Факторинговые операции банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:33, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение следующих вопросов:
•факторинг;
•факторинговые операции;
•виды факторинговых операций.

Содержание

Введение
1. Факторинг
2. Факторинговые операции банков
3. Виды факторинговых операций банков
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Организация денежно-кредитного регулирования.docx

— 39.75 Кб (Скачать файл)

Снижение рисков компании-поставщика. При факторинге банк берет на себя значительную часть рисков своего клиента, в частности риски ликвидности, кредитные, валютные и процентные риски. Под кредитными рисками при факторинге понимается возможность неоплаты дебиторами поставок с отсрочкой платежа. После заключения факторингового договора и предоставления финансирования предприятию-клиенту банк полностью несет все убытки, связанные с непоступлением платы от дебиторов. Поставщик же может таких убытков избежать, так как уже получил от банка 60-90% от стоимости контракта. Иногда банк, стремясь оградить себя от кредитных рисков, заключает так называемый договор факторинга с регрессом. Согласно этому договору при неоплате поставки в течение определенного периода банк имеет право осуществить обратную переуступку денежного требования поставщику (по одному или нескольким дебиторам) и востребовать с него сумму задолженности по этим дебиторам. Стоимость факторинга при этом ниже в среднем на 10%. Ликвидные риски представляют собой риски несвоевременной оплаты дебиторской задолженности, приводящие к недостатку средств у поставщика для покрытия текущих затрат. При факторинге поставщик получает финансовые ресурсы от банка практически в момент поставки, поэтому ликвидные риски поставщика становятся заботой банка. Снижение валютных рисков означает возможность немедленно конвертировать в валюту денежные средства, полученные от банка. Этот аспект факторинговых услуг важен для компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Факторинг позволяет избежать так называемых процентных рисков. Они возникают в случае, когда компания за счет привлечения кредитов пытается восполнить недостаток оборотных средств, вызванный отсрочкой платежей. Напомним, что процентная ставка по краткосрочным кредитам в первую очередь зависит от ситуации на рынке заемных средств, поэтому предприятие не застраховано от резкого удорожания кредитных ресурсов. При заключении же бессрочного договора факторинга банк гарантирует поставщику, что стоимость предоставляемых денежных ресурсов будет оставаться неизменной в течение довольно длительного периода времени (например, в течение полугода или года). Этот аспект факторингового обслуживания является дополнительным стабилизирующим фактором для бизнеса поставщика.

Управление дебиторской  задолженностью. Важной особенностью факторинга является то, что банк не только осуществляет финансирование поставок в кредит, но и управляет дебиторской  задолженностью клиента. Поставщику регулярно  предоставляются следующие отчеты по состоянию дебиторской задолженности: о поставках, зарегистрированных за определенный период; о переводе средств  поставщику; о поступлении средств  от дебиторов; о статистике платежей по каждому дебитору; о состоянии  просроченной задолженности. Кроме  того, по мере необходимости банк связывается  с покупателями (например, если сроки  оплаты товара истекли). Таким образом, банк освобождает клиента от работы по отслеживанию своей дебиторской  задолженности. Однако не все покупатели решаются работать с поставщиком  на условиях факторинга, поскольку  не хотят видеть в качестве кредитора  мощный банк вместо постоянного партнера. Стремясь избежать осложнений, банки  требуют, чтобы к договору поставки оформлялось приложение, в котором  покупатель фиксировал бы свое согласие перечислить деньги за товар на счет банка.

Недостатки факторинга. Главный недостаток факторинга в том, что его использование обходится предприятию дороже, чем привлечение кредита. Факторинговая комиссия представляет собой общую плату за комплексную услугу и в общем случае складывается из следующих составляющих:

- сбор за обработку документов (50-200 руб. за документ);

- собственно факторинговая комиссия (0,5-3% от стоимости контракта);

- проценты за использование денежных средств, предоставленных банком клиенту сразу после отгрузки товара и получения от него товарно-транспортных документов (до 36% годовых).

Сторонами договора факторинга согласно ст.824 являются Финансовый агент (как правило, банк) и Клиент (поставщик).

