Учет при ликвидации предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 04:04, контрольная работа

Краткое описание

На современном этапе развития рынка в РФ большое количество предприятий, по тем или иным причинам, попадают в такое положение, когда они не могут удовлетворить требований кредиторов по денежным обязательствам. В соответствии с действующим законодательством в подобном случае, запускается государственный механизм урегулирования требований кредиторов и исправления финансового состояния предприятия. С точки зрения бухгалтерского учета данная процедура представляет большой интерес. Документальное оформление этого процесса носит несколько иной характер, чем повседневный бухгалтерский учет, поэтому рассмотрение данной темы я считаю актуальной.

Содержание

Введение 3
1. Учет при ликвидации предприятия. Работа бухгалтера,
предшествующая составлению промежуточного ликвидационного баланса. Начисление и уплата налогов во время ликвидации
предприятия. Составление ликвидационного баланса 4
2. Задача 11
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная КГТУ вар.8(1).doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Камчатский государственный технический университет

 

Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»

 

Дисциплина «Учет и анализ банкротств»

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я  Р А Б О Т А

 

 

Вариант № 8

 

 

 

Руководитель

К.Э.Н. Доцент кафедры бухгалтерского

учета и финансов      __________ Древинг С.Р.

«__»________2010 г.

Выполнила

Студентка IV курса гр. 07 БУ

Шифр          Федюнина Ю.А.

«__»________2010 г.

 

 

Работа защищена «___»_________2010 г. с оценкой _____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский, 2010 год.

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

На современном этапе развития рынка в РФ большое количество предприятий, по тем или иным причинам, попадают в такое положение, когда они не могут удовлетворить требований кредиторов по денежным обязательствам. В соответствии с действующим законодательством в подобном случае, запускается государственный механизм урегулирования требований кредиторов и исправления финансового состояния предприятия. С точки зрения бухгалтерского учета данная процедура представляет большой интерес. Документальное оформление этого процесса носит несколько иной характер, чем повседневный бухгалтерский учет, поэтому рассмотрение данной темы я считаю актуальной.

Процедура ликвидации юридического лица регламентируется ст. ст. 61 - 64 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В соответствии со ст. 61 ликвидация юридического лица есть прекращение его прав и обязанностей без права их перехода к иным лицам (как юридическим, так и физическим, в т.ч. учредителям, участникам, акционерам).

Цель контрольной работы рассмотреть учет при ликвидации предприятия.

 

 

1. Учет при ликвидации предприятия. Работа бухгалтера, предшествующая  составлению промежуточного ликвидационного баланса. Начисление и уплата налогов во время ликвидации предприятия. Составление ликвидационного баланса

 

Ликвидация организации влечет ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). Она может быть добровольной или принудительной. Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей организации, принудительная - по решению суда.

Организация может быть ликвидирована (п. 2 ст. 61 ГК РФ):

1) по решению его учредителей (участников), в том числе в связи:

- с истечением срока, на который  создано юридическое лицо;

- с достижением цели, ради которой  оно создано;

2) по решению суда в случаях, если:

- при создании организации были  допущены грубые нарушения закона  и эти нарушения носят неустранимый характер;

- деятельность организации осуществляется  без лицензии;

- деятельность запрещена законодательством  РФ;

- деятельность осуществляется  с неоднократными или грубыми  нарушениями закона или иных  правовых актов;

- общественная или религиозная организация (объединение), благотворительный или иной фонд систематически осуществляют деятельность, противоречащую их уставным целям, и т.д.

 

Работа бухгалтера, предшествующая составлению промежуточного ликвидационного баланса

 

Ликвидация предприятия - длительный и сложный процесс, в котором необходимо участие бухгалтера. В обязанности бухгалтера входит составление ликвидационного баланса.

Составление ликвидационного баланса обязательно проводится после инвентаризации. По окончании срока расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия осуществляет составление промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 63 ГК РФ), хотя, как правило, его делает бухгалтер. Отметим, что составление промежуточного ликвидационного баланса по своему порядку не отличается от составления квартального или годового баланса. О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию.

