Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Задачами при написании курсовой работы является:
1. Рассмотреть классификацию и оценку основных средств.
2. Изучить организацию аналитического учета основных средств.
3. Изучить порядок учета поступления основных средств.
4. Рассмотреть учет ремонтов основных средств.
5. Изучить учет амортизации основных средств.
6. Рассмотреть учет выбытия основных средств

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..……3
1. Экономическая сущность основных средств ……………………………………….…..5
1.1 Понятие основных средств их классификация и оценка
основных средств ………………………………………………..……………………………….5
1.2 Организация аналитического учета основных средств ……..…………… ….…... .10
2. Учет движения основных средств……………………….. ……………………………….15
2.1 Учет поступления основных средств ………………………………………………….15
2.2 Учет ремонтов основных средств …………………………………….…………………19
2.3 Учет амортизации основных средств ………………………..………………………...21
2.4 Учет выбытия основных средств…………………………………………………………30
3. Учётная политика и практика учёта основных средств на исследуемом
предприятии………………………………………………………………………………………35
3.1 Применяемая форма бухгалтерского учёта, первичные документы, регистры
и технические средства учёта основных средств………………………………………….35
3.2 Ведение Главной книги и содержание основных бухгалтерских операций
учёта основных средств………………………………………………………………………..38
Заключение ……………………………………………………………………………………...41
Список литературы …………………..…………………………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

              транспортные средства - электровозы, вагоны, морские, речные суда, и др. 

              инструменты – электродрели, пневмонические отбойные молотки, электровибраторы и др.

              производственный инвентарь и  принадлежности – предметы производственного  назначения;

              хозяйственный инвентарь – конторская  обстановка, шкафы, ящики несгораемые, пишущие машинки, ковры, множительная аппаратура;

              многолетние насаждения – озеленительные  и декоративные насаждения на  территории предприятия; 

              прочие основные средства –  библиотечные фонды, музейные ценности, капитальные затраты в арендованные основные средства и др.

              К производственным относятся  также основные средства сельского  хозяйства, торговли, строительства  и др. В учете они показываются  в целом по отрасли, в которой  функционируют, без подразделения  по каким-либо признакам.

              В группу непроизводственных  относятся основные средства  жилищно-коммунального хозяйства  и бытового обслуживания населения, здравоохранения, физической культуры, образования, культуры, искусства и  других отраслей непроизводственной сферы. Они учитываются одной группой.

              По степени использования основные  средства подразделяются на находящиеся:

              - в эксплуатации; в запасе; на  консервации; в стадии  реконструкции, модернизации, частичной ликвидации, дооборудование, достройки, в том числе по результатам проведенного технического диагностирования и соответственно освидетельствования.

              Такое деление необходимо для  получения информации о загрузке  и эффективности использования  основных средств, возможностях замены износившихся средств, принятие мер к передаче или реализации другим предприятиям ненужных средств, а также правильного расчета износа для включения в издержки производства.

              К основным средствам в эксплуатации  относятся основные средства, используемые в производственной и хозяйственной деятельности. Находящиеся в запасе предназначаются для замены действующих во время ремонта, модернизации или полного выбытия.

              По принадлежности основные средства  подразделяются на:

              объекты основных средств, принадлежащие  организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного  управления (в том числе сданные  в аренду, лизинг или переданные  в безвозмездное пользование;

              объекты основных средств, полученные организацией в аренду, лизинг, безвозмездное пользование.

              Как и все объекты учета, основные  средства в бухгалтерском учете  отражаются в денежной оценке. Экономически обоснованная оценка  основных средств имеет большое  значение для правильного определения их общего объема и состава по видам и группам, а также для начисления налогов на недвижимость, расчета амортизации, анализа эффективности использования фондов.

              Различают три вида стоимостной  оценки основных средств:

              первоначальную,

              восстановительную,

              остаточную.

