Аудит с денежными средствами на счетах в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Целью аудиторской проверки операций по расчетному счету является установление соблюдения экономическими субъектами правил ведения, а также полноты и точности отражения в учете банковских операций по расчетному счету. В данной работе рассматривается методика аудиторской проверки денежных средств на счетах в банке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СЧЕТАХ В БАНКЕ............................................................................................................4

1.1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки..............................................................................................................................4
1.2. Источники информации для аудита денежных средств на счетах в банке...........5

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТНОГО СЧЕТА НА ПРИМЕРЕ ООО «МУССОН»...................................................................................8

2.1. Краткая характеристика предприятия......................................................................8
2.2. Планирование аудита расчетного счета и прочих счетов в банке.........................9
2.3 Аудиторская проверка расчетного счета и прочих счетов в банке.......................18
2.4. Типичные ошибки, выявленные в процессе аудита..............................................30
2.5. Завершение аудиторской проверки ООО «Муссон»............................................31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит (курсовая работа).doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

Величина аудиторского риска определяется до начала проверки. Мы используем аудиторский риск равный 5% (0,05).

Для расчета риска  присутствия ошибки заполним таблицу 5.

 

       Оценка риска присутствия ошибки                                                                                              Таблица 5

Показатель

Оценка

Итоговое количество баллов оценки ведения учета

27

Максимальное количество баллов оценки ведения учета

70

Оценка внутрихозяйственного риск

0,6143

Итоговое количество баллов оценки средств внутреннего контроля

38

Максимальное количество баллов оценки средств внутреннего контроля

90

Оценка риска внутреннего контроля

0,5778

Оценка риска присутствия ошибки (Рв * Рк)

0,3549

Оценка общего аудиторского риска  согласно правилам, установленным в  аудиторской организации

0,05

Оценка риска необнаружения (Ра / Ро)

0,1409


 

Рассчитанный риск необнаружения (14,09%) характеризует максимальный процент ошибок, которые аудитор может пропустить, не допуская превышения значения общего аудиторского риска.

Риск присутствия ошибки больше 33 %, однако меньше 67%, а риск необнаружения  меньше 15,15%, но больше 7,46%, что означает, что риск необнаружения является средним.

Если бы уровень существенности был ниже 159700 тыс. руб., тогда аудиторский  риск был выше своего значения, и  наоборот. Соответственно, чтобы уменьшить  аудиторский риск, можно увеличит уровень существенности.

После того, как оценен уровень существенности, рассчитан аудиторский риск, аудиторская организация подготавливает план и программу аудиторской проверки.

Общий план аудита необходимо документально оформить. Он должен содержать описание предполагаемого  объема, этапов аудиторской проверки и порядка их проведения. В зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и применяемых аудитором конкретных методик форма и содержание общего плана могут меняться.

Аудиторская организация  ООО «Аудитор» составляет план аудиторской проверки расчетного счета. План аудиторской проверки представлен в (Приложении 3).

Один из основных этапов планирования аудита – разработка программы проведения проверки, являющейся основой составления и одновременно развитием общего плана аудита. В программе аудита определяется объем, приемы, аналитические процедуры проверки по существу и сроки их реализации. В сущности, проведение аудита сводится к выполнению его программы по проверке достоверности показателей каждого раздела бухгалтерской отчетности. Начиная разработку программы, аудитор должен выявить значимые для аудита области, а также финансово-хозяйственные операции, отсутствующие у клиента или представляющиеся малозначимыми (несущественными). При разработке программы аудита и установлении методов проверки необходимо учитывать, что аудиторские процедуры призваны выявить наличие существенных искажений оборотов и сальдо бухгалтерских счетов. Для значимых разделов бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются более детальные приемы и методы проверки. Аудитор выявляет, в каких случаях предполагается проводить аудиторские процедуры проверки по существу (детальные тесты, аналитические либо пересекающиеся процедуры), когда достаточно провести тесты средств контроля и воспользоваться результатами внутреннего контроля, где необходима сплошная проверка или можно ограничиться аудиторской выборкой.

К значимым для аудита в первую очередь относятся разделы  и операции, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности. А к малозначимым (несущественным) – отсутствующие у клиента, имеющие незначительный объем или те разделы и операции, где величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.

В последнем разделе  общего плана аудита планируется  завершающий этап путем определения  действий и процедур проверки, направленных на обобщение ее результатов в виде письменной информации руководству аудируемого лица, а также подготовку и подписание аудиторского заключения. Составной частью общего плана на завершающем этапе аудита являются положения, предусматривающие осуществление внутреннего контроля качества за проведением аудиторской проверки. Планирование контрольных процедур должно быть направлено на получение разумной уверенности в том, что работа аудиторов выполнена с высокой степенью профессиональной компетенции, необходимой при данных обстоятельствах.

Общий план и программа  проведения аудита подписываются руководителем  аудиторской проверки и подлежат утверждению руководителем аудиторской  организации.