В этом балансе отражаются, по сути, итоги деятельности ликвидационной комиссии по установлению реального положения дел на предприятии. То есть в нем отражаются выявленные активы и дебиторская задолженность, а также заявленная и признанная к погашению кредиторская задолженность. Если кредитор в ходе проводимой с ним работы не согласится с признаваемым комиссией размером задолженности, то он вправе обратиться в суд.

В том случае, если ликвидационная комиссия не признает некие суммы, а от кредитора не поступит иск в суд, они не принимаются к погашению. Если при этом они числятся в учете ликвидируемого предприятия, то должны быть списаны с баланса.

Естественно, на момент составления промежуточного ликвидационного баланса должна быть уже проведена работа по выявлению имущества предприятия, взысканию дебиторской задолженности.

В промежуточном ликвидационном балансе отражаются только те суммы задолженностей - дебиторских или кредиторских, которые еще не погашены (не взысканы) на момент составления ликвидационного промежуточного баланса. Он утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Сдается он вместе с уведомлением «О составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица» по ф. № Р15003.

Начисление и уплата налогов во время ликвидации предприятия

 

В период с момента принятия решения о ликвидации до утверждения ликвидационного баланса нужно рассчитаться с бюджетом. Это относится и к уплате налогов, начисленных в ходе выездной налоговой проверки, которая проводится в результате ликвидации. Из п. п. 4, 5 ст. 63 Гражданского кодекса следует, что задолженность по налогам, штрафам, пеням нужно погашать в очередности, указанной п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса.

В соответствии с п.1 ст.49 НК РФ обязанность по уплате налогов ликвидируемой организации исполняет ликвидационная комиссия за счет денежных средств, в том числе полученных от реализации имущества. В соответствии с п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать установленные налоги. В случае неисполнения указанной обязанности в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, согласно ст.75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить пени на сумму недоимки. Таким образом, ликвидационная комиссия обязана представить в налоговый орган налоговые декларации по каждому налогу, подлежащему уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

Если организация продала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов, связанных с этой продажей (налог на прибыль, НДС и др.). Если до продажи активов предприятие не имело задолженности перед бюджетом и уже начало рассчитываться со своими контрагентами - кредиторами, то теперь вновь появляется обязанность по уплате налогов.

С момента принятия решения о ликвидации предприятия все расходы производят за счет собственных средств; расчеты с новыми кредиторами по обязательствам, возникшим после принятия решения о ликвидации, покрываются вне очереди.

После того как погашена задолженность по этой очередности, составляется ликвидационный баланс. После утверждения ликвидационного баланса оставшееся имущество распределяется между учредителями (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Если в этот период у организации появляется обязанность рассчитаться с бюджетом, сделать она это должна до окончания срока ликвидации, т.е. до того момента, когда будет занесена запись в ЕГРЮЛ. Организация перестает быть плательщиком налогов только тогда, когда рассчитается с бюджетом (пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ).

 

Составление ликвидационного баланса

 

Как только завершены расчеты с кредиторами, можно составлять ликвидационный баланс, который будет отображать состояние дел на предприятии после окончания расчетов с кредиторами. Ликвидационный баланс также утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации.

Если после окончания расчетов с кредиторами у предприятия останется имущество, то особенностью ликвидационного баланса будет то, что в нем будет отсутствовать кредиторская задолженность, так как она будет полностью погашена или списана с баланса. В этом случае оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица.

Имущество распределяется пропорционально вкладам учредителей (участников). Конкретный порядок распределения имущества должен быть закреплен документально. Это необходимо, в том числе, для предотвращения конфликтных ситуаций.

Ведь если на счете предприятия остались свободные денежные средства, то процесс их распределения достаточно прост и зачастую не требует дополнительных согласований. Но в большинстве ситуаций учредителям остается малоликвидное или неликвидное имущество, которое невозможно реализовать. В этом случае поделить его в натуральном виде - непростой процесс. Именно поэтому конкретный порядок распределения должен быть закреплен документально, а сам факт передачи отражен в акте.

