Аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

При расчетах покупателями, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия.Четкая организация расчетов с покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций. Цель курсовой работы – определение содержания учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.

Содержание

Введение 3
1. Основа аудиторской деятельности 4
2. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками и нормативные акты и положения, регулирующие бухгалтерский учет 8
3. Дебиторской задолженности и ее оценка при постановке на учет 15
4. Векселя 17
5. Авансы 19
6. Дебиторская задолженность. Погашение путем взаимозачетов 20
7. Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков. Погашение путем переуступки прав требования 22
8. Договор мены. Учет расчетов с покупателями при продаже продукции 23
9. Экспортные операции. Расчеты с покупателями и заказчиками . 25
10. Расчет с покупателями и заказчиками. Учет суммовых разниц. 27
11. Дебиторская задолженность и ее списание 29
12. Расчет с покупателями и заказчиками. Порядок проведения инвентаризации. 32
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

аудит в промшл.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Задолженность считается  безнадежной в следующих случаях:

    • с истекшим сроком исковой давности. По нормам гражданского законодательства срок исковой давности составляет три года (ст.196 ГК РФ);
    • долги, которые невозможно взыскать с должника. К примеру, задолженность ликвидированной организации. Безнадежным должником можно считать организацию, признанную банкротом и находящуюся в процессе ликвидации, если уже достоверно известно, что с нее не удастся взыскать долги. Нереальной для взыскания признается и задолженность, которую не удалось взять у должника судебному приставу.

  Списание дебиторской задолженности, возникшей по вине покупателя, отличается от других видов дебиторской задолженности тем, что процедура списания обычно сопровождается начислением НДС. Поэтому списание безнадежного долга покупателя необходимо начать с выяснения этого налогового вопроса. Бухгалтер должен проверить, был ли раньше - в момент возникновения данной дебиторской задолженности - начислен НДС. Если в учетной политике организации утвержден метод "по отгрузке", НДС начисляется к уплате в момент отгрузки товаров (работ, услуг).

При списании безнадежной  дебиторской задолженности покупателя налог повторно начислять не нужно.

Срок исковой давности прерывается при совершении должником  любых действий, свидетельствующих  о признании долга. Об этом гласит ст.203 ГК РФ.

Письменные ответы и  заявления дебитора, признание им выставленной претензии, подписание акта сверки задолженности, частичная оплата долга - все это служит точкой отсчета нового срока исковой давности.

 Кроме того, срок исковой давности прерывается, если кредитор обращается с иском в суд. После судебного решения о необходимости возврата должником суммы долга начинается течение нового срока исковой давности.

Но если поданный кредитором иск оставлен судом без рассмотрения, срок исковой давности не считается  прерванным (ст.204 ГК РФ).

 

 При списании дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности еще не истек, также требуется документальное подтверждение, что долг стал нереальным для взыскания.

               Доказательством могут служить:

    • определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства и ликвидации должника;
    • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о том, что организация-должник ликвидирована;
    • решение суда или уведомление ликвидационной комиссии (конкурсного управляющего) о том, что требования кредитора не будут удовлетворены из-за недостаточности имущества ликвидируемой организации;
    • акт судебного исполнителя о невозможности взыскания долга с организации-должника и т.д.

Не имея на руках подтверждающих документов, обосновывающих безнадежность  дебиторской задолженности, кредитор не вправе приступать к списанию долга.

  Инвентаризация проводится по приказу руководителя организации (приложение 15). Приказ составляется по форме ИНВ-22, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. Периодичность инвентаризации определяется предприятием самостоятельно, но есть случаи, не зависящие от руководства.

Так, инвентаризация имущества  и задолженности обязательно  проводится всеми предприятиями  перед составлением годовой отчетности и в иных случаях, перечисленных в п.2 ст.12 Закона о бухучете.

 Кроме того, инвентаризацию задолженности ежеквартально проводят организации, которые в целях исчисления налога на прибыль создают резервы сомнительных долгов.

Это требование прописано  в п.4 ст.266 НК РФ. Согласно указанному пункту сумма отчислений в резерв рассчитывается на основе данных инвентаризации дебиторской задолженности, проводимой на последнее число отчетного (налогового) периода.

 Перед проведением инвентаризации бухгалтерия составляет справку о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности на дату проведения инвентаризации.

Справка является приложением  к акту инвентаризации расчетов с  покупателями, поставщиками и прочими  дебиторами и кредиторами (форма  ИНВ-17). В ней указываются подробные  сведения о каждом дебиторе (его наименование, адрес, телефон), сумма задолженности, когда и почему она возникла, а также перечисляются документы, подтверждающие задолженность.

 Прежде всего, это платежные и отгрузочные документы. Справка о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности служит своеобразным путеводителем для инвентаризационной комиссии при проверке состояния расчетов с покупателями и поставщиками.

Если в соответствии с учетной политикой организация  исчисляет НДС "по оплате", моментом оплаты признается день истечения срока исковой давности или день списания безнадежной дебиторской задолженности (п.5 ст.167 НК РФ). Следовательно, при списании задолженности организация должна начислить НДС.

Порядок списания безнадежной  дебиторской задолженности в  бухгалтерском учете зависит от того, создавала ли организация-кредитор резерв сомнительных долгов.

Если не создавала, сумма  дебиторской задолженности относится  на счет финансовых результатов в  качестве внереализационных расходов (п.77 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Сумма списанной дебиторской  задолженности уменьшает налогооблагаемую прибыль фирмы (при условии, что  задолженность списана из-за того, что истек срок исковой давности или ее невозможно взыскать).

Получается, что списать  задолженность фирме выгоднее в том периоде, когда у нее есть прибыль, сумма которой больше размера задолженности.

В этом случае при списании задолженности организация сэкономит  на налоге на прибыль.

Невыгодно списывать  дебиторскую задолженность, если в  текущем периоде организация получила убыток или прибыль, сумма которой значительно меньше размера долга.

Списав в этом случае задолженность, организация не сможет сэкономить на налоге на прибыль.

Также невыгодно списывать  задолженность, если известно, что должник  перечислит деньги после того, как долг уже будет списан.

В этом случае после поступления  денег организация должна будет  заплатить налог на прибыль со всей поступившей суммы.

В этих двух случаях организация  заинтересована продлить срок исковой  давности.

При составлении бухгалтерской отчетности предприятие может выявить суммы дебиторской задолженности, не погашенной в установленные сроки и не обеспеченной соответствующими гарантиями (сомнительную дебиторскую задолженность).

По такой задолженности  предприятия могут создавать  резервы сомнительных долгов (п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

12. Расчет с покупателями и  заказчиками. Порядок проведения инвентаризации.

 
     Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», организация для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязана проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в т.ч. и расчетов с покупателями и заказчиками, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

  Порядок проведения инвентаризации по расчетам с покупателями и заказчиками регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.95г. №49 (далее по тексту Методические указания).

Количество  инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества  и финансовых обязательств, проверяемых  при каждой из них, устанавливаются  руководителем организации.

Однако, в соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона №129 и  п.1.5 Методических указаний, проведение инвентаризации обязательно:

      • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
      • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Исключение составляют основные фонды и библиотечные фонды, инвентаризация которых может проводиться один раз в три года и один раз в пять лет соответственно. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
      • при смене материально ответстве<span class="dash041e_0431_044b_0447_043

Информация о работе Аудит учета расчетов с покупателями и заказчиками