Учет товаров в организациях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:54, контрольная работа

Краткое описание

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Целью данной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли.

Содержание

Введение………………………………………………………………..стр.2
Основная часть
2.1. Задачи и основы организации бухгалтерского учета товаров, тары и
товарооборота в розничной торговле…………………………..стр.3
2.2 Документальное оформление поступления товаров…………...стр.4
2.3.Синтетический и аналитический учет товаров на предприятиях розничной торговли………стр.7
2.4.Учет поступления товаров…………………………………….....стр.7
2.5.Учет реализации товаров за наличный расчет………………….стр.8
2.6.Учет реализации товаров в кредит………………………………стр.9
2.7.Учет товарных потерь……………………………………………стр.10
2.8.Переоценка товаров………………………………………………стр.12
2.9.Отчетность материально-ответственного лица по товарам и таре …………………………………………………………….стр.13 2.10.Инвентаризация, порядок проведения и учет инвентаризации на предприятиях розничной торговли…………………………………стр.13
3.Список использованной литературы……………………………..........стр.16

Вложенные файлы: 1 файл

Учет товаров в организациях розничной торговли.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Объем реализации за наличный расчет определяется суммой денежных

средств, полученных от покупателей  за проданные им товары. Денежные

расчеты с населением производятся с обязательным применением

контрольно-кассовых машин. Выручка от покупателей поступает  в кассу

торгового предприятия, ее размер определяют по показаниям счетчиков

контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в книге кассира-операциониста (как разница между показаниями счетчиков на конец дня и показаниями счетчиков на начало дня). Реализация товаров в розничной торговле отражается на счете 90(активно-пассивный, сопоставляющий, операционно-результативный). К счету 90 открываются субсчета: 90/1-выручка; 90/2-себестоимость; 90/3-НДС и т.д.

В течение месяца по дебету и кредиту счета 90 отражают операции по реализации товаров. По кредиту отражают выручку, по дебету расходы и себестоимость.

1. Отражена выручка  от реализации товаров - Д50-К90/1;

2.Списана себестоимость  реализованных товаров - Д90/2-К41/2;

3. Начислен НДС от  цены реализации - Д90/3-К68;

4. Сторнирована реализованная торговая надбавка - Д90/2-К42;

5. Выявлен финансовый  результат от продажи товаров: -прибыль Д90/9-К99;

                                                                                                -убыток Д99-К90/9.

2.6. Учет реализации товаров в кредит

Реализация товаров  в кредит производится предприятиями  различных форм собственности. Перечень таких товаров рассматривается  самостоятельно и вывешивается в  торговом зале для информирования покупателей. Продажа товаров в кредит производится покупателям, имеющим собственный источник дохода. Для приобретения товаров в кредит покупатель предъявляет в магазин паспорт и справку с места работы о среднемесячной зарплате. Справки с места работы выдаются лицам, проработавшим на данном предприятии не менее года. Лицам, у которых есть удержания  по исполнительным листам или лицам, подлежащим увольнению справки не выдаются. Бухгалтер магазина проверяет представленные покупателем документы и на отобранный товар составляет договор купли-продажи в двух экземплярах, в котором указывает, кому и какой товар продан, сумма кредита и сроки погашения. Продажа товаров производится по ценам, действующим на день продажи (если цена изменяется перерасчет не делается). Передача товаров покупателям производится при оплате не менее 20% стоимости товара. При продаже товаров в кредит с покупателей в пользу продавца взимаются проценты с суммы предоставленного кредита. Стоимость товара погашается покупателями равными частями один раз в месяц в сроки, предусмотренные договором. Синтетический учет расчетов за товары в кредит осуществляется на счете 62.

1.Внесены наличные  в кассу при покупке товара  в кредит:

а) первоначальный взнос - Д50-К90/1;

б)проценты за кредит (суммы за вычетом первонач. взноса)  - Д50-К91/1;

в) на сумму НДС - Д50-К68;

2.Представлен кредит  покупателю - Д62-К90/1;

3.Списаны реализованные  товары по свободным розничным  ценам(100%) -

Д90/2-К41/2;

4.Поступили ежемесячные  взносы от покупателей за товары, проданные в кредит - Д50,51-К62.

2.7. Учет товарных потерь

Товарные потери возникают  при транспортировке, хранении и  реализации товаров. Делится на 2 вида:

  1. Нормируемые (естественная убыль, потери от боя товаров в стеклопосуде), по ним устанавливаются предельные нормы.
  2. Ненормируемые (порча товаров, хищение, недостачи, растраты), они возникают в результате бесхозяйственности или вследствие стихийных бедствий.