              Первоначальная стоимость – это  сумма фактических затрат на  строительство или приобретение  объекта основных средств,  включая  расходы по доставке и установке (тариф, погрузочно-разгрузочные работы, строительство фундамента,  монтаж, в том числе проценты за кредит, полученный  на приобретение основных средств), то есть это  стоимость объекта в момент ввода его в эксплуатацию.

              Первоначальной стоимостью основных средств признается:

              сумма фактических произведенных  затрат по возведению (сооружению) или приобретению объектов основных  средств,  включая расходы по  доставке, монтажу, установке и пуско-наладке; для объектов, изготовленных (созданных) на самом предприятии, а также приобретенных за оплату у других предприятий, лиц;

денежная оценка экспертной комиссии для объектов  основных средств, внесенных в счет вкладов в уставный фонд предприятия;

текущая рыночная стоимость на дату принятия к  бухгалтерскому учету для объектов, полученных по договору дарения;

при невозможности установить стоимость ценностей полученных предприятием по договорам обязательств, основные  средства учитываются исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты;

объекты основных средств, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, оценивается в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Национального банка Республики Беларусь, действовавшему на дату приобретения.

По существующему положению основные средства в бухгалтерском учете и в отчетности (в том числе в балансе)  отражаются по первоначальной стоимости, которая может изменяться лишь в исключительных случаях.

Восстановительная стоимость представляет собой стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (по действующим ценам). Обычно вновь поступающие основные средства, например оборудование, имеет стоимость иную, чем такие же объекты, приобретенные несколько лет назад, поэтому в учете одинаковые объекты получают разную оценку. Такой разнобой затрудняет правильное образование источников финансирования воспроизводства основных средств (начисление амортизации) и в конечном итоге искажает стоимость продукции, а также результаты анализа и их использования.

В связи с этим, периодически проводят оценку основных средств по восстановительной стоимости, в результате чего достигается единообразие в оценке одинаковых объектов, введенных в действие в разное время. После переоценки основные средства отражаются в учете по восстановительной стоимости.

В условиях рыночной экономики необходима реальная оценка активов, поэтому переоценку основных средств по восстановительной стоимости следует проводить не реже одного раза в год, в соответствии с указаниями финансовых органов по переоценке основных фондов.

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, то есть их первоначальная стоимость постоянно уменьшается. Остаточная стоимость представляет собой первоначальную стоимость за вычетом суммы износа. Это фактическая, реальная стоимость основных средств на отчетную дату. Износ основных средств отражается в учете обособленно от их первоначальной стоимости.     

 

   1.2 Организация аналитического учета основных средств

 

Роль основных средств в процессе производства,  особенности их воспроизводства в условиях перехода к рыночной экономике обуславливают особые требования к информации о наличии,  движении, состоянии и использовании основных  средств.

Рыночная система управления требует более  оперативной и комплексной информации по  основным средствам. Учет должен быть построен таким образом, чтобы из него можно было получить не только отчетные данные, но любую информацию, потребность в которой возникает.

Работа по совершенствованию учета основных средств должна вестись по двум направлениям.

Во-первых, следует работать над тем, чтоб  как можно быстрее и наиболее полно получать необходимую информацию по основным средствам.

Вторым направлением является совершенствование действующей методологии учета основных средств, что вызывается целым рядом причин.

Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить:

правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступление основных средств, их внутреннее перемещение и выбытие;

 своевременное и полное отражение  в учете амортизации основных  средств;

достоверное и полное  определение результатов реализации и прочего выбытия основных средств;

полное определение  затрат, связанных с проведением всех видов  ремонтов и поддержанием основных средств в рабочем состоянии, а также затрат на  проведение модернизации, дооборудования, технического  перевооружения оборудования и реконструкции, достройки объектов основных средств, которые не включаются в себестоимость, а относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств после окончания работ;

 контроль за сохранностью  основных средств, принятых к  бухгалтерскому учету;

проведение анализа использования основных средств;

получение информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности;

формирование фактических затрат, связанных  с принятием активов в качестве основных  средств к бухгалтерскому учету.

