Учет расчетов по социальному страхованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Основой эффективной деятельности любого субъекта хозяйствования, независимо от формы собственности, выступает четко налаженная система учета и контроля, поскольку анализ данных, полученных в результате всестороннего учета деятельности предприятия, позволяет изыскивать резервы дальнейшего роста и стабильного функционирования в современных условиях. В связи с этим контроль необходим как основа, подтверждающая юридическую и финансовую обоснованность действий предприятия, его взаимодействия с органами государственного управления и соблюдения установленных норм и правил.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
Теоретические аспекты расчетов с фондом социальной защиты населения...
Государственное социальное страхование в Республике Беларусь и его роль в социальной защищенности граждан……………………………………
Задачи учета и нормативно-правовое обеспечение расчетов по социальному страхованию и обеспечению в Республике Беларусь………….
Учет расчетов с органами государственного социального страхования……
Особенности учета расчетов с Фондом социальной защиты населения.............................................................................................................
Синтетический и аналитический учет расчетов с фондом социального страхования……………………………………………………………………..
Расчетная часть…………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.docx

— 205.90 Кб (Скачать файл)
  1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от  25 января 1999 г. № 115 Об утверждении перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».

  1. Постановление правления Фонда  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 марта 2002 г. № 1/5 Об утверждении инструкции о порядке зачисления средств  Фонда  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на счета их учета и использования (в ред. постановлений Фонда соцзащиты от 30.03.2009 № 5).

Инструкция определяет порядок зачисления на счета, учета и использования средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (Фонд).

  1. Постановление правления Фонда  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2001 № 1/2  Инструкция о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов и иных платежей в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (в ред. постановления Фонда от07.02.2008№ 3).

  1. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 23 мая 2002 г. № 660 Об утверждении  Положения о выплате пособия (материальной помощи) на погребение и возмещении расходов по погребению  специализированной организации за счет средств государственного социального страхования (в ред. постановлений Совмина от 31.03.2009 N 397).

  1. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 31 марта 2008 г. №  490 Об утверждении  Положения о порядке назначения  и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей,  о внесении изменений и дополнений в постановление Совета министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997 г. № 1290 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Беларусь (в ред. постановления Совмина от 23.12.2008 № 2010).

  1. Постановление Совета министров Республики Беларусь  от 30 сентября 1997 г. № 1290 Об утверждении  Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам  (в ред. постановлений Совмина от 25.06.2010 № 970).

  1. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от  9 июля 2002 г. № 52/97 Об утверждении Инструкции о порядке выдачи листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности и Инструкции по заполнению листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности (в ред. постановлений Минздрава, Минтруда и соцзащиты от 22.12.2008 № 230/201).

  1. Постановление правления Фонда от 29 июня 2009 г. № 10 Об утверждении форм документов и Инструкции по формату документов персонифицированного учета.

  1. Постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 7 апреля 2010 г. № 7 Об утверждении Инструкции о начислении суммы пенсионных сбережений дохода от размещения средств профессионального пенсионного страхования.

  1. Постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 7 апреля 2010 г. № 6 Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты дополнительной профессиональной пенсии.

  1. Постановление правления Фонда от 29 июня 2009 г. № 10 Об утверждении форм документов и Инструкции по формату документов  персонифицированного учета.

Инструкция определяет порядок постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов и иных платежей  в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В данном пункте приведена далеко не вся нормативная база, регулирующая деятельность Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), его учет и отчисления на предприятии. Такой обширный перечень документов подтверждает особую важность данных расчетов

В целях более точного и достоверного учета, нормативные правовые акты, регулирующие учет расчетов с ФСЗН, постоянно изменяются и дополняются Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерством труда и др., что необходимо учитывать при расчетах отчислений в ФСЗН и начислении пособий.

В органах Фонда работает 1 946 чел., из них 1528 чел. – на должностях государственных служащих. Удельный вес государственных служащих с высшим образованием, работающих  в органах Фонда,  составляет 94,2 % (в 2006 году – 82,1 %). В высших учебных заведениях учится 27 человек.