Самые распространенные товарные потери - это естественная убыль-уменьшение массы или объема товаров, происходящее вследствие их физико-химических свойств (усушка, раструска, распыл, вымораживание, утечка, розлив, раскрошка). На каждый товар определяется в процентах и зависит от климатической зоны, условий, сроков хранения товаров. По местам возникновения естественная убыль подразделяется на:

  1. Потери при транспортировке.

 ЕУ=М*Н/100, где М-масса нетто, Н-норма естественной убыли.

Ее списывают за счет оптовых предприятий, а стоимость  недостающих товаров сверх указанных  норм списывают за счет виновников.

  1. Потери от хранения и реализации.

ЕУ=Т*Н/100, где Т-стоимость проданного товара за период между инвентаризациями.

При расчете естественной убыли необходимо определить:

-Срок хранения товаров

-Правильно рассчитать и выбрать применяемую норму естественной убыли .

Расчет естественной убыли делают по каждому товару в отдельности. После проведения инвентаризации недостачу товаров, образовавшуюся вследствие естественной убыли, списывают  за счет резерва. Эта недостача списывается с материально-ответственного лица.

1.Д44-К96 - Начислен резерв на естественную убыль (ежемесячно);

2.Д94-К41 - Отражена недостача товаров в пределах естественной убыли;

3.Д96-К94 - Списана недостача за счет резерва.

4.Отражена недостача,  выявленная при транспортировке:

-в пределах или  сверх норм - Д94-К60;

-в пределах норм  естественной убыли - Д44-К94;

-недостача отнесена  на материально-ответственное лицо - Д73/2-К94.

После инвентаризации бой, лом, порча товаров оформляется  актом(2 экз.) и списывается за счет виновных лиц, а в искл. случаях за счет предприятия.

Д94-К41 - Отражен бой, лом, порча товаров.

В розничной торговле списывается также торговая наценка  Д94-К42 методом «красное сторно».

Д44-К94 - Недостача списана за счет издержек;

Д73/2-К94 - Отнесена недостача на материально-ответственное лицо или

Д94/2-К94 - Списаны потери в уменьшение доходов;

Д50-К73/2 - Возмещены потери материально ответственным лицом или

Д70-К73/2 - Возмещены потери материально ответственным лицом из зарплаты.

2.8. Переоценка товаров

Переоценка – это  изменение розничной цены товара в сторону уменьшения или увеличения. Увеличение цены товара – это дооценка, уменьшение цены товара – это уценка. В большинстве случаев товар уценивается.

Причины уценки:

  1. Товар перестал пользоваться спросом;
  2. Снизились потребительские качества товара.

Уценка вследствие снижения спроса:

Если уценка происходит в пределах торговой наценки, то изменяется лишь розничная цена товара. Если сумма уценки выше торговой наценки, то изменяется розничная цена и фактическая себестоимость товара, и разницу списывают на 91 счет.

Д41/2-К42 – уменьшена  величина торговой наценки на сумму уценки методом «красное сторно» (если уценка в пределах торговой наценки)

Д91-К41/2 – списана сумма  уценки на финансовый результат (если сумма уценки выше, чем размер торговой наценки)

Уценка вследствие снижения потребительских качеств товара.

Товар теряет свои потребительские  качества, если:

-используется для  оформления витрины магазина;

-в результате чрезвычайных ситуаций.

В результате уценки может:

-сумма уценки не  превышать торговую наценку;

  Д44-К42 – списана  сумма уценки в снижение торговой наценки методом «красное сторно».

-сумма уценки превышает  торговую наценку;

  Д44-К41/2 – списана  сумма уценки на расходы на  продажу.

2.9. Отчетность материально-ответственного лица по товарам и таре.