Стандартная схема  факторинговой операции:

1. Заключается, либо уже  действует договор купли-продажи  (договор поставки) между Клиентом  и Должником (покупатель по  договору поставки) на условиях  отсрочки платежа;

2. Заключается основной  договор финансирования под уступку  денежного требования (договор факторинга) между Клиентом и Финансовым  агентом, по которому передается  данный договор поставки, а также  могут быть переданы в течение  действия договора факторинга  договора поставки по другим  Должникам Клиента;

3. Клиент письменно уведомляет  Должника о произведенной уступке  денежного требования и об  изменении платежных реквизитов: оплата должна осуществляться  не на расчетный Клиента, а  на специальный факторинговый  счет Финансового агента;

4. Клиент осуществляет  поставку продукции (оказание  услуги, производства работ) Должнику;

5. Клиент предоставляет  Финансовому агенту накладную  (либо акт приема-передачи услуг  или работ) и счет фактуру  по поставленной продукции (оказанной  услуге, произведенной работе);

6. Финансовый агент выплачивает  в день поставки, как правило  от 80% до 95% от стоимости поставленной  продукции (оказанной услуге, произведенной  работы);

7. Должник осуществляет  оплату Финансовому агенту в  назначенный срок;

8. Финансовый агент выплачивает  остаток (от 5 до 20% от стоимость  поставленной продукции) за вычетом  факторинговой комиссии сразу  же после оплаты Должником.

3.Виды факторинговых операций

В основе факторинга лежит  переуступка неоплаченных долговых требований фактору, что является общим  элементом для всех видов факторинга, описанных ниже. Факторинговые операции банков классифицируются как:

а) Национальные (внутренние), если поставщик, покупатели, а также фактор находятся в одной стране;

б) Международные (внешние), если одна из трех сторон факторингового соглашения находится в другом государстве;

в) Открытые - это форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлен о взыскании долга с помощью фактора;

г) Закрытые. Свое название получили в связи с тем, что служат скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов фактур фактору.

 В данном случае  плательщик ведет расчеты с  самим поставщиком, который после  получения платежа должен перечислить  соответствующую его часть фактору  для погашения кредита.

С правом регресса, т.е. обратного  требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного  права. Данные условия связаны с  рисками, которые возникают при  отказе плательщика от выполнения своих  обязательств, т.е. кредитными рисками. При заключении соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести  определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им фактору. Последний может воспользоваться  правом регресса и при желании  продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматривается, если поставщики уверены, что у них  не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо в силу того, что они достаточно тщательно  оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную, достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска. Однако гарантированный для поставщика и своевременный приток денежных средств может обеспечиваться только при заключении соглашения без права регресса. Необходимо, правда, отметить, что, если долговое требование признано недействительным (например, если поставщик отгрузил клиенту не заказанный им товар и переуступил выставленный за него счет компании), фактор в любом случае имеет право регресса к поставщику.

С условием кредитования поставщика в форме оплаты требований к определенной дате или предварительной оплаты. В первом случае клиент фактора, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство фактора, задача которого получить в пользу клиента платеж в сроки согласно договору (обычно от 30 до 120 дней). Сумма  переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется  поставщику на определенную дату или  по истечении определенного времени.

В случае предварительной  оплаты факторинговый отдел банка  покупает счета-фактуры у клиента  на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту  не выплачиваются, а бронируются  на отдельном счете на случай претензий  в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т. п. Получение  такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством  факторинга превратить продажу с  отсрочкой платежа в продажу  с немедленной оплатой и таким  образом ускорить движение своего капитала. Основным преимуществом предварительной  оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент  от суммы долговых требований. Таким образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.

В нашей стране факторинговые  операции впервые стали применяться  с 1 октября 1988 г. ленинградским Промстройбанком, а с 1989 г. Факторинговые отделы стали  создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача факторинговых  отделов - на договорной и платной  основе выполнять для предприятий  ряд кредитно- расчетных операций, связанных со скорейшим завершением  их расчетов за товары и услуги.

В настоящее время факторинговый  отдел может предоставлять своим  клиентам следующие основные виды услуг:

1.приобретать у предприятий - поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается с факторингом (покупка срочной задолженности по товарам, отгруженным и услугам оказанным);

2.осуществлять покупку  у предприятий - поставщиков дебиторской  задолженности по товарам, отгруженным  и услугам оказанным, неоплаченным  в срок покупателями (покупка  просроченной дебиторской задолженности).

