Учет расчетов по претензиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:08, контрольная работа

Краткое описание

В процессе финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственные организации часто сталкиваются с невыполнением контрагентами своих договорных обязательств. Спор, затрудняющий осуществление участниками договорных отношений своих прав и обязанностей, может быть решен посредством претензии. Претензия (рекламация) - требование о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением имущественных интересов участниками контракта, предъявляемое субъектом хозяйствования к своему контрагенту при нарушении последним условий контракта.

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет.docx

— 64.24 Кб (Скачать файл)

Отражение судебных расходов в бухгалтерском и налоговом  учете имеет некоторые особенности.

В соответствии с Инструкцией  по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета расходы, связанные  с рассмотрением дел в судах, учитываются на счете 92 «Внереализационные доходы и расходы». До принятия судебного решения судебные расходы необходимо учитывать по дебету субсчета 76-3 «Расчеты по претензиям» на основании первичных бухгалтерских документов.

Судебные издержки стороной, которой по решению суда следует  их погашать, списываются в дебет  счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» как расходы, участвующие в налогообложении. Расходы, понесенные в процессе разрешения спора, если они не признаны судом необходимыми или понесены при рассмотрении дела по инициативе одной из сторон дополнительно и в дальнейшем не предъявлены суду как необходимые, не относящиеся к судебным издержкам, списываются в дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» как расходы, не участвующие в налогообложении. Эти расходы согласно подп.5.1.1 п.5 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 16 (с учетом изменений) (далее - Инструкция № 16), являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость как приобретенные и переданные внутри организации для собственного потребления непроизводственного характера, стоимость которых не относится на издержки производства и обращения.

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, присужденные судом, определяются в фактически поступивших  суммах и признаются в бухгалтерском  учете в соответствии с принятой учетной политикой, когда судом  вынесено решение об их взыскании, а  также когда они получены от должника, с отражением по кредиту счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Данные доходы согласно подп.23.3 п.23 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 19 (с учетом изменений и дополнений), учитываются для определения облагаемой налогом прибыли в том отчетном периоде, в котором указанные суммы поступили на банковский счет или в кассу организации.

При расчете налога на добавленную  стоимость следует руководствоваться подп.12.3 п.12 Инструкции № 16, согласно которому налоговая база увеличивается на суммы, полученные в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договора. Налог на добавленную стоимость исчисляется по той ставке, по которой облагаются те товары (работы, услуги), из-за которых возникло судебное разбирательство.

Бухгалтерские записи по отражению  судебных издержек следующие:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Оплачены госпошлина и  прочие судебные издержки при подаче иска в суд

76-3

51, 52,71

Возмещены судебные расходы  ответчиком

51, 52

76-3

Списаны судебные издержки при неудовлетворении иска

92-2  
 
«Расходы, участвующие в налогообложении»

76-3

Списаны расходы, не признанные судом необходимыми

92-2  
 
«Расходы, не участвующие в налогообложении»

76-3


 
 

Погашение суммы иска производится путем зачисления денежных средств  на банковский счет истца, либо допоставкой  недостающих материальных ценностей, либо проведением работ по переделке  строящегося объекта и т.п.

Если виновный не признал  претензию и суд отказал в  иске или вынес решение в пользу ответчика, в учете истца делаются следующие бухгалтерские записи:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

На суммы претензий  при невозможности взыскания

07, 08, 10, 41, 18, 60

76-3

На ранее предъявленные  суммы затрат и потерь от простоев, не подлежащие взысканию

20, 23, 44

76-3

На суммы потерь, ранее  предъявленные виновникам, по которым  судом отказано в иске

94

76-3


 
 

19.09.2006 г.

Инна Каштанова, кандидат экономических наук

Елена Клипперт, кандидат экономических наук

Журнал «Главный Бухгалтер. Сельское хозяйство» № 9, 2006 г.

 
 

От редакции: С 1 января 2007 г. постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 19 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль» на основании постановления Министерства по налогам и сборам от 30.12.2006 № 137 утратило силу.

С 21 февраля 2007 г. постановление  Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 16 «Об  утверждении Инструкции о порядке  исчисления и уплаты налога на добавленную  стоимость» на основании постановления Министерства по налогам и сборам от 05.02.2007 № 22 утратило силу.

С 1 января 2008 г. Закон РБ от 10.01.1992 № 1394-ХII «О государственной пошлине» на основанииЗакона Республики Беларусь от 26.12.2007 № 301-З изложен в новой редакции.

В Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15.12.1998 № 219-3 на основании Закона РБ от 08.07.2008 № 395-З внесены изменения и дополнения.

 

 

 

 

 

 

"Строительство: налогообложение,  бухучет", N 3, 2004

ОФОРМЛЕНИЕ И УЧЕТ ПРЕТЕНЗИЙ

ПРИ КАПИТАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Как показывает практика, оформление и бухгалтерский учет претензий  по результатам выполненных строительных работ имеют существенное значение. Поскольку при приемке строительного  объекта не всегда можно обнаружить допущенный брак или несоблюдение соответствующей  технологии, вопрос организации претензионной  работы особенно актуален. Кроме того, достоверное отражение в бухгалтерском  учете заказчика предъявленных  и признанных подрядной строительной организацией претензий важно при  формировании необходимой информационной базы для принятия своевременных  и обоснованных управленческих решений  ее руководством. Порядок организации  претензионной работы и система  урегулирования экономических споров для заказчиков объектов капитального строительства непосредственно  влияют на финансовую устойчивость и  деловую репутацию.