Если имущество вообще неликвидно и на него отсутствует спрос со стороны кредиторов, учредителей, то оно списывается с баланса предприятия и в ликвидационном балансе не отображается.

Чаще всего при ликвидации предприятия денежных средств для осуществления необходимых расчетов не хватает. В этом случае в пассиве ликвидационного баланса отражается не погашенная в связи с отсутствием средств кредиторская задолженность.

Формируя заключительный баланс, необходимо учесть то, что должно быть выполнено закрытие всех счетов учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Рассмотрим на примере закрытие всех счетов.

Пример. В ходе распродажи имущества организации в связи с ее ликвидацией был получен доход в сумме:

- 898 000 руб., числящийся на счете 90, субсчет "Прибыль/убыток от  продаж";

- 54 321 руб., числящийся на счете 91, субсчет "Сальдо прочих доходов  и расходов".

При этом по кредиту счета 99 "Прибыли и убытки" в текущем периоде накоплено 317 110 руб.

Перед составлением ликвидационного баланса бухгалтер сделал следующие записи:

Д-т сч. 90 "Продажи", субсч. "Прибыль/убыток от продаж",

К-т сч. 99 "Прибыли и убытки"

898 000 руб.

списан на счет прибылей и убытков финансовый результат от продаж;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. "Сальдо прочих доходов и расходов",

К-т сч. 99 "Прибыли и убытки"

54 321 руб.

списан на счет прибылей и убытков финансовый результат от прочих операций.

Далее бухгалтер производит закрытие всех субсчетов счета 90 и 91:

Д-т сч. 90 "Продажи", субсч. "Выручка",

К-т сч. 90 "Продажи", субсч. "Прибыль/убыток от продаж",

закрытие кредитового сальдо субсчета по учету выручки;

Д-т сч. 90 "Продажи", субсч. "Прибыль/убыток от продаж",

К-т сч. 90 "Продажи", субсч. "Себестоимость продаж",

закрытие дебетового сальдо субсчетов по учету себестоимости продаж;

Д-т сч. 90 "Продажи", субсч. "Прибыль/убыток от продаж",

К-т сч. 90 "Продажи", субсч. "НДС",

закрытие дебетового сальдо субсчетов по учету НДС;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. "Прочие доходы",

К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. "Сальдо прочих доходов и расходов",

закрыт субсчет по учету прочих доходов;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. "Сальдо прочих доходов и расходов",

К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. "Прочие расходы",

закрыт субсчет по учету прочих расходов.

Далее бухгалтер закрыл счет 99. Общее сальдо на этом счете 1 269 431 руб. (317 110 + 898 000 + 54 321).

Д-т сч. 99 "Прибыли и убытки"

К-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль/непокрытый убыток"

1 269 431 руб.

произведено закрытие счета 99 "Прибыли и убытки".

Закончив все расчеты с кредиторами и учредителями, предприятие остается без имущества, но завершить процесс ликвидации еще нельзя. Ведь предприятие имеет расчетные счета в банках, которые должны быть закрыты.

Поэтому, прежде чем завершить процесс ликвидации, необходимо произвести закрытие банковских счетов, не забыв известить об этом налоговый орган в течение семи дней по ф. № С-09-1.

Не стоит уповать на то, что денежных средств у предприятия не осталось и возможный штраф не будет взыскан. Помимо штрафа, обусловленного Налоговым кодексом РФ и налагаемого на предприятие, должностное лицо может быть привлечено и к административной ответственности в виде штрафа в сумме от 1000 до 2000 руб. (ст. 15.4 КоАП РФ).

Завершив все описанные процедуры, можно представить в налоговый орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по ф. № Р16001. К заявлению прилагается ликвидационный баланс, а также оригинал платежного поручения на уплату госпошлины на 400 руб. Пошлина должна быть заплачена от имени лица, указанного в ф. № Р16001 в качестве заявителя. В противном случае работники налогового органа могут отказать в ликвидации.

Информация о работе Учет при ликвидации предприятия