Около 73 % от общего числа государственных служащих, работающих в системе Фонда, составляют работники, находящиеся в наиболее активном трудоспособном возрасте (до 50 лет), из них доля молодежи до 30 лет – 15,4 %. Средний возраст руководителей и специалистов органов Фонда – 42 года.

Работа с резервом кадров является одним из приоритетных направлений кадровой политики. В резерве руководящих кадров органов Фонда в 2010 году состояло 595 человек. Большинство лиц, состоящих в резерве, – руководители и специалисты Фонда (92,1 %), остальные являются работниками других органов государственного управления. За 2010 год 39 работников Фонда, состоящих в резерве руководящих кадров, были назначены на вышестоящие должности.    

Бюджет Фонда за 2010 год исполнен с профицитом, удельный вес доходов бюджета Фонда в ВВП составил 12 %, а расходов – 11,2 %.

Поступления в бюджет Фонда за 2010 год составили 19582,9 млрд. руб. (102,9 % плана) из которых  страховые взносы предприятий – 18941,0 млрд. руб. (96,7 % общих поступлений), взносы индивидуальных предпринимателей – 69,4 млрд. руб. (0,36 % общих поступлений).

Остатки средств на конец 2010 года составили 6960,0 млрд. руб.(4,3 % ВВП) или 470,2 % месячной потребности на финансирование выплат пенсий января 2011 года (остатки на начало 2010  года – 5678,0 млрд. руб.).

В результате размещения временно свободных финансовых средств в депозиты банков получено доходов в сумме 293,8 млрд. руб. (в 2009 г. – 336,6 млрд. руб.). Уменьшение суммы дохода связано со снижением среднегодовой ставки рефинансирования до  11,8 % вместо 13,9 %. По состоянию на 01.01.2011 в депозитах банков находилось 2405,0 млрд. руб.

Расходы бюджета Фонда составили 18300,9 млрд. руб., из которых на финансирование выплат пенсий направлено 14873,8 млрд. руб. (81,3 %), на выплату пособий – 3060,3 млрд. руб. (16,8 %). На финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения направлено 112,0 млрд. руб. Расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения профинансированы в сумме 134,8 млрд. руб., что на 9,0 % больше чем в 2009 году.

В 2010, как и в предыдущие годы, Фонд работал в режиме строжайшей экономии средств на содержание органов Фонда. Смета расходов за год исполнена в сумме 72,7 млрд. руб. или 81,8 % к плану. Удельный вес этих расходов составил 0,39 %  от общих расходов бюджета (в 2009 году – 0,47 %).

На реализацию Государственной инвестиционной программы в 2010 году направлено 2,04 млрд. рублей. Строительство здания для Слонимского районного отдела Гродненского областного управления завершено и в срок введено в эксплуатацию.  Реконструкция здания для размещения Заводского районного отдела Минского городского управления будет  продолжена в 2011 году.

За отчетный период количество плательщиков страховых взносов увеличилось на 6841 и составило 470820, в т.ч. 270918 индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за себя.

В целях обеспечения своевременного поступления текущих платежей и снижения просроченной задолженности  была проведена работа по:

реструктуризации 806 плательщикам задолженности по платежам в Фонд на сумму 274,9 млрд. руб., в т. ч. по страховым взносам – 104,8 млрд. руб. В 2010 году право на господдержку утратили 16 организаций на сумму 6,5 млрд. руб., в т.ч. по обязательным платежам – 2,3 млрд. руб. (из них 11 субъектов хозяйствования Витебской области (5,5 млрд. руб.), 3 – Гродненской области (0,5 млрд. руб.), 2 – Минской области (0,5 млрд. руб.);