Для этого, в организации должна быть  разработана рациональная система документооборота, определены лица, ответственные за сохранность и перемещение объектов основных средств. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными  документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Аналитический пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией организации на инвентарных  карточках учета основных средств (унифицированная форма  первичной учетной документации по учету основных средств ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных  средств»,(Приложение 1) утвержденная  постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 8 декабря 2003 года № 168). Инвентарная карточка открывается на каждый  инвентарный объект. Если инвентарный объект включает отдельные  приспособления и принадлежности, составляющие с ним  одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей.

Организация на основании локального правового акта,  регламентирующего учетную политику, по объектный учет основных средств может осуществлять в инвентарной книге  форма ОС-6б (Приложение 2) или «Инвентарной карточке группового учета объектов основных средств» форма ОС-6а (Приложение 3) с указанием необходимых сведений об основных средствах по  их видам и местам нахождения.

Заполнение инвентарных карточек или инвентарных книг  производится на основе первичной документации: актов приемки-передачи, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, изготовление, перемещение  и выбытие объектов основных средств. В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены следующие основные данные по объекту основных средств: общие сведения об объекте, характеристика объекта по признакам начисления об объекте, характеристика объекта по признакам начисления или освобождения от начисления  амортизации, участия или неучастия в предпринимательской деятельности, нормативный срок службы, срок полезного использования; ресурс объекта (при выборе производительного способа начисления амортизации), способ и метод начисления амортизации; сведения об изменениях местонахождения и стоимости объекта в течение всего срока его эксплуатации, о содержащихся в нем драгоценных материалах, а также  индивидуальная характеристика объекта по другим необходимым параметрам. Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии.

В целях контроля за сохранностью инвентарных карточек их регистрируют в специальной «Описи инвентарных карточек по учету основных средств»  формы ОС-7 (Приложение 4), составленной в одном экземпляре. Для учета движения основных средств по  классификационным группам при ручной  обработке учетной информации применяется «Карточка учета движения основных средств» форма ОС-8 (Приложение 5). Она открывается на каждую  классификационную группу на год и заполняется на основании данных инвентарных карточек  соответствующих групп основных средств и  сверяется с  данными их синтетического учета.

Для  по - объектного учета основных средств в  местах их нахождения (эксплуатации) по материально ответственным лицам  применяется и «Инвентарный список  основных средств» форма ОС-9 (Приложение 6).

Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного  руководителем организации «Акта о приеме-передаче объекта  основных средств» форма ОС-1 (Приложение 7), который составляется на каждый отдельный инвентарный объект, «Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств» форма ОС-1а (Приложение 8), который  составляется на группу  инвентарных объектов, и иных  документов, в частности подтверждающих их государственную  регистрацию в установленных законодательством случаях.

Один из экземпляров указанных актов, утвержденный  руководителем организации, вместе с технической  документацией передается в бухгалтерию организации, которая  согласно этим документам открывает соответствующую  инвентарную карточку или делает отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке.

Техническая документация, относящаяся к данному  инвентарному объекту, может передаваться по месту эксплуатации объекта с соответствующей отметкой в инвентарной  карточке.

Приемка законченных работ по достройке, модернизации,  дооборудованию, реконструкции, частичной ликвидации,  проведению технического диагностирования с соответствующим освидетельствованием оформляется актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и  модернизированных объектов форма ОС-3 (Приложение 9).

Акт приемки-сдачи отремонтированных,  реконструируемых и модернизированных объектов является  основанием для внесения соответствующих корректирующих записей в инвентарную карточку этого объекта. Если отражение  соответствующих корректирующих записей в инвентарной карточке объекта затруднено, то взамен открывается новая инвентарная карточка (с сохранением ранее присвоенного  инвентарного номера) с отражением новых показателей,  характеризующих достоверный, дооборудованный, реконструированный, модернизированный объект.

Информация о работе Учет основных средств