Учет наличия и движения основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе достаточно подробно говорится о сущности основных средств, приводится их классификация, описаны порядок и способ оценки, учет их наличия и движения.
Целью данной курсовой работы является изучение экономической сущности основных средств, действующей практики учёта и движения основных средств, а так же анализ эффективности использования основных средств ОАО «Группа Черкизово».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика объектов основных средств и их классификация 4
1.1 Понятие и классификация основных средств 4
1.2 Оценка основных средств в бухгалтерском и налоговом учете 10
1.3 Нормативные документы бухгалтерского учета основных средств 16
1.4 Международная система бухгалтерского учета основных средств 22
Глава 2. Учет операций по поступлению основных средств 27
2.1 Синтетический учет движения основных средств 27
2.2 Учетная политика организации в части поступления основных средств 35
2.3 Формирование первоначальной стоимости основных средств в бухгалтерском и налоговом учете 40
Глава 3. Учет выбытия основных средств 43
3.1 Учетная политика организации в части выбытия основных средств 43
3.2 Формирование остаточной стоимости основных средств в бухгалтерском и налоговом учете 47
Заключение 50
Список литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по буху.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)
ustify">     Методические указания однозначно определяют, что организация самостоятельно может разрабатывать формы первичных учетных документов по движению основных средств (п. 6, 7 и 12).

     Основное средство как инвентарный объект представляет собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный, конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Если объект включает несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

     Для правильной организации аналитического учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту, находящемуся в эксплуатации или в запасе, присваивается инвентарный номер (серия номеров). Инвентарный номер объекта сохраняется за ним в течение всего периода его эксплуатации в данной организации. По арендованным объектам учет может осуществляться по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

     В настоящее время аналитический учет базируется на использовании унифицированных форм первичной учетной документации, разработанных Госкомстатом РФ (утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03 № 7).

     Согласно п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете к бухгалтерскому учету принимаются только первичные документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

     В утвержденные Госкомстатом России унифицированные формы первичной учетной документации организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменений (включая код, номер формы, наименование документа). Исключение отдельных реквизитов из унифицированных форм или их изменение не допускаются.

     Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

     Основные средства принимаются к учету после того, как учтены и сформированы все затраты, связанные с их поступлением в организацию. Принятие к учету объектов основных средств или их передача, например, по договорам купли-продажи, мены, дарения и по договору лизинга, оформляется общими документами:

  • акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1);
  • акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а);
  • акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1б)

     Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве экземпляров по числу сторон, участвующих в сделке. Например, если объект основных средств приобретен через сеть розничной торговли или изготовлен (сооружен для собственных нужд), то оформляется один экземпляр акта, если же объект приобретается или передается по договору купли-продажи или договору мены, то оформляется не менее двух экземпляров (один экземпляр покупателю, другой — продавцу). К акту прилагается техническая документация, паспорт и др. На недвижимое имущество и в случаях сделок с ним заполняется реквизит «Государственная регистрация прав».

     Данные об объекте основных средств организации, находящемся в собственности двух или нескольких организаций, в акте записываются соразмерно доле организации в праве общей собственности в реквизите «Справочно». На первой странице акта проставляются сведения об участниках долевой собственности с указанием их доли в праве общей собственности. Если стоимость приобретенного объекта основных средств выражена в иностранной валюте, указывают сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Банка России на дату приобретения в соответствии с требованиями, действующими в системе бухгалтерского учета.

     Если до введения в эксплуатацию объекта основных средств требуется осуществить монтажные работы, то форма № ОС-1 будет заполнена только после проведения монтажа.

     Данные о приеме и исключении объекта из состава основных средств вносят в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств», № ОС-6а «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств», № ОС-6б «Инвентарная книга учета объектов основных средств»).

     Для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой применяется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2). Накладная выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах и подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств также заносятся и инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств.

     Для оформления поступивших основных средств после ремонта, реконструкции и модернизации составляется акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3).

     Акт составляется в двух экземплярах, если работы выполнялись сторонней организацией. Первый экземпляр остается в организации, второй передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

     Акт подписывают члены приемочной комиссии или лицо, уполномоченное на прием объектов основных средств, а также представителями, организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

     Для оформления и учета списания пришедших в негодность объектов основных средств в результате физического или морального износа применяется акт о списании объекта основных средств (форма № ОС-4), при списании автотранспортных средств применяется акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а), а при списании групп объектов основных средств — акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4б).

     Акты составляются в двух экземплярах и подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, и утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и продажи материальных ценностей и металлолома, полученного в результате списания. В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом передается документ, подтверждающий его снятие с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции).

     Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:

  • в разделе 3 «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» формы № ОС-4;
  • в разделе 5 «Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» формы № ОС-4а;
  • в разделе 2 «Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств» формы № ОС-4б.

     Аналитический учет объектов основных средств ведется в инвентарных карточках (книге) типовых форм № ОС-6, ОС-6а, ОС-6б.

     Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к Общероссийскому классификатору основных фондов, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов — по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации). Инвентарные карточки заполняются на основании актов о приеме-передаче основных средств (формы № ОС-1, ОС-la, ОС-1б), технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. В инвентарной карточке фиксируется вся информация по объекту основных средств: срок полезного использования, способ начисления амортизации, индивидуальные особенности, проведенные капитальные ремонты, модернизации и т.д. Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре, подписываются бухгалтером и находятся в бухгалтерии организации. На основании инвентарных карточек формируются специальные описи (форма № ОС-7), записи в которых делаются по классификационным группам основных средств.

     Данные инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.

     Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14) применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования в качестве объекта основных средств. Этот акт составляется в двух экземплярах комиссией, уполномоченной руководителем на прием основных средств, а затем утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. В случае невозможности проведения качественного приема оборудования при его поступлении на склад акт (форма № ОС-14) является предварительным, составленным по наружному осмотру. Качественные и количественные расхождения с документальными данными организаций, поставивших оборудование, а также факты боя и лома отражаются в соответствующих актах в установленном порядке.

     Передача оборудования с целью монтажа оформляется актом «О приеме-передаче оборудования в монтаж» (форма № ОС-15). При проведении монтажных работ подрядным способом в состав приемочной комиссии входит представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж формы № ОС-15 не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте и ему передают копию акта.

     При выявлении дефектов в результате испытания, монтажа объекта основных средств составляется акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-1б). Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации оформляется в установленном порядке по форме № ОС-1 или ОС 1б.

     Для оформления материальных ценностей, полученных в результате разборки и демонтажа зданий и сооружений и пригодных для использования в организации, составляется акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35) в трех экземплярах.

1.4 Международная система  бухгалтерского учета  основных средств

 

     МСФО (IAS) 16 «Основные средства» является основным международным стандартом, регулирующим порядок учета основных средств.

     Учет  основных средств в соответствии с МСФО основывается на пяти главных  моментах:

     1) идентификация объекта;

     2) определение стоимости, по которой  объект принимается к учету;

     3) выбор методов распределения  стоимости объекта на будущие  периоды (декапитализации);

     4) измерение стоимости объекта  после принятия его к учету;

     5) отражение выбытия объекта.

     Стандарт  МСФО (IAS) 16 определяет основные средства как внеоборотные материальные активы, выделяя две их основные характеристики:

     1) их назначение - применение в производстве  и для поставки продукции (товаров)  или оказания услуг, сдача в  аренду сторонним по отношению  к компании лицам или решение  административных задач;

     2) ожидаемую продолжительность их  использования - более одного  отчетного периода.

     Таким образом, к основным средствам относятся  эксплуатируемые длительное время (но не потребляемые единовременно) материальные ресурсы. Исходя из этого, запасные части, вспомогательное, резервное оборудование, используемое в непосредственной связи с процессом эксплуатации основных средств, квалифицируются МСФО как запасы (то есть материальные оборотные активы), если ожидаемый срок их использования не превышает одного отчетного периода.

Информация о работе Учет наличия и движения основных средств