Суть операций по услугам 1-й группы заключается в том, что  отдел засчет своих средств гарантирует  поставщику оплату выставляемых им на определенных плательщиком платежных  требований - поручений немедленно в день предъявления их в банк на инкассо. В свою очередь, поставщик  передает факторингу право последующего получения платежей от этих покупателей  в пользу факторинга на его счет. Досрочная (до получения платежа  непосредственно от покупателя) оплата платежных требований - поручений  поставщика фактически означает предоставление ему фактором кредита, который ликвидирует  риск несвоевременного поступления  поставщику платежа, исключает зависимость  его финансового положения от неплатежеспособности покупателя. В  результате, получив незамедлительно  денежные средства на свой счет, клиент фактора имеет возможность, в свою очередь, без задержки рассчитаться со своими поставщиками, что способствует ускорению расчетов и сокращает неплатежи в хозяйстве.

При покупке фактором просроченной дебиторской задолженности по товарным операциям он оплачивает поставщику за счет своих средств указанную  задолженность не огульно, а при  определенных условиях: при сроке  задержки платежа не более трех месяцев  и лишь при получении от банка  плательщика уведомления о том, что плательщик не снят полностью  с кредитования и не объявлен неплатежеспособным. Операции по переуступке клиентом фактору  просроченной дебиторской задолженности  имеют повышенную степень риска. Это обусловливает более высокий  размер комиссионного вознаграждения, уровень которого в 1,5-2 раза выше, чем  при покупке фактором задолженности  по товарам, отгруженным срок оплаты которых не наступил.

 

Заключение

Таким образом можно сделать  вывод, факторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и фактору. С его  помощью поставщик может следующее:

а) увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под  надежную гарантию;

б) получить кредит в размере  до 90% от стоимости поставляемого  товара, что ускорит оборачиваемость  средств.

Покупатель может:

- получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);

- избежать риска получения некачественного товара;

- увеличить объем закупок;

- улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.

 Основными доходами фактора являются:

- проценты по кредиту;

- плата за обслуживание.

Коммерческие банки, развивая факторинговые операции, дополняют  их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять  круг клиентов банка, усиливать связь  с ними, увеличивать прибыль банка  за счет расширения операций.

Таким образом можно выделить главные экономические достоинства

факторинга:

а) увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;

б) превращение дебиторской  задолженности в наличные деньги;

в) возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;

г) независимость и свобода  от соблюдения сроков платежей со стороны  дебиторов;

д) возможность расширения объемов оборота;

е) повышение доходности;

ж) экономия собственного капитала;

з) улучшение финансового  планирования.

Российские предприятия  используют факторинг крайне редко - в случае острой необходимости  получения кредита на сверхкороткой  срок. Это связано прежде всего  с тем, что в России широко распространена предоплата за товар и не развит коммерческий (товарный) кредит как  высоко рискованный. К тому же факторинг  в современном варианте только появился на российском рынке и пока недостаточно оценены возможности его как  финансового инструмента. Тормозит развитие факторинга также почти  полное отсутствие методической базы факторинговых операций.

Однако опыт зарубежных стран  и ряд преимуществ экспортного  факторинга по сравнению с другими  формами расчетов в международной  торговле позволяют прогнозировать рост его популярности среди российских экспортеров. Это связано, во-первых, с тем, что экспортный факторинг  осуществляют факторы с самым  разным гражданством, входящие в то или иное объединение факторинговых  компаний. Во-вторых, фирма поставщик, получив большую часть суммы  за поставленный товар, немедленно после  отгрузки может направить ее в  оборот. В-третьих, фактор уведомит экспортера о финансовом положении потенциального покупателя. Таким образом, предприятие-экспортер  получает возможность, не рискуя потратить  время и деньги впустую, расширить  производство под конкретного импортера  того или иного вида товара. Поскольку  факторинг существенно помогает взысканию платежей по обязательствам коммерческой деятельности, он особенно актуален в условиях большой дебиторской  задолженности, парализующей систему  безналичных расчетов нашей страны.

Информация о работе Факторинговые операции банков