Известно, что если заказчика не устраивает качество выполненных строительных работ или имели место другие нарушения договора строительного  подряда, то он вправе предъявить подрядчику претензию.

В настоящее время нет отдельного документа, регламентирующего порядок  ведения претензионной работы при  капитальном строительстве, который  бы учитывал особенности отрасли, а  также взаимоотношений, возникающих  между участниками процесса капитального строительства. (Ранее действовавшее  Положение о претензионном порядке  урегулирования споров, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 24.06.1992 N 3116-1, утратило силу в результате принятия Федерального закона от 05.05.1995 N 71-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".) Следовательно, при организации  подобной работы необходимо руководствоваться  общими нормами, изложенными в Гражданском  кодексе РФ. На наш взгляд, основные нормы утратившего силу Положения  о претензионном порядке урегулирования споров целесообразно применять  на практике. Это обусловлено тем, что на сегодня более точно  порядок составления претензий  при урегулировании экономических  споров между заказчиком и подрядной  строительной организацией не разъясняет ни один другой нормативный документ.

Поскольку вопросы организации  претензионной работы в существующих нормативных документах раскрыты не в достаточной мере, представляется необходимым формировать методологические подходы к осуществлению подобной работы с учетом отраслевых особенностей предприятий строительного комплекса  и специфики взаимоотношений  между участниками инвестиционно-строительного процесса.

При этом важнейшими целями претензионной  работы заказчика объекта капитального строительства следует считать:

- корректное документальное оформление  возникших у заказчика претензий;

- решение и устранение ситуаций, которые повлекли претензию;

- возмещение убытков или ущерба, возникших в рамках договора  строительного подряда, по которому  предъявлена претензия.

Действующее законодательство не предъявляет  особых требований к оформлению претензии, поэтому она составляется в произвольной форме. В то же время в ней целесообразно  привести следующую информацию:

- номер договора строительного  подряда, в рамках которого  оформляется претензия, и дату  его заключения;

- какой именно пункт договора  строительного подряда нарушен;

- предмет претензии (например, качество  выполнения строительных работ);

- обстоятельства, на которых основываются  требования заказчика, а также  доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на нормы законодательства, которые нарушил подрядчик;

- сумму претензии и ее обоснованный расчет, если претензия подлежит денежной оценке;

- суть требований заказчика;

- перечень прилагаемых к претензии  документов и других доказательств;

- другие сведения, необходимые  для урегулирования возникшего  спора.

К претензии должны прилагаться  подлинные документы, которые обосновывают требования заказчика, или их копии, заверенные надлежащим образом, либо выписки  из них, если сами документы отсутствуют  у стороны, предъявляющей претензию. Претензия предъявляется в письменной форме и подписывается заказчиком. В случае несоблюдения перечисленных  требований подрядчик может отказаться рассматривать предъявленную ему  претензию. При правильном оформлении претензии подрядчик обязан рассмотреть  ее в течение одного месяца со дня  получения, если иной срок не установлен договором строительного подряда  или нормами действующего законодательства. Если у подрядчика возникает необходимость  в дополнительных документах помимо приложенных к претензии, то они запрашиваются у заказчика. При неполучении запрашиваемых документов от заказчика к указанному сроку претензия может быть рассмотрена на основании имеющихся у подрядчика документов.

Подрядная строительная организация, получившая претензию, обязана сообщить заказчику о результатах ее рассмотрения в течение одного месяца, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается руководством подрядной организации. Он может  быть отправлен заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а  также с использованием иных средств связи, которые могут обеспечить фиксирование отправления ответа на претензию, либо вручается заказчику под расписку.

В ответе на претензию необходимо указать:

- при полном или частичном  удовлетворении претензии - признанную  сумму, номер и дату платежного  поручения на перечисление этой  суммы или срок и способ  удовлетворения претензии, если  она не подлежит денежной оценке;

- при полном или частичном  отказе в удовлетворении претензии  - мотивы отказа со ссылкой  на соответствующее законодательство  и аргументы, обосновывающие отказ;  перечень прилагаемых к ответу  на претензию документов, других  доказательств.

При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии заказчику  должны быть возвращены подлинные документы, которые были приложены к претензии, и направлены документы, обосновывающие отказ подрядной организации  от удовлетворения претензии. Если в ответе подрядчика о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы и к ответу не прилагается поручение банку с отметкой об исполнении (принятии к исполнению), заявитель претензии вправе по истечении 20 дней после получения ответа предъявить в банк инкассовое поручение на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы с начислением в случаях, установленных законодательством, пени за просрочку платежа. К поручению прилагается ответ должника. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на претензию заказчик (застройщик) вправе предъявить иск в арбитражный суд.

Согласно ст.740 ГК РФ по договору строительного  подряда подрядчик обязуется  в установленный договором срок построить по заданию заказчика  определенный объект либо выполнить  иные строительные работы, а заказчик (застройщик) обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и  уплатить обусловленную цену. Стороны  могут договориться и о промежуточных  сроках сдачи отдельных этапов строительных работ. Таким образом, срок завершения строительных работ является одним  из наиболее существенных условий договора. В случае нарушения подрядчиком  любого из сроков, предусмотренных  договором, он обязан возместить заказчику  причиненные в результате этого  убытки.

Информация о работе Учет расчетов по претензиям