Кредитные операции коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ - это отношения между кредитором и дебитором (заемщиком) по поводу предоставления (получения) во временное пользование денежных средств, их возврата и оплаты. При этом имеется в виду именно содержание действий участников отношений, прежде всего банковских работников. Источником кредита служат временно свободные ресурсы в денежной форме, высвобождаемые в процессе деятельности кредитных институтов. От всех иных форм предоставления средств (субсидии, субвенции, дотации и др.) кредит как экономическую категорию отличают три основополагающих принципа - срочность, возвратность и платность.

Содержание

Введение
Глава 1.Кредитные операции коммерческого банка.
1.1.Кредитные операции и их виды.
1.2. Понятие и составные элементы кредитной политике.
Глава 2.Кредитный риск и методы управления им.
2.1. Понятие риска и их классификации.
2.2.Характеристика кредитного риска.
2.3.Методы управления кредитным риском.
Глава 3.Основные способы снижения кредитного риска.
3.1.Оценка кредитоспособности заемщика,как способ снижения кредитного риска.
3.2.Диверсификация кредитного портфеля банка.
3.3.Использование разнообразных форм обеспечения возвратности ссуд.
3.4.Создание резерва на возможные потери по ссудам.

Вложенные файлы: 1 файл

Жанна.docx

— 52.35 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1.Кредитные операции коммерческого  банка.

1.1.Кредитные операции  и их виды.

1.2. Понятие и составные  элементы кредитной политике.

Глава 2.Кредитный риск и методы управления им.

2.1. Понятие риска и  их классификации.

2.2.Характеристика кредитного  риска.

2.3.Методы управления кредитным  риском.

Глава 3.Основные способы снижения кредитного риска.

3.1.Оценка кредитоспособности  заемщика,как способ снижения кредитного риска.

3.2.Диверсификация кредитного  портфеля банка.

3.3.Использование разнообразных  форм обеспечения возвратности  ссуд.

3.4.Создание резерва на  возможные потери по ссудам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Кредитные операции коммерческого  банка.

1.1.Кредитные операции  и их виды.

КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ - это отношения между кредитором и дебитором (заемщиком) по поводу предоставления (получения) во временное пользование денежных средств, их возврата и оплаты. При этом имеется в виду именно содержание действий участников отношений, прежде всего банковских работников. Источником кредита служат временно свободные ресурсы в денежной форме, высвобождаемые в процессе деятельности кредитных институтов. От всех иных форм предоставления средств (субсидии, субвенции, дотации и др.) кредит как экономическую категорию отличают три основополагающих принципа - срочность, возвратность и платность.

При этом под СРОЧНОСТЬЮ подразумеваются заранее оговоренные сроки возврата кредитору заемных средств; под ВОЗВРАТНОСТЬЮ - обязательная выплата кредитору суммы основного долга на оговоренных условиях. ПЛАТНОСТЬ означает, что в данной экономической операции денежные средства представляют собой специфический товар и, на основе закона стоимости, его цена выражается в процентах.

Кроме указанных обязательных принципов, кредиты могут быть классифицированы по следующим дополнительным основным видам и формам:

- источники привлечения - внешние и внутренние кредиты;

 

- назначение - связанные, несвязанные и промежуточные;

 

- цели использования - целевые и нецелевые;

 

- сроки - кратко-, средне-, долгосрочные и инвестиционные;

 

- обеспеченность - обеспеченные и бланковые;

 

- форма организации - синдицированные, консорциальные, двусторонние и клубные;

 

- валюта привлечения - в валюте страны-кредитора, в валюте страны-заемщика, в валюте третьей страны, в международных счетных денежных единицах, мультивалютные;

 

- вид процентной ставки - плавающая, фиксированная и смешанная;

 

- форма предоставления - путем реального перевода средств, рефинансирования и переоформления долга;

 

- форма погашения - одной суммой, равными долями через равные промежутки времени, непропорциональными долями во взаимосогласованные сроки;

 

- число использования - разовые и возобновляемые;

 

- техника предоставления - одной суммой, открытая кредитная линия, контокоррентный кредит, овердрафтный кредит, “стэнд-бай” и т.д.;

 

- вид кредитора - официальные, неофициальные, смешанные и кредиты международных организаций;

-    юридическая подчиненность - по законодательству кредитора, по законодательству заемщика, по  законодательству третьей страны.

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие и составные элементы кредитной политике.

