Учет нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в последнее время в имуществе хозяйствующих субъектов неуклонно возрастает доля нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, активной инвестиционной деятельностью, обострением конкурентной борьбы, стремлением получить признание на внутреннем и мировом рынках, усложнением и интеграцией международных финансовых рынков.

Содержание

Введение.....................................................................................................................2
РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ..................................................................................................................3
Понятие нематериальных активов и их виды...............................................3
Основные задачи учета нематериальных активов........................................9
Документальное оформление движения нематериальных активов........11
Характеристика аналитических и синтетических счетов..........................12
РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ....17
2.1. Оценка нематериальных активов..................................................................17
2.2. Учет поступления и создания нематериальных активов...........................20
2.3. Учет амортизации нематериальных активов...............................................28
2.4. Учет выбытия нематериальных активов......................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................

Вложенные файлы: 1 файл

БУХ УЧЕТ КУРСАЧ.docx

— 80.36 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.....................................................................................................................2

РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ..................................................................................................................3

    1. Понятие нематериальных активов и их виды...............................................3
    2. Основные задачи учета нематериальных активов........................................9
    3. Документальное оформление движения нематериальных активов........11
    4. Характеристика аналитических и синтетических счетов..........................12

РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ....17

2.1.    Оценка нематериальных активов..................................................................17

2.2.    Учет поступления и создания нематериальных активов...........................20

2.3.    Учет амортизации нематериальных активов...............................................28

2.4.    Учет выбытия нематериальных активов......................................................32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................39

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................................41

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         С развитием рыночных отношений в составе имущества предприятий появился новый вид средств, отличительной особенностью которых является отсутствие вещественно-натуральной формы - нематериальные активы. В современных условиях формирование полной информации о хозяйственных процессах практически невозможно без информации о нематериальных активах.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в последнее время в имуществе хозяйствующих субъектов неуклонно возрастает доля нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, активной инвестиционной деятельностью, обострением конкурентной борьбы, стремлением получить признание на внутреннем и мировом рынках, усложнением и интеграцией международных финансовых рынков.

Объектом исследования является нематериальные активы предприятия.

Целью данной курсовой работы является исследование учета нематериальных активов.

Задачи:

  • Изучение основных положений, задач и классификации учета нематериальных активов;
  • Изучение нормативно-правовой базы необходимой для учета нематериальных активов;
  • Характеристика аналитических и синтетических счетов учета объекта исследования;
  • Особенности учета нематериальных активов в первичных документах и формах годовой бухгалтерской отчетности;
  • Составление основных финансово-хозяйственных операций необходимых для учета нематериальных активов.

РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

    1. ПОНЯТИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ИХ ВИДЫ

Под нематериальными активами понимают объекты, которые не имеют материальной формы, не обладают физическими свойствами, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход.

Можно также сказать, что нематериальные активы представляют собой обобщенное понятие результатов деятельности человека и средств, не обладающих физической основой. Они реализуются в виде прав, подтверждаемых патентами, свидетельствами и лицензиями. Такая реализация позволяет собственнику этих нематериальных активов получать определенный доход.

В соответствии с п. 3 ПБУ 14/2007 к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

  • не имеет материально-вещественной (физической структуры);
  • может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;
  • предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);
  • не предполагается последующая перепродажа данного имущества в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • способно приносить организации экономическую выгоду в будущем;
  • фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;
  • имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т. п.).

Согласно ПБУ 14/2007 в состав нематериальных активов включаются результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации, деловая репутация и секреты производства (ноу-хау)

Перечень объектов, которые нельзя квалифицировать, как нематериальные активы, установлен в п.2 ПБУ 14/2007. К таким объектам не относятся:

  • не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
  • не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
  • материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных;
  • финансовые вложения.

В состав нематериальных активов не включаются деловые и интеллектуальные качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Таким образом, объектами нематериальных активов являются не сами патенты, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, программы ЭВМ и др., а права на их использование.

В соответствии с п.5 ПБУ 14/2007 единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.

Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).

Нематериальные активы можно разделить на следующие группы:

    • объекты интеллектуальной собственности;
    • деловая репутация организации.

 

Интеллектуальная собственность

Обобщенное понятие «интеллектуальной собственности» включает «права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, к защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».

Интеллектуальная собственность в практике предприятия может быть использована в хозяйственной деятельности предприятия в качестве «нематериальных активов».

К объектам интеллектуальной собственности относятся исключительные права на:

    • произведения литературы, науки, искусства;
    • программы для ЭВМ, базы данных; смежные права;
    • изобретения, промышленные образцы;
    • топологии интегральных микросхем;
    • полезные модели;
    • селекционные достижения;
    • товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.1

Изобретения и полезные модели рассматриваются как техническое решение задачи.

Объекты интеллектуальной собственности можно разделить на 2 вида:

    • регулируемые патентным правом;
    • регулируемые авторским правом.

Патентное право охраняет содержание произведения. Для охраны изобретения, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания необходима их регистрация по установленной процедуре в соответствующих органах.

Регистрация объектов, регулируемых авторским правом, не нужна. Автор обязан выразить свое произведение в любой объективной форме, позволяющей воспроизводить указанный объект.

Изобретение подлежит правовой охране, если является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо (устройство, способ, вещество, штамм, микроорганизм, культуры клеток, растений и животных) или является известным устройством, способом, веществом, штаммом, но имеет новое применение. Патент на изобретение выдается на срок до 20 лет и удостоверяет приоритет изобретения, авторство, а также исключительное право на его пользование.

Промышленный образец – художественно-конструкторское  решение изделия, определяющее его внешний вид. Отличительными признаками патентоспособности промышленного образца являются его новизна, оригинальность и промышленная применимость. Патент на промышленный образец выдается на срок до 10 лет и может быть продлен еще на срок до 5 лет.

Полезная модель представляет собой конструктивное выполнение из составных частей. Отличительные признаки - новизна и промышленная применимость. Правовая охрана осуществляется при наличии свидетельства, выдаваемого Патентным отделом на срок до 10 лет, и может быть продлено еще на срок до 3 лет.

При заключении договоров на приобретение или использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых патентным правом, возможны варианты:

    • создание нематериальных активов оформляется договором подряда на выполнение НИОКР,
    • приобретение у патентообладателя – на основании лицензионного договора или договора или договора об уступке права,
    • договор коммерческой концессии – одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.

Товарный знак и знак обслуживания – обозначение, позволяющее различать соответственно однородные товары и услуги разных юридических или физических лиц. Правовая охрана осуществляется на основе свидетельства Патентного ведомства, удостоверяющего приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, которое выдается на срок до 10 лет и может продлеваться каждый раз на этот же срок.

Наименование места происхождения товара – название страны, населенного пункта или другого географического объекта, используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются  характерными или людскими факторами либо обоими факторами одновременно. Правовая охрана осуществляется на основе свидетельства Патентного ведомства, выдаваемого на срок 10 лет и продлеваемого каждый раз на этот же срок2

Объекты, регулируемые авторским правом

Программа для ЭВМ – объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств. К ней относятся также подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы, и аудиовизуальные отображения.

База данных – объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и др.), систематизированных с целью нахождения и обработки этих данных.

Топология интегральных микросхем – зафиксированная на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.

Правовой формой подачи объектов авторского права является авторский договор. Договоры о передаче имущественных прав на программу ЭВМ, базу данных, топологию интегральных микросхем могут быть зарегистрированы в Российском агентстве по правовой охране указанных объектов по соглашению сторон3.

Деловая репутация

Деловая репутация, учитываемая в составе нематериальных активов, возникает в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).

В соответствии с п. 42 ПБУ 14/2007 стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой организации, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятием как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех ее активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки.

Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.

Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.

Отрицательная деловая репутация в полной сумме относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов.

При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации.

Информация о работе Учет нематериальных активов