Учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с положением по БУ, учет материально производственных запасов (ПБУ 5/01 от 09.06.01) материально производственные запасы (МПЗ) – часть имущества. Для правильной организации учета МПЗ на предприятиях разрабатывается номенклатура-ценник, в ней указывается учетная цена и единица измерения материалов.

Содержание

1 Материально-производственные запасы, их состав, принципы оценки
2 Материалы, их классификация и виды оценок
3 Документальное оформление поступления и расходования материальных ценностей
4 Учет материалов на складах и в бухгалтерии
5 Синтетический учет материалов

Вложенные файлы: 1 файл

бухучет.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Тема 8. Учет материально-производственных запасов

1 Материально-производственные  запасы, их состав, принципы оценки

2 Материалы, их классификация  и виды оценок

3 Документальное оформление  поступления и расходования материальных  ценностей

4 Учет материалов на складах и в бухгалтерии

5 Синтетический учет  материалов

Учет материально-производственных запасов

1.Материально-производственные  запасы, их состав, принципы оценки

В соответствии с положением по БУ, учет материально производственных запасов (ПБУ 5/01 от 09.06.01) материально производственные запасы (МПЗ) – часть имущества.

 В состав МПЗ  входят следующие группы оборотных  активов:

- материалы,

- инвентарь и хозяйственные принадлежности,

- готовая продукция,

- товары.

Оценка МПЗ.

 Для правильной  организации учета МПЗ на предприятиях разрабатывается номенклатура-ценник, в ней указывается учетная цена и единица измерения материалов.

Большинство предприятий  ведут текущий учет по твердым  учетным ценам. Ими могут быть плановые либо средние покупные цены. Предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год может предусмотреть один из следующих методов оценки материалов списываемых на производство: по средней (средней взвешенной) себестоимости; по себестоимости первой по времени закупок (метод ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

В налоговом учете  стоимость МПЗ складывается как  и в бухучете из фактических затрат организации на их приобретение. В  некоторых случаях эти затраты  могут не совпадать в бухучете и налоговом учете. Например это касается % по кредитам и займам, взятом при оплате сырья. В налоговом они входят в состав в нереляционных расходов, в бухучете- учитываются в стоимости материалов (если они начислены до оприходования материалов).

Существуют следующие  методы учета производственных запасов:

количественно-суммовой

с помощью отчетов  материально ответственных лиц;

оперативно –бухгалтерский (сальдовый).

Наиболее прогрессивным  и рациональным методом учета  материалов является операционно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов и осуществляется в карточках складского учета материалов (ф. М-17). Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему склада. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходной ордер и регистрирует его в карточке учета материалов в графе приход. На основании расходных документов в карточке регистрируются расход материала. В карточке после каждой записи выводится остаток. Кладовщик в установленном графиком сроке сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов к которым они относятся. По состоянию на 1 число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатка материалов (ф. М-14). При использовании МПЗ на производственные нужды (Дт20,23,25,26,08 Кт10) одновременно состав нереляционных доходов включает стоимость израсходованных материалов и в учете отражается проводкой ДТ98/02 Кт91/1.

Отпуск материалов со склада производится на различные цели и отражается следующими проводками:

на изготовление продукции  Дт20,23 Кт10;

на строительство объектов основных средств Дт08 Кт10;

на ремонт основных средств  Дт25,26 Кт10;

продажа на сторону- учет ведут на счете91 – прочие доходы и расходы.

Счет активно-пассивный, сальдо не имеет, операционно-результативный. По Дт91 отражается: фактическая себестоимость реализованных материалов Дт91/2 Кт10; сумма НДС начисленная на реализацию материалов Дт91/2 Кт68; расходы по продаже материалов Дт91/2 Кт70,69,76.

 По кредиту отражается: выручка от продажи по отпускным  ценам включая НДС Дт51,62 Кт91/1.

 Сопоставление оборотов  на счете 91 определяется финансовым  результатом от продажи. Если  оборот Дт больше оборота Кт (сальдо дебетовое) – получаем  убыток, его списывают на счет 99 прибыли и убытки ДТ99 Кт91/9. если  оборот Дт меньше оборота Кт (сальдо кредитовое)- списывают проводкой Дт91/9 Кт99. при оприходовании поступивших на склад специальной оснастки и специальной одежды в бухучете делают запись Дт10/10 Кт60 на покупную стоимость Дт19 Кт60 на сумму входного НДС. Фактическая себестоимость израсходованных материалов записывают в журналах – ордерах 10/1,10, в корреспонденции Дт20,23,25,26,08,91,90 Кт10.

 

 

 

 

 

 

2.Материалы, их классификация и виды оценок

Материалы являются составной  частью МПЗ. Их порядок учета и  оценка определены ПБУ 5/01 и Приказом Минфина РФ от 28.12.2001г. №119-н “Методические рекомендации о порядке учета МПЗ”.

 Материалы группируются  по 2-м признакам: 

1. По функциональному  назначению в зависимости от  роли в технологическом процессе  различают основные и вспомогательные  материалы. 

 Основные материалы  вещественно входят в создаваемый  продукт, являясь его основой  или  необходимыми компонентами  при изготовлении продукции, оказании  услуг. 

 Вспомогательные материалы  либо присоединяются к основным  материалам, либо потребляются средствами труда, либо используются для улучшения условий труда.

2. По техническим свойствам  - группам, подгруппам, классам, размерам, типам, марке, сорту. Присваивается  свой номенклатурный номер по  определенной системе нумерации. 

 Систематизация номенклатур  показывается на предприятии в специальном справочнике. Если это возможно, то каждому виду материалов закрепляется их оценка, которая называется учетной ценой. В этом случае справочник называется номенклотуро-ценник.

