Аудит в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель обусловливает задачи аудита туристской организации:
критическая оценка структуры управления туристской организации;
проверка правильности формирования учетной информации о затратах, расходах и доходах туристской организации;
изучение особенностей учета валютных операций в туристской организации;

Содержание

1. Понятие аудита и аудиторской проверки.
2.Особенности аудита туристских организаций – туроператоров и турагентов.
2.1. Аудит законодательного и нормативного регулирования;
2.2. Аудит расходов и доходов;
2.3. Аудит валютных операций;
3. Аудиторское заключение – основной экономический документ.

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит в сфере туризма.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Туроператор и турагент между собой обычно заключают  договор купли-продажи. Тогда деятельность агентства можно рассматривать  как торговую, а сами турпутевки – как покупной товар для дальнейшей перепродажи. Получается, что путевка – это товар, и его можно учесть как расход для расчета единого налога. Однако такой подход считается нарушением. Специалисты из Минфина пришли к выводу, что туристическая путевка – это не товар. Она лишь подтверждает право на тур. И фирмы не могут учесть расходы на приобретение путевок при расчете единого налога.

Для решения возникшей  проблемы вместо договора купли-продажи  можно заключать другие виды договоров. Например, это может быть договор  возмездного оказания услуг или  посреднический договор. В первом случае турагент (исполнитель) по заданию туроператора (заказчика) оказывает услуги для туриста. Тогда расходы по приобретению прав на проживание, авиаперелет, трансфер и др. можно отнести к материальным затратам. Во втором случае это может быть договор комиссии, агентский договор или другой аналогичный. Тогда туроператор выступает со стороны комитента (принципала), а турагент – со стороны комиссионера (агента). По договору одна сторона по поручению другой реализует туристический продукт за вознаграждение. Деньги, полученные турагентом от туристов, не будут его собственностью. Агентству принадлежат лишь комиссионные, а это и будет его доход.

Аудитор должен тщательно  проверить соответствие всех расходов и доходов туроператора нормативным  документам, проанализировать правильность заключения договоров между туроператором и турагентом.

Методологические основы учета доходов туроператора содержатся в ПБУ 9/99 «Доходы организации». Аудитор  проверяет правильность отнесения  доходов организации к доходам  от обычной деятельности, операционным доходам, внереализационным доходам. Кроме того, выявляется наличие чрезвычайных доходов.

В качестве обычных доходов  туроператор должен выделить выручку  от продвижения туристского продукта. Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов туроператора, участием в уставных капиталах организаций и иные доходы составляют операционные доходы туроператора.

Аудитор проверяет правильность отнесения сумм соответствующих  доходов на счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы». Аудит организации учета доходов должен проводиться по двум направлениям: проверка данных синтетического и аналитического учета.

В результате проверки правильности формирования в учете данных о  доходах организации аудитор получает сведения об объеме прибыли. Поскольку в бухгалтерском учете выделяют пять видов прибыли, необходимо проверить достоверность показателей валовой прибыли, прибыли от реализации продукции, прибыли до налогообложения, налогооблагаемой прибыли и чистой прибыли. Особенное внимание следует уделить распределению чистой прибыли организации.

Аудит валютных операций. В первую очередь аудитор устанавливает правовое соответствие ведения хозяйственных операций и учетных регистров положениям законодательных актов, в том числе Федерального закона Гражданского кодекса РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Затем проверяется комплект документов, служащих основанием для совершения хозяйственных операций по валютному счету.

Аудитор устанавливает  цели проведения текущих валютных операций. Определение целей операций по приобретению и расходованию иностранной валюты необходимо для детальной проверки блоков валютных операций (оплата расходов по заграничным командировкам, обязательная продажа части валютной выручки и пр.).

Далее аудируется порядок  ведения хозяйственных операций по счету 52 «Валютные счета». Устанавливается наличие и правильность использования субсчетов к этому счету. Достоверность аналитического учета подтверждается проверкой соответствующих учетных регистров (карточек счета, выписок валютного счета, расчетов и пр.) и сопоставлением его информации с данными синтетического учета.

