗАО «Трест №7»  можно отметить, что ведение учета в целом соответствует существующему законодательству, учетная политика регулирует постановку и порядок ведения бухгалтерского учета на предприятии, от ее содержания зависит порядок ведения всего учета на предприятии и дальнейшее положение предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Документальное оформление и аналитический учет нематериальных активов предприятия

 

Для руководства хозяйственной деятельностью необходимо иметь информацию об объектах бухгалтерского учета различной степени детализации по объему информации. Поэтому для получения различных по степени детализации данных все счета в бухгалтерском учете делятся на две группы: синтетические и аналитические. Синтетические счета служат для укрупненной группировки и учета однородных объектов, а аналитические счета используются для подробной характеристики.

Синтетические счета дополняются аналитическими счетами с целью их детализации и получения частных показателей по каждому отдельному виду имущества, обязательств организаций и процессов. Следовательно, между синтетическими и аналитическими счетами существует прямая связь, которая проявляется в следующем:

- остатки и обороты синтетического счета должны быть равны остаткам и оборотам всех аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счета;

- каждую хозяйственную операцию, записанную по дебету или кредиту синтетического счета, отражают в той же сумме соответственно на дебете или кредите нескольких аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счета.

В аналитических счетах, в которых отражаются товарно-материальные ценности, учет ведется в денежном и натуральных измерителях, т.е. в количественно-суммовом выражении.

Аналитический учет нематериальных активов в ЗАО «Трест №7»  осуществляется в карточке учета нематериальных активов. Карточка форма № НМА-1 применяется для учета всех видов нематериальных активов. Открывается она на каждый объект в отдельности и заполняется в одном экземпляре на основании документа на оприходование, приемки-передачи (перемещения) нематериальных активов и другой документации.

На лицевой стороне карточки указывают полное наименование и назначение объекта, первоначальную стоимость, срок полезного использования, норму и сумму начисленной амортизации, дату постановки на учет, способ приобретения, документ о регистрации и основные сведения по выбытию объекта (номер и дата документа, причина выбытия, сумма выручки от реализации).

На оборотной стороне карточки изложена краткая характеристика объекта нематериальных активов.

Аналитический учет по счетам 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов» в ЗАО «Трест №7»  ведется по отдельным объектам нематериальных активов. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о наличии нематериальных активов, их движении и о начисленной амортизации, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Синтетический учет и отражение в отчетности нематериальных активов ЗАО «Трест №7»

 

Синтетический учет нематериальных активов в ЗАО «Трест №7»  бухгалтерия осуществляет на счетах 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 2 «НДС по приобретенным нематериальным активам.

Счет 04 является активным и предназначен для получения информации о наличии и движении нематериальных активов, которые принадлежат в ЗАО «Трест №7»  на правах собственности. Учет нематериальных активов на счете 04 осуществляется в первоначальной оценке. По некоторым видам нематериальных активов со счета 04 списывают на счета затрат начисленную амортизацию по этим активам.

В ЗАО «Трест №7» имеется в наличии несколько видов нематериальных активов. Для каждого вида активов в бухгалтерии открываются соответствующие субсчета, а именно:

- 04-1 «Объекты интеллектуальной собственности»;

На счете 05 «Амортизация нематериальных активов» на данном предприятии отражаются начисление и списание (при выбытии) амортизации по тем видам нематериальных активов, по которым погашение их стоимости производится с использованием счета 05.

На счете 04-1 в ЗАО «Трест №7» отражаются исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, компьютерное программное обеспечение, товарные знаки и др.), которые используются в производственной деятельности или для управленческих нужд предприятия более 1 года.

ЗАО «Трест №7»  в сентябре 2012 г. приобрело исключительные права на компьютерную программу стоимостью 15000 руб. и предполагает использовать данную программу 2года.

В этом случае бухгалтер предприятия составляет такие записи:

В сентябре 2012года:

Дт 04 Кт 60- 15 000 руб. - отражены расходы на приобретение программы;

Дт 60 Кт 51 - 15 000 руб. - оплачена программа;

Дт 04 Кт 08 - 15 000 руб. - принята программа к учету в составе нематериальных активов;

С октября 2012 года по ноябрь 2014 года включительно

Дт 26 Кт 05 - 625 руб. (15 000 руб. : 2 года : 12 мес.) - начислена амортизация программы за соответствующий месяц.

ЗАО «Трест №7» имеет право получать патенты на изобретения, созданные ее сотрудниками в процессе выполнения служебных обязанностей. В патенте указываются имена автора изобретения, но права на него принадлежат предприятию. Первоначальная стоимость такого патента состоит из фактических затрат на его создание и доведение до пригодного к использованию состояния. Эти затраты в ЗАО «Трест №7»  ведутся по дебету счета 08 «Капитальные вложения», далее списываются в дебет счета 04 «Нематериальные активы».

При составлении годовой отчетности в ЗАО «Трест №7» данные о нематериальных активах учитываются в балансе предприятия. Наличие нематериальных активов отражается в подразделе «Нематериальные активы» в строке 110. Данные по соответствующей строке подраздела приводятся по остаточной стоимости нематериальных активов т.е по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации (за исключением объектов жилого фонда и нематериальных активов, по которым в соответствии с установленным порядком погашении стоимости не производится). Расшифровка состава нематериальных активов предприятия приводится в Приложении к бухгалтерскому балансу.

Заключение

 

В условиях перехода предприятий  к рынку значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей.

В связи с расширение прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета, перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов, в том числе и нематериальных активов.

Данная работа рассматривает круг вопросов, связанных с организацией ведения учета нематериальных активов. В результате проведенных исследований данной темы можно сделать следующие теоретические выводы:

  1. Под нематериальными активами понимают объекты долгосрочного пользования (свыше одного года), не имеющие материально-вещественного содержания, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход.
  2. Для учета нематериальных активов вследствие их разнообразия по составу и назначению имеет значение их классификация, исходя из которой и составляется отчетность о наличии и движении нематериальных активов, отсюда, учет данного вида средств организуется в бухгалтерии по их видам, независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия.
  3. Для учета нематериальных активов в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном приказом Минфина РФ, предусмотрено два счета: 04 «Нематериальные активы» - активный и 05 «Амортизация нематериальных активов» - пассивный.

Информация о работе Финансовый учет нематериальных активов предприятия