Любое предприятие должно следить за наличием товаров. Все передвижения товаров отражаются в товарном отчете. Нумерация товарных отчетов начинается с начала календарного года и с соблюдением хронологической последовательности доводится до конца года. К товарному отчету прилагается отчет по таре. Товарные отчеты составляются в тех ценах, в которых предприятие отражает товары, и состоят из двух частей – приходной и расходной. В приходную часть последовательно записываются все приходные документы на поступление товаров и тары. В расходной части указывается стоимость реализованных, списанных или возвращенных товаров и тары. Остаток товаров и тары на начало месяца в товарный отчет заносится с предыдущего отчета и соответствует остатку на конец отчетного периода. А остаток на конец периода определяется по формуле: Ок=Он+П-Р. В конце отчета прописью указывается число приложенных документов, подписи материально-ответственного лица, бухгалтера и суммы остатков по товарам и таре на конец отчетного периода. Товарные отчеты составляются в двух экземплярах, первый из которых вместе с приложенными документами передаются в бухгалтерию. Бухгалтер при приемке товарного отчета расписывается во втором экземпляре, который возвращает материально-ответственное лицо. Товарный отчет бухгалтер должен проверить в день его поступления. В оптовой торговле при количественно-суммовом методе учета составляется сопроводительный реестр сдачи документов - это перечень документов с указанием их названия, номеров, дат. По каждому документу бухгалтер составляет бухгалтерские проводки.

2.10. Инвентаризация, порядок проведения  и учет инвентаризации на предприятиях розничной торговли.

Инвентаризация-это проверка фактического наличия и состояния товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета. Нормативные документами, регулирующие порядок проведения инвентаризации:

1.Федеральный закон  о бухгалтерском учете №129.

2.Методические указания  по инвентаризации имущества  и обязательств №49.

Цели инвентаризации:

-Выявить фактическое  наличие товаров

-Сопоставить фактическое  наличие товаров с данными бухгалтерского учета;

-Проверить правильность  цен на товары;

-Проверить соблюдение  правил и условий хранения  ценностей.

Обязательные инвентаризации:

-перед составлением  годовой отчетности;

-при смене материально-ответственного  лица;

-в случае стихийного  бедствия, пожара, и других ЧС;

-при передаче имущества  в аренду, выкупа, продажа;

-при выявлении фактов  хищения, злоупотребления или  порче имущества.

Виды инвентаризации:

-Полная (охватывает все виды имущества);

-Частичная (один или несколько видов имущества);

-Плановые (по плану, в заранее установленные сроки);

-Внеплановые (при выявлении фактов злоупотребления, нарушений, ЧС).

Порядок проведения инвентаризации:

На каждом предприятии  создается постоянно действующая  инвентаризационная комиссия.

В ее состав входят: -представитель администрации;

                                  -представитель бухгалтерии;

                                  -материально-ответственное лицо;

                                   -товароведы-экономисты (в некоторых случаях).

При отсутствии хотя бы одного из членов комиссии результаты не действительны. На проведение инвентаризации издается приказ руководителя (состав комиссии, объект инвентаризации, начало и окончание работы). Приказ регистрируется в специальном журнале.

Этапы проведения инвентаризации:

  1. Фактическая проверка наличия товаров;
  2. Документальное оформление инвентаризации;
  3. Определение результатов инвентаризации.

Инвентаризация должна проводиться внезапно. Необходимо опломбировать  подсобные помещения, проверить  исправность весо-измерительных приборов и получить от материально-ответственного лица последний товарный отчет. Взять расписку с материально-ответственного лица о том, что все поступившие товары оприходованы, а отпущенные списаны в расход. После проверки составить инвентаризационную опись в двух экземплярах (ее подписывают все члены комиссии и материально-ответственное лицо). Определить окончательный результат инвентаризации (бухгалтерский).

Если имеются отклонения фактических остатков от учетных, то составляют сличительную ведомость (указывают недостачи и излишки). Излишки приходуются. Естественная убыль в пределах норм списывается на издержки обращения. Недостача и порча относится на виновных лиц, если виновные не установлены, то убытки списываются на финансовый результат организации.

Д94-К41 - Отражена недостача;

Д41-К91 - Оприходованы излишки;

Д96-К94 - Списана недостача в пределах норм естественной убыли;

Д73/2-К94 - Списана недостача на материально-ответственное лицо;

Д50-К73/2 – Материально-ответственное лицо возмести недостачу в кассу;

Или Д70-К73/2 Удержано из зарплаты материально-ответственного лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Под ред. Я.В. Соколова / Бухгалтерский учет: учебник. - Москва: Проспект: Велби, 2004.
  2. Под ред. Ю.А. Бабаева / Бухгалтерский учет: учебник. - Москва: Проспект, 2005.
  3. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организаций: Методология. Задачи. Ситуации. Тесты: учебное пособие/под ред. З.Д. Бабаева, В.А. Терехова и др. - Москва: Финансы и Статистика, 2004.
  4. Камышанов П.И. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие для ВУЗов / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. - Москва: Омега-Л, 2004.
  5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. - Москва: Инфра-М, 2005.



Информация о работе Учет товаров в организациях розничной торговли