В обязательном порядке  проверяется реальность и своевременность  продажи туроператором или турагентом части валютной выручки (10%). После  проверки законности оформления документов по продаже обязательной части валютной выручки и правильности отражения ее реализации в бухгалтерском учете аудируется перевод оставшейся части выручки (90%) на текущий валютный счет турфирмы.

Туристские фирмы могут  использовать разные методики учета валютных операций. Цель аудита заключается в выявлении нарушений в корреспонденциях счетов по учету валютных операций. К задачам аудита относятся определение эффективности применяемой методики учета валютных операций и разработка предложений по ее совершенствованию или использованию альтернативной методики.

Сумма валютной выручки  турагента, полученная в виде комиссионных и агентских вознаграждений, зачисляется  на специальный транзитный валютный счет. Задача аудитора заключается  в проверке правильности учета наличия и движения иностранной валюты на данном счете. Кроме того, устанавливается соответствие всех документов, служащих основанием для зачисления валютной выручки на специальный транзитный валютный счет, требованиям бухгалтерского, валютного и налогового законодательства.

Основным экономическим  документом, содержащим информацию о  результатах проведенной проверки коммерческой организации, в том  числе туристской, служит аудиторское  заключение. В ходе аудита все действия аудиторов направлены на достижение главной цели аудиторской проверки – формирование объективного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Это мнение и составляет содержание аудиторского заключения.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Порядок составления  аудиторского заключения приведен в  Правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696).

В соответствии с этим правилом аудиторская фирма по результатам проведенной проверки должна выразить мнение о соответствии во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Мнение о достоверности  отчетности может быть выражено в  форме безусловно положительного, условно  положительного или отрицательного аудиторского заключения либо в форме  отказа от выражения мнения, оформляемого также в виде аудиторского заключения.

В безусловно положительном заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности турфирмы означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных отношениях отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности предприятия за отчетный период исходя из Федерального закона "О бухгалтерском учете" и других нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В условно положительном  аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы означает, что за исключением указанных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных отношениях отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности экономического субъекта за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В отрицательном аудиторском  заключении мнение аудиторской фирмы  означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных отношениях отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности экономического субъекта за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Аудиторское заключение содержит три обязательных элемента:

1.) Вводная часть аудиторского  заключения представляет собой  общие сведения об аудиторской  фирме. 

2.) Основная (аналитическая) часть, в которой содержится информация об общих результатах проверки состояния учетно-аналитической системы и системы внутрифирменного контроля и их соответствии положениям нормативно-правовых документов, регулирующих бухгалтерский учет.

3.) Итоговая часть аудиторского заключения представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Итоговая часть должна включать: название данной части; адресность итоговой части; наименование экономического субъекта; объект аудита; ссылка на нормативно-правовые документы, регулирующие порядок составления и представления бухгалтерской отчетности; мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности исследованного хозяйствующего субъекта; дата аудиторского заключения.

К заключению должна быть приложена бухгалтерская отчетность экономического субъекта, в отношении  которой проводился аудит.  
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (с изменениями на 16.04.2005 года).
  3. Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера - М.: Бератор-Пресс, 2003 г.
  4. Александров О.А. Бухгалтерский учет в туризме: практическое пособие / О.А. Александров. – М.: Омега – Л, 2006. – 190с. – (Практическая бухгалтерия).
  5. Ковалева О.В. Аудит /учебное пособие/ О.В. Ковалева, Ю.П. Константинов. – М.: «Приор-издат», 2003.- 320с.:ил.
  6. Подольский В.И. Аудит / под редакцией В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ, 2003г.
  7. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита: Пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера. - Информационное агентство "ИПБ-БИНФА", 2002 г.
  8. Суйц В.П. Аудит: общий, банковский, страховой /учебник для вузов// Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. – Москва: ИНФРА-М, 2000 - 496 с.: ил.
  9. Журнал "Бухгалтерский учет" № 8, 2001год, статья Л.З.Шнейдмана «Как читать аудиторское заключение».
  10. Журнал «Расчет» № 10, 2004 год, статья Е. Лебедевой «Турпутевку признаем расходом».

 

 


Информация о работе Аудит в сфере туризма