предъявлению к счетам плательщиков-должников и их дебиторов, в порядке бесспорного взыскания, требований на сумму 612,8 млрд. руб., поступило – 453,9 млрд. руб., что составляет 74,1 % от  предъявленной суммы (в 2009 году – 70,1 %). Наиболее активно этот фискальный инструмент использовался Гомельским, Могилевским областными и Минским городским управлениями – 81,4 %,  80,9 % и 89,4 %, соответственно, в то время как в Витебской области – 46,4 %;

взысканию с субъектов предпринимательства задолженности в судебном порядке. Лучший показатель здесь у Гомельского, Минского областных и Минского городского управлений;

разъяснению актов законодательства о порядке внесения платежей на государственное социальное страхование. Всего опубликовано 376 материалов в печати, проведено 1059 обучающих семинаров с представителями плательщиков, организовано 183 выступления по радио и телевидению.

За счет средств государственного социального страхования  назначено 9,5 млн. пособий (в 2009 году – 9,6 млн.). Расходы на их выплату составили 3060,3 млрд. руб. (на 21,6 % больше, чем в 2009 году).

Преобладало количество пособий по временной нетрудоспособности (3,9 млн. пособий). Расходы на их выплату   составили 1209,4 млрд. руб. (39,5 % от общей суммы расходов на выплату пособий), что на 4,3 процентных пункта меньше, чем в 2009 году.

Выплата пособий работающим гражданам, в основном, обеспечивалась плательщиками в счет начисленных страховых взносов. Вместе с тем, с заявками о финансировании пособий в случае превышения сумм начисленных пособий над суммами начисленных страховых взносов и в связи с несвоевременной выплатой заработной платы в органы Фонда обратилось 4383 плательщика. По сравнению с 2009 годом их количество увеличилось на 2,2 %. Больше всего таких обращений поступило в Брестское областное управление Фонда (от 864 плательщиков), меньше всего – в Минское  областное управление Фонда (от 508 плательщиков). Подавляющее число обратившихся за финансированием плательщиков – индивидуальные предприниматели и коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год не более 15 человек. Передача с 2011 года органам по труду, занятости и социальной защите функций по выплате семейных пособий лицам, занятым у таких работодателей, позволит в значительной мере решить имеющиеся проблемы выплаты пособий.

По республике на 1,6 % снижен показатель временной нетрудоспособности на 100 работающих (в 2009 году отмечался его рост на 11,7 %). Самый высокий уровень заболеваемости с временной нетрудоспособностью в Витебской области (821,5 дня), самый низкий – в Минской области (692,9 дня). В Могилевской и Витебской областях он увеличился.

 По вопросам назначения  и выплаты пособий органами  Фонда было проведено 1309 семинаров  с работниками рай(гор)отделов и с бухгалтерскими работниками плательщиков. В средствах массовой информации размещено 539 публикаций, проведено 113 выступлений по радио и телевидению.

Органами Фонда принимались все возможные меры по недопущению необоснованного расходования средств государственного социального страхования в случаях завышения плательщиками размера пособия по беременности и родам (проверки, в том числе с привлечением соответствующих  компетентных органов, отстаивание интересов Фонда в судах и другие). Для правового урегулирования данной проблемы  Фондом подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997 г. № 1290». В нем предлагается  увеличить продолжительность периода, за который определяется среднедневной заработок для  исчисления пособия, и установить зависимость размера пособия  работающим женщинам от продолжительности уплаты  за них обязательных страховых взносов на социальное страхование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

 

    1. Особенности учета расчетов с Фондом социальной защиты населения

 

 

Социальное страхование в Республике Беларусь является государственным и поэтому обязательным для всех субъектов хозяйствования. Органом государственного руководства средствами социального страхования является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (Фонд).

Отношения по уплате обязательных страховых взносов и иных платежей (страховые взносы) в Фонд регулируются Положением об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденным Указом Президента РБ от 05.06.2000 № 318 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (Положение).

Плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы не реже двух раз в месяц - в дни выплаты заработной платы за первую и вторую половины месяца. Окончательный расчет по уплате этих взносов производится плательщиками не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.

Информация о работе Учет расчетов по социальному страхованию