Аудитор планирует свою работу непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторской проверки. Общий план аудита и его программа по мере необходимости могут уточняться и пересматриваться в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы и могут являться основанием для изменения условий договора на проведение аудиторской проверки.

2.3 Аудиторская проверка расчетного счета и прочих счетов в банке

 

Целью аудиторской проверки операций на расчетном счете в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Выполняя процедуру  проверки операций по расчетным счетам, аудитору необходимо ответить на следующие  вопросы:

  • Формы безналичных расчетов и условия их применения в организации соответствуют положениям нормативных актов?
  • Оформление и порядок расчетов платежными поручениями соответствует положениям нормативных актов?
  • Оформление и порядок расчетов платежными требованиями соответствует положениям нормативных актов?
  • Оформление и порядок осуществления расчетов по инкассо соответствует положениям нормативных актов?
  • Оформление и порядок расчетов чеками соответствует положениям нормативных актов?
  • Оформление и порядок расчетов аккредитивами соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций по расчетному счету соответствует требованиям Инструкции по применению Плана счетов?
  • Корреспонденция счетов по поступлению и выдаче денежных средств соответствует требованиям законодательства?
  • Данные аналитического и синтетического учета по счету 51 «Расчетный счет» соответствуют данным главной книги и баланса?

Аудиторская проверка операций по счетам в банке начинается с  того, что аудитор знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношений  организации и банка, проверяет  соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок  заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации.

Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

Особое внимание аудитор  должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании  решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

Для подтверждения достоверности  бухгалтерской отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка.

При выявлении расхождений  необходимо показать сумму отклонений и выявить их причины.

Таким образом, в ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры:

  • проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории Российской Федерации;
  • проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;
  • арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств в банке;
  • проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса.

Такая проверка проводится по каждому счету, открытому в  банке. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для организации.

Если по договору банковского  счета предусмотрена выплата  банком процентов за пользование  денежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет ли организация  доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:

  • порядок ведения учетных регистров;
  • ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;
  • своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете;
  • производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;
  • тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.

Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 90 «Продажи» или 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Поступление денежных средств  от финансово-кредитных организаций  в виде кредитов, зачисление средств  с других расчетных счетов проверяют  путем встречной сверки записей  по регистрам бухгалтерского учета по счетам учета кредитов.

Особое внимание аудитор  должен уделить проверке полноты  оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитной  организации). Для этого проводят встречную проверку записей с  данными учетного регистра по кредиту счета 50 «Касса».

Перечисление денежных средств с расчетного счета в  погашение задолженности поставщикам  следует анализировать в разделе  аудита расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.

Детальной проверке должны быть подвергнуты операции по счету 51 «Расчетный счет» в сопоставлении  со счетами учета затрат (20 «Основное  производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Издержки обращения»), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы, неоказанные услуги.

Детальная проверка и  анализ первичных документов, подтверждающих списание денежных средств, в корреспонденции  со счетами учета затрат позволяют также выявить ошибки по списанию расходов на научно-исследовательские работы, на оплату социально-бытовых услуг и др., на себестоимость продукции (работ, услуг), что ведет к искажению финансовых результатов и может иметь существенные налоговые последствия.

Пересекающейся процедурой аудиторской проверки операций по расчетному счету является проверка списания денежных средств со счета и полноты  оприходования наличных денег в  кассу. Аудитор должен проверить:

  • приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция к приходному кассовому ордеру;
  • тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 «Расчетный счет» и дебету счета 50 «Касса».

Кроме расчетных счетов организации могут иметь и  прочие счета в банках, на которых учитываются денежные средства, подлежащие обособленному хранению. Открытие специальных счетов в банке вызвано также спецификой ведения отдельных форм расчетов между организациями. Аудиторская проверка проводится по каждому специальному счету в банке.

Выполняя процедуру  проверки операций по специальным счетам, аудитору необходимо ответить на следующие  вопросы:

  • Порядок учета операций при аккредитивной форме расчетов соответствует положениям нормативных актов?
  • Порядок осуществления и учета операций при чековой форме расчетов соответствует положениям нормативных актов?
  • Порядок осуществления и учет расчетов с использованием банковских карт соответствует положениям нормативных актов?
  • Корреспонденция счетов по поступлению и выплате денежных средств соответствует требованиям законодательства?
  • Данные аналитического и синтетического учета по счету 55 «Специальные счета в банках» соответствуют данным главной книги и баланса?

Для учета операций на прочих счетах в банке предназначен счет 55 «Специальные счета в банках», на котором отражается движение денежных средств как в российской, так и в иностранной валюте.

В зависимости от целевого предназначения денежных средств к счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:

  • для учета денежных средств целевого финансирования;
  • для аккумуулирования средств на финансирование капитальных вложений;
  • специальный карточный счет в банке, предназначенный для хранения денежных средств при осуществлении расчетов с использованием банковских карт.

Информация о работе Аудит с денежными средствами на счетах в банке