Кредитная политика – это стратегия и тактика банка в области кредитных операций. Не существует единой кредитной политики для всех банков. Каждый банк формирует свою собственную кредитную политику, учитывая экономические, политические, географические, организационные и иные факторы, оказывающие влияние на его деятельность. Считается, что риски банка повышаются, если он не имеет своей кредитной политики; если он ее имеет, но не довел до сведения всех исполнителей; если он имеет противоречивую или неконкретную политику. Кредитная политика в части стратегии вбирает в себя приоритеты, принципы и содержательные цели конкретного банка на кредитном рынке, а в части тактики - финансовый и иной инструментарий, используемый данным банком для реализации его целей при осуществлении кредитных сделок, правила их совершения, порядок организации кредитного процесса. Таким образом, кредитная политика создает необходимые общие предпосылки эффективной работы персонала кредитного подразделения банка (понимания приоритетов, целей, инструментов, методов организации кредитных сделок), объединяет и организует усилия персонала, уменьшает вероятность ошибок и принятия нерациональных решений. В зарубежной банковской практике формирование кредитной политики включает, во-первых, определение стратегии, утверждаемой советом директоров (правлением); во-вторых, разработку подробного руководства по осуществлению кредитных операций, призванного обеспечить реализацию стратегических направлений деятельности банка в данной сфере. Подготовкой такого руководства обычно занимается специальное подразделение, в чьи функциональные обязанности входит также контроль за выполнением требований данного документа. Руководство является конфиденциальным документом и даже внутри банка доводится до сведения лишь тех служащих, которые участвуют в кредитном процессе. Заявки на кредит рассматриваются в среднем в течение 7 банковских дней с момента предоставления клиентом всех необходимых документов. По просьбе клиента заемные средства могут быть перечислены как на его расчетный счет, так и непосредственно на расчетные счета его партнеров в оплату продукции или услуг.

Для принятия банком решений по выбору собственных целей в сфере кредитования важное значение имеют:

а) постановка общих целей деятельности банка на предстоящий период, в частности в отношении доходности и ликвидности;

б) адекватный анализ кредитного рынка (спроса и предложения кредитных услуг), включая отношения централизованных кредитных ресурсов к общей массе кредитных вложений по стране в целом или региону;

в) ясность перспектив развития ресурсной базы банка;

г) верная оценка качества своего кредитного портфеля;

д) учет динамики уровня квалификации персонала.

Глава 2.Кредитный риск и методы управления им.

2.1.Понятие рисков, и их классификация

Принятие рисков — основа банковского дела. Банки имеют успех тогда, когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции. Банки стремятся получить наибольшую прибыль. Но это стремление ограничивается возможностью понести убытки. Риск банковской деятельности и означает вероятность того, что фактическая прибыль банка окажется меньше запланированной, ожидаемой. Чем выше ожидаемая прибыль, тем выше риск. Связь между доходностью операций банка и его риском в очень упрощенном варианте может быть выражена прямолинейной зависимостью.

Уровень риска увеличивается, если:

 

-проблемы возникают внезапно  и вопреки ожиданиям;

 

-поставлены новые задачи, не соответствующие прошлому  опыту банка;

 

-руководство не в состоянии  принять необходимые и срочные  меры, что может привести к  финансовому ущербу (ухудшению возможностей получения необходимой или дополнительной прибыли);

 

-существующий порядок  деятельности банка или несовершенство  законодательства мешает принятию  некоторых оптимальных для конкретной  ситуации мер.

 

Последствия неверных оценок рисков или отсутствия возможности противопоставить действенные меры могут быть самыми неприятными. Приведем несколько соответствующих примеров из практики западных банков.

 

В 1989 г. Британский Midland Bank потерял 116 млн.ф.ст. в результате ошибочного прогноза в отношении уровня ссудного процента по кредитам.

 

В феврале 1990 г. После неудачной попытки найти финансовую поддержку рухнул крупный американский банк Drexel Burnham Lambert ,который доминировал на рынке так называемых сомнительных облигаций небольших и малоизвестных фирм, капиталовложения в акции которых были связаны с большим риском, но с повышенным дивидендом. Крах рынка в результате финансовых злоупотреблений привел к краху самого банка, а также поставил под угрозу существование целого ряда сберегательных банков, поместивших свои средства в эти акции под гарантии DBL.

 

В январе 1991 г. Американский Bank of New England предупредил своих клиентов, что после списания невозвратных кредитов в 4 квартале 1990 г его потери составили 450 млн. Долл. В последовавшей затем панике его клиенты изъяли со счетов более 1 млрд. Долл., и банк обанкротился. Потребовалось вмешательство федерального правительства и оказание банку помощи в размере 2,3 млрд. Долл., чтобы предотвратить цепную реакцию банковских крахов по стране. Банк сохранил свое существование, но полностью утратил независимость.[2,c.25]

 

Анализ и оценка риска в значительной мере основаны на систематическом статистическом методе определения вероятности того, что какое-то событие в будущем произойдет. Обычно эта вероятность выражается в процентах. Соответствующая работа может вестись, если выработаны критерии риска. Позволяющие ранжировать альтернативные события в зависимости от степени риска. Однако исходным пунктом работы является предварительный статистический анализ конкретной ситуации.[3,c.11]

 

Риском можно управлять, т.е. использовать меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. Эффективность организации управления рисками во многом зависит от классификации. Под классификацией риска следует понимать распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Научно-обоснованная классификация риска позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском. Рисков в зависимости от состояния каждого из перечисленных элементов. Имеется множество различных классификаций банковских рисков. Наиболее интересные из них представлены ниже. Различаясь положенными в их основу критериями эти классификации роднит то, что все они однозначно полагают кредитный и процентный риски основными для банков. Представленная классификация нуждается в некоторых пояснениях и конкретизации Внутренние риски возникают в результате деятельности самих банков и зависят от проводимых операций. Бухгалтерские риски включают в себя: риски потери денег из-за неправильных или несвоевременных начислений, ущерба репутации банка в глазах третьих лиц, а также риски мошенничества из-за большого количества неконтролируемых проводок, легкого доступа к ведению бухгалтерии и ее упрощенной схемы.

Административные риски обычно связаны с утратой платежных и иных документов. Административные риски тесно связаны с рисками банковских злоупотреблений, которые связаны с валютной спекуляцией, спекуляцией ценными бумагами, регулированием объемов кредитов и процентных ставок с целью “ нажима” на клиента, возможностью оказания воздействия на финансовое состояние своего клиента, нарушением кредитных и договорных отношений со стороны банка с преднамеренной целью, участием в с говоре,,неверной экспертизой проектов и консультирование с умыслом кражи, растраты, обмана.

Так называемые конкурентные риски для банков связаны с возможностью слияния банков и небанковских учреждений, появлением новых видов банковских операций и сделок, снижением стоимости услуг других банков, повышением требований к качеству банковских услуг, легкостью возникновения новых банковских учреждений, сложностью процедуры банкротства банков.

 

Макроэкономический риск связан с нарушением основных пропорций в экономике страны и действием неблагоприятных финансовых факторов.

 

К рискам перевода можно отнести:

 

-отсутствие валюты;

 

-риск ликвидности внешней  торговли и инвестиций, платежного  баланса;

 

-отказ от выполнения  обязательств;

 

-невыполнение обязательств  в будущем;

 

-пересмотр договора;

 

-пересмотр плана;

 

-изменение стоимости  инвалютных активов и пассивов  в национальной денежной единице.

 

Организационные риски включают:

 

-отсутствие квалифицированного  персонала;

 

-отсутствие или недостаток  коммерческой и финансовой информации  и пр.

 

Внешние риски в своей совокупности обычно характеризуются также пространственным аспектом, означающим, что различным (регионам) республикам), разным странам или группам стран в каждый данный момент присущи особое сочетание и специфическая мера остроты внешних рисков, обусловливающие особую привлекательность или непривлекательность данного региона или данной страны с точки зрения банковской деятельности. Выражение “ страновой (региональный) риск” означает только этот аспект, но не содержательно отдельный вид риска наравне с финансовыми, экономическими, политическими и иными внешними рисками.

 

Риски состава клиента связаны с маркетингом банковских услуг и контактами с общественностью. Разнообразие требований мелкого, среднего и крупного клиента с неизбежностью определяет и степень самого риска. Так, мелкий заемщик больше зависит от случайностей рыночной экономики. В то же время значительные кредиты, выданные одному крупному клиенту или группе связанных между собой клиентов, часто являются причиной банковских банкротств.

 

Степень банковского риска, как видно из классификации, определяется тремя понятиями: полный, умеренный и низкий риски.

 

Полный риск предполагает потери, равные банковским вложениям в операцию. Так, сомнительный или потерянный кредит обладает полным, то есть 00-процентным, риском. Банк прибыли не получает, находится в зоне недопустимого или критического риска.

 

Умеренный риск (до 30%) возникает при не возврате небольшой части основного долга или процентов по ссуде, при потере лишь части суммы по финансовым и другим операциям банка. Риск находится в зоне допустимого. Банк получает прибыль, позволяющую покрыть допущенные потери и иметь доходы.

Информация о работе Кредитные операции коммерческого банка