 К счету 10 может  быть открыто 11 субсчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Документальное оформление  поступления и расходования материальных  ценностей

   Операции по движению материальных ценностей все юридиче-

ские лица независимо от формы собственности должны оформлять

унифицированными первичными документами по учету материа-

лов, разработанными Госкомстатом России. Первичные документы

на получение и отпуск материалов должны быть правильно оформ-

лены, иметь соответствующие  подписи и быть заранее пронумеро-

ваны.

Список лиц, имеющих  право подписи на выдачу особо  дефи-

цитных и дорогостоящих  материалов, и перечень таких материалов

устанавливаются руководителем  организации по представлению

начальника отдела снабжения  и главного бухгалтера.

Перечислим документы  по учету материально-производственных

запасов.

• Доверенность (ф. No М-2 и No М-2а) — применяется для

оформления права должностного лица выступать в качестве

доверенного лица организации  при получении материальных

ценностей от поставщика. Доверенность составляется в од-

ном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под

расписку получателю. Срок действия доверенностей, как

правило, не может превышать 15 дней; в исключительных

случаях она может  выдаваться на календарный месяц.

• Приходный ордер (ф. No М-4) — используется для учета ма-

териалов, поступающих  от поставщиков или из переработки.

Приходный ордер составляется в одном экземпляре матери-

ально ответственным  лицом в день поступления ценностей

на склад. Он выписывается на фактически принятое количе-

ство ценностей. Бланки приходных ордеров вручаются  мате-

риально ответственным лицам в заранее пронумерованном

виде.

• Акт о приемке  материалов (ф. No М-7) — применяется для

оформления приемки  материальных ценностей в тех  случа-

ях, когда имеются количественные и качественные расхож-

дения с данными сопроводительных документов поставщи-

ка, а также при приемке  запасов, поступивших без докумен-

тов (при неотфактурованных  поставках). Акт является юри-

дическим основанием для предъявления претензии постав-

щику; он составляется в  двух экземплярах членами прие-

мочной комиссии с обязательным участием материально от-

ветственного лица и  представителя поставщика или предста-

вителя незаинтересованной организации. Утверждается акт

руководителем организации  или другим уполномоченным

лицом. Один экземпляр  акта с приложенными первичными

документами передается в бухгалтерию для учета движения

материальных ценностей, другой — в отдел снабжения  или

бухгалтерию для направления  претензионного письма по-

ставщику.

•   Лимитно-заборная карта (ф No М-8) — нужна для учета от-

пуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрика-

тов и т.п. в производственные подразделения организации в

пределах утвержденного  лимита. Лимит отпуска определяет-

ся на основе существующих нормативов расчетным путем,

исходя из объемов  производственных заданий цехов с уче-

том переходящих остатков запасов на начало отчетного пе-

риода. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экзем-

плярах сроком на один месяц, а при небольших объемах  — на

квартал. Один экземпляр  карты до начала месяца передается

структурному подразделению — потребителю материалов,

другой — складу.

Материалы отпускаются  в производство складом только

при предъявлении представителем структурного подразделе-

ния своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик

отмечает в обоих  экземплярах дату и количество отпущен-

ных материалов, после  чего выводит остаток лимита мате-

риала. В лимитно-заборной карте структурного подразделе-

ния расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте

склада — представитель  структурного подразделения. Ли-

митно-заборные карты склад сдает в бухгалтерию после ис-

пользования лимита.

• Требование-накладная (ф. No М-11) — применяется для учета

движения материальных ценностей внутри организации, их

отпуска филиалам, расположенным  за его пределами, и при

продаже запасов.

Накладная составляется в двух экземплярах материально  ответ-

ственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый

экземпляр предназначен для списания ценностей (складом, цехом),

второй — для оприходования  ценностей принимающей стороной

(складом, цехом). Сверхлимитный отпуск материалов со склада мо-

жет производиться только с разрешения руководителя или главного

инженера и оформляется  требованием-накладной (ф. No М-11).

Замена одних видов  материалов другими, сходными по своим

свойствам, также допускается только с разрешения руководителя и

оформляется требованием-накладной  указанной формы. Этот доку-

мент вместе с лимитно-заборной картой заменяемого материала

передается на склад, и кладовщик уменьшает остаток  лимита с уче-

том выдачи материалов-заменителей.

• Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. No М-15) —

используется для учета  отпуска материальных ценностей

сторонним организациям на основании договоров и других

документов. Накладная  выписывается в двух экземплярах  по

предъявлении получателем доверенности на получение цен-

ностей, заполненной в установленном  порядке. Первый эк-

земпляр передается на склад в качестве основания для от-

пуска материалов, второй — получателю.

При отпуске материалов самовывозом  или выносом кладовщик

передает в бухгалтерию накладную, подписанную получателем, для

выписки расчетно-платежных документов, если материалы отпуска-

лись с последующей оплатой.

• Карточка учета материалов (ф. No М-17) — служит для учета

движения материалов на складе по каждому сорту, виду,

размеру. Карточки являются документом строгой отчетности

и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответ-

ственное лицо (кладовщик, заведующий складом) произво-

дит записи в карточках на основе первичных приходно-

расходных документов в день совершения операции в нату-

ральном выражении.

• Акт об оприходовании материальных ценностей, полу-

ченных при разборке и демонтаже  зданий и сооружений

(ф. No М-35) — применяется для учета материальных ценно-

стей, полученных в процессе ликвидации основных средств,

пригодных для использования  при производстве работ в са-

Информация о работе Учет